Петров: целое поколение воспитано в духе русофобии
3 июля в Кремле состоялось заседание Совета при президенте по межнациональным отношениям. Обсуждалась роль культуры и образования в укреплении общественного согласия. Ниже мы публикуем наиболее интересные, по нашему мнению, фрагменты дискуссии.
Юрий Петров, директор Института российской истории РАН:
«В последние месяцы мы с вами живём в драматической обстановке. И нельзя не видеть, что роль исторического образования и просвещения, оказывается, очень важна для отношения наций друг к другу.
Одним из условий тех событий, которые происходят на Украине, стало воспитание поколения на основе шовинистического национализма и русофобии. Это, условно говоря, поколение майдана много совершило в нашем недавнем прошлом, да и в настоящем тоже. Несколько месяцев назад получили большую известность стихи украинской девочки, школьницы, о том, что «мы с вами, русские, не братья больше ни по крови, ни по матери». Это и есть чудовищный результат такого, я бы сказал, псевдовоспитания, которое они прошли в современной Украине. Последние 20 лет учебники и политика украинского государства были откровенно русофобские и тем самым, можно сказать, готовили эти драматические события.
В этих обстоятельствах ответственность историка становится наиболее очевидна и для нас самих, историков, и для общества в целом. Речь идёт о том, что какое поколение мы вырастим – такое будущее и получим».
«Хочу подчеркнуть, что правда истории есть лучшая прививка от националистической агрессии и насилия и инструмент воспитания российского гражданина».
«В Институте российской истории начата работа по написанию истории Крыма. Мы сейчас приступили к работе и над историей Новороссии. Ведётся работа по 20-томной истории России, в основе которой будет идея, что российская держава с самого своего начала была государством многонациональным и этот свой многонациональный характер она сохраняла на протяжении всей своей истории».
«Я считаю и абсолютно убеждён, что история нашего Отечества должна быть обязательным предметом при сдаче единого государственного экзамена. Иначе все наши попытки поднять её значение, обучить молодёжь истории страны останутся втуне, поскольку это не будет связано с непосредственным их обязательством по сдаче экзамена. Если это сделать, то, мне кажется, изучение российской истории в школе поднимется на новый уровень».
Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН:
«К сожалению, сегодня молодёжь часто становится заложником намеренной обработки по части создания образа врага и несчастливой судьбы того или иного народа или региона. И, как показывает опыт Украины, для этого достаточно одного поколения, чтобы воспитать молодёжь в заданном духе».
«Нам не нужно бояться своей истории, что-то скрывать, приукрашивать. Историческая правда – это важнейший воспитательный аргумент».
«Российское самосознание современной молодёжи формируют не только учебники истории, хотя сам я представляю исторический цех и участвовал в разработке концепции, но должен сказать, что российская идентичность, то есть чувство сопричастности со своей страной, формируется через принятие современной жизни, того единственного времени, в котором мы живём. И в России, к сожалению, в целом доминирует отрицание периода новейшей истории страны, хотя мало кто может сказать, а когда же было лучше в прошлой эпохе? Но для молодёжи последние 20 лет – это вся их жизнь, и они должны быть уверены, что живут в лучшие, а не в худшие времена».
Владимир Мединский, министр культуры РФ:
«Объединяющие ценности нашей культуры коренятся в традиционных религиозных нормах, сокровищах традиционной культуры, в шедеврах классики, в общих святынях исторической памяти. Сегодня мы должны конвертировать эти ценности в понятную для молодёжи форму, сделать их манящими для молодого человека любой национальности, чтобы именно Суворова и Багратиона, Пушкина и Даля, Тараса Шевченко и Левитана, Айвазовского, Куинджи, Рахманинова и Хачатуряна каждый молодой человек считал своими соотечественниками, своим наследием по праву родства».
«Школьник, с одной стороны, выигрывает от знания региональных языков, это бонус, но это имеет смысл только в случае дополнения к глубокому знанию нашего общего языка. Убеждены, что соотношение русского и регионального языков, содержание образования должно быть однозначно в пользу русского. Очень просим дать соответствующее поручение министерству образования, иначе если этого не сделать, то какая культура?!»
«Доказано, что, глубоко изучая традиции собственного народа, молодёжь начинает живо интересоваться и восхищаться обычаями соседних народов. Например, фольклористы подметили, что молодые ребята из Ставрополя и Краснодара, которые умеют хорошо танцевать казачью лезгинку, уже и горскую лезгинку воспринимают доброжелательно, как вызов сугубо эстетический, и даже завязываются специальные соревнования – батлы, как они их называют».
«В депрессивном рабочем посёлке Хохлово Вологодской области в школе были запущены курсы традиционной народной культуры, а именно кружки ткачества, вышивки, пения, народного танца. Этот эксперимент продолжался пять лет. И в течение этих пяти лет подростковая преступность в посёлке просто сошла на нет, снизилась до нуля».
«По сути, национальная политика государства неотделима от культурной. Странно понимаемая политика всетолерантности, мультикультурализма, эта устаревшая тактика консервации множества изолированных субкультур без объединяющего культурного центра, завершилась полным крахом в Германии, во Франции, в других странах Европы, где индусы, арабы, турки попросту игнорируют обычаи и язык страны пребывания. При этом официально отвергнутые самой Европой подходы не мытьём так катаньем навязываются нам через либеральную прессу в качестве образцов для подражания. Мы считаем, что в России не нужно толерантно терпеть своего соседа, изолировавшегося в обособленном квартале.
Наша традиция – это уважение, любовь, знание и понимание традиций, а самое главное – общее соработничество, совместный труд во имя общих целей. Только на этом и должен стоять фундамент дружбы народов».