Карлин:  работа, которая проходит в каждом из нас всю жизнь, будет подпитана уникальным материалом, называемым шукшинская душа
20 мая 2014

Сомнительное качество исполнения майских указов: претензии не только к регионам

Фото: Дмитрий Азаров, "Коммерсант"

Прошло два года со дня подписания президентом знаменитых 11 указов от 7 мая, существенным образом повлиявших на основные сферы социально-экономической жизни страны. На протяжении этого периода при подведении промежуточных итогов чаще говорилось о качестве исполнения (или неисполнения) майских указов регионами. На основании этого формировались различные рейтинги, губернаторам грозили из разных кабинетов и со всех «фронтов». Но при этом забывая, что непосредственные исполнители указов – федеральные ведомства, которые намного реже губернаторов попадали под критику, но по факту заслуживали ее подчас не меньше.

7 мая на заседании правительства под председательством президента Владимира Путина была представлена подробная статистика о реализации 11 указов «федералами».

Самыми исполнительными ведомствами оказались Минфин, Минрегион, Минэкономразвития, исполнившие от 60 до 90% поручений.

По половине указов выполнено не более 50% поручений от общего количества. Само по себе это не говорит о провале, так как по ряду поручений срок исполнения еще не наступил. В то же время если говорить о поручениях, по которым наступил срок исполнения, то в срок реализуются только два указа – № 598 (здравоохранение) и № 606 (демография).

Стоит отметить, что федеральные ведомства, спохватившись перед совещанием, ухитрились за праздничную неделю выполнить целых 56 поручений: в правительственной справке за 30 апреля указано, что выполнено 121 поручение, а на заседании 7 мая начальник контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко отметил, что выполнено уже 177.

В рамках мониторинга исполнения указов контрольное управление «серьезно проработало» 14 заключений, сделанных «Народным фронтом». Анализировать есть что: в системе госзакупок (7 трлн руб. в год) отсутствует «норма положенности» (что позволяет чиновникам совершать закупку неоправданно роскошных товаров), а мониторинг эффективности госзакупок отсутствует. Реализацию 33 поручений можно признать проблемной (по некоторым срок превышен в 6 раз). Арендное жилье экономкласса, специальные условия ипотеки для бюджетников и молодых семей, общественный контроль в ЖКХ, институт региональных бизнес-омбудсменов, госгарантии среднему бизнесу при реализации инвестпроектов – все это остается пока только благими пожеланиями. Зарплаты воспитателей в детсадах и школьных учителей достигли заданных показателей лишь в 21 и 61 регионе соответственно.

Судя по всему, проблему высоких бюджетных затрат на зарплаты планируется решать в том числе при помощи сокращения штата: так, правительство завершило работу по профессиональным стандартам в здравоохранении, согласовало их с регионами, подписав «дорожные карты», и все это позволит регионам сэкономить на зарплатах в 2014г. около 20 млрд руб. Вопрос – какой ценой, ведь, согласно данным правительства, дефицит врачей в стране и без того составляет 120 тыс. чел. Таким образом, получается если не замкнутый круг, то, во всяком случае, существенная задержка в решении проблемы.

К выделенным в 2013г. субъектам 50 млрд руб. на сокращение очереди детсадах в мае этого года регионы должны получить еще 50 млрд. А пока за два года реализации майских указов лишь 8 регионов обеспечили полную доступность детсадов и еще 9 – почти полную. Поскольку все возможные резервы для увеличения числа мест в имеющихся образовательных учреждениях исчерпаны, то с 2014г. остается только один вариант – строительство новых детсадов, что означает постоянное увеличение стоимости одного места. На заседании выяснились разногласия в оценках: расхождение в стоимости одного детсадовского места, озвученной Чуйченко и министром образования и науки Дмитрием Ливановым, составило примерно 200 тыс. Не менее удивителен и следующий факт: из 50 млрд руб., выделенных на новые детсады, 14% вернулось обратно, так как не были освоены. Деньги регионы умеют тратить не всегда.

Минстрой (который, к слову, пока не выполнил ни одного поручения по майским указам) сделал ряд громких заявлений. Во-первых, до конца 2017г. планируется ввести 25 млн кв. метров жилья сверх означенной нормы и предложить его небогатым семьям по цене минимум на 12% ниже установленного норматива (то есть не дороже, чем 30 тыс. руб. за квадратный метр). К реализации предполагается привлечь механизм социальной ипотеки (пока существует только в 61 регионе, однако активно действует в шести).

Во-вторых, по словам министра строительства Михаила Меня, завершена подготовка нормативной базы для привлечения частных инвестиций в ЖКХ: ссылаться на «отсутствие законодательства» отныне будет невозможно. Регионам же министерство приготовило «модельную «дорожную карту» с планом мероприятий по привлечению инвестиций в ЖКХ. Не принять нельзя, так как утверждение до конца года этой «дорожной карты» - одно из условий получения поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ (основной источник федеральной поддержки в отрасли).

«На сегодняшний день уже регионам будет сложно ссылаться на недостаточный объем софинансирования со стороны федерального бюджета», – подытожил Мень и в заключение отметил, что «для обеспечения жесткого контроля» ведется работа с уже упоминавшимся «Народным фронтом», а в 71 регионе созданы центры обеспечения контроля.

Контроль планируется осуществлять и посредством общественной оценки – министр экономического развития Алексей Улюкаев анонсировал сразу несколько каналов: SMS-сообщения; специальный портал «Ваш контроль» (www.vashkontrol.ru); специализированные порталы ведомств; единый портал госуслуг; терминалы в местах оказания услуг. Данные оценки станут элементом общей системы аудита деятельности руководителей ведомств. Как отметил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, в отдельных регионах для оценки работы учреждений здравоохранения уже начали использовать рейтинги и общественные опросы. Завершающим действием в формировании системы оценки станет внесение в Госдуму правительственного законопроекта, предусматривающего унификацию системы оценки работы учреждений со стороны населения и общественных советов на региональном уровне.

Существенным недостатком в реализации майских указов стало и отсутствие системы тиражирования лучших региональных практик. Соответственно, было предложено поручить профильным министерствам «более активно выявлять, распространять и поддерживать» на федеральном уровне самые креативные региональные проекты.

Для устранения обозначенных проблем Чуйченко озвучил предложение – ежегодный правительственный доклад по каждому региону, содержащий сведения о степени освоения федеральных средств и анализ причин возврата.

Таким образом, можно заключить, что ситуация с майскими указами все сильнее производит впечатление «позднего зажигания» и последующего за ним желания ускоренными темпами «догнать и перегнать». Решения, принятые в мае 2012г., безусловно, охватывают важнейшие цели и призваны привести к значительным изменениям. Однако такие инициативы были бы очень своевременны и полезны в начале 2000-х. А сейчас, в условиях все более явного замедления экономического роста и растущих геополитических рисков, они вызывают все большее опасение – не надорваться бы.

Путин, похоже, прислушался к доводам Счетной палаты и здравого смысла и распорядился реструктурировать долги регионов и начать замещение банковских коммерческих кредитов бюджетными. Отдельным регионам, похоже, будет предоставлена «льгота» при исполнении тяжкого «майского бремени» – темпы роста зарплат будут «скорректированы» до более приемлемых.

Но в итоге по-прежнему остается несправедливость бюджетного федерализма, а риски девальвации продолжают расти. Несомненно, реализовывать «майские указы» нужно, однако столь же необходимым является их пересмотр и корректировка.

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.