11 июля 2014

Россия как буфер в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве

МИД РФ исключает возможность проведения миротворческой операции на территории Украины с участием российских военнослужащих. Эта позиция противоречит сложившейся многолетней практике применения Вооруженных сил РФ для деэскалации этнополитических конфликтов на территории СНГ и, в меньшей степени, за его пределами.

Министерство иностранных дел отрицает возможность проведения какой-либо миротворческой операции на территории Украины с участием российских военнослужащих. «Вы где-то начитались, наверное, в ваших источниках о какой-то миротворческой операции. Ничего подобного», — заявил в четверг официальный представитель МИД Александр Лукашевич, комментируя по просьбе украинского журналиста информацию о подготовке миротворческой операции и сообщения о том, что 60 процентов контингента якобы составят российские солдаты. По словам Лукашевича, Россия поддерживает деятельность миссии ОБСЕ на Украине и считает ее «очень важным мониторинговым механизмом».

Однако на протяжении всего постсоветского периода Россия активно участвовала в миротворческой деятельности, как на территории СНГ, так и за его пределами. Военнослужащие ВС РФ в составе коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) либо самостоятельно способствовали прекращению огня в зонах самых острых и масштабных этнополитических конфликтов. Российские миротворцы внесли значительный вклад в урегулирование ситуации, в частности, в Приднестровье, в Южной Осетии и Абхазии, в Таджикистане.

Приднестровье

Не сумев военным путем решить проблему фактической независимости ПМР, власти Молдавии пошли на компромисс с руководством непризнанной республики. 21 июля 1992 года в Москве было достигнуто «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Документ, послуживший юридической основой миротворческой операции, был подписан президентами Ельциным и Снегуром, и завизирован лидером ПМР Смирновым.

Ранее на встрече лидеров государств-участников СНГ Снегур поставил вопрос о направлении в зону конфликта миротворческих сил содружества, в состав которых должны были бы входить молдавский, российский (но не 14-я армия), украинский и белорусский контингенты.

Однако это предложение не получило поддержки, так как миротворческая операция проводилась не под эгидой СНГ, а в состав миротворческих сил вошли лишь молдавский, российский и приднестровский контингенты.

В соответствии с соглашением 21 июля конфликтующие стороны обязались:

- предпринять все меры к полному прекращению огня, отвести войска и вооружения из «зоны безопасности»;

- для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и вооружений в этой зоне создавалась объединенная Контрольная комиссия, «состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании»;

- комиссия могла использовать в своей работе группы военных наблюдателей, ей в подчинение передавались созданные на добровольной основе воинские контингенты, «представляющие стороны, участвующие в выполнении данного соглашения».

С 23 по 31 августа 1992 года российский воинский контингент (РВК) был введен в зону конфликта с целью прекращения боевых действий между конфликтующими сторонами, отвода их вооруженных сил и боевой техники. Он является составной частью Совместных миротворческих сил (СМС) по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Соглашением 21 июля срок применения СМС в зоне конфликта определен до полного урегулирования конфликта.

В настоящее время миротворческие задачи в Приднестровье выполняют 441 военнослужащий от Российской Федерации, 453 военнослужащих от Молдавии, 490 военнослужащих от ПМР и 10 военных наблюдателей от Украины.

Приднестровская Молдавская Республика является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и пока не возобновлялись.

Южная Осетия

После продолжавшегося 18 месяцев вооруженного противостояния между Грузией и Южной Осетией представители России, Грузии и Южной Осетии 24 июня 1992 года подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта.

Ключевые решения Сочинского соглашения:

- учреждается Смешанная контрольная комиссия (СКК) в составе представителей Российской Федерации, Грузии, Северной Осетии и Южной Осетии, которая будет осуществлять свои функции во взаимодействии с группой военных наблюдателей;

- создаются смешанные силы по установлению мира и поддержанию правопорядка по согласованию сторон;

Сочинское соглашение 1992 года, а также решения Смешанной контрольной комиссии стали основанием для миротворческой деятельности Российской Федерации в зоне грузино-осетинского конфликта. Согласно этим документам, в Южной Осетии российские войска вместе с грузинскими и осетинскими военными вошли в состав Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ). Каждая сторона – грузинская, российская и осетинская — получила право на размещение в зоне конфликта миротворческого батальона в составе не более 500 военнослужащих. Кроме того, в Цхинвале была размещена миссия наблюдателей от ОБСЕ.

Смешанные силы, по тексту принятых решений, были «предназначены для восстановления мира и, поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта, коридоре безопасности, районах и селах, не вошедших в зону конфликта, осуществления контроля за соблюдением условий прекращения огня и принятия решительных мер вплоть до применения оружия при нарушении неконтролируемыми вооруженными формированиями любой из конфликтующих сторон условий Соглашения и решений СКК».

После грузино-осетинской войны 2008 года, в ходе которой были атакованы, в том числе, и российские миротворцы, ССПМ прекратили свое существование. В 2009 году на территории признанной Россией Республики Южная Осетия на основании двустороннего соглашения была размещена постоянно действующая 4-я гвардейская военная база ВС РФ. Ее личный состав, насчитывающий около 4 тысяч солдат и офицеров, продолжает фактически выполнять миротворческую функцию, защищая РЮО от возможной новой агрессии Грузии.

Абхазия

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года были размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входило поддержание режима невозобновления огня.

Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролировали 30-километровую полосу безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта. В буферной зоне постоянно находилось около 3 тысяч миротворцев. Срок действия мандата российских миротворцев был определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимал решение о продлении мандата.

2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН.

В середине июля 2006 года парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. В ответ на это парламент Абхазии призвал все страны, в том числе Россию, «незамедлительно начать процесс официального признания независимости Республики Абхазия», а также обратился к ООН, ОБСЕ и другим международным организациям с просьбой «пресечь милитаристские планы грузинского руководства». Руководитель МИД РФ Сергей Лавров 20 июля заявил: «Благодаря миротворцам в Южной Осетии и Абхазии сохраняется мир и не льется кровь. Если кто-то забыл, можно вспомнить, как эти конфликты начинались, и какой ценой, включая жизни наших солдат, удалось кровопролитие остановить. И в том, и в другом случае есть механизмы, одобренные международными организациями. Для Южной Осетии — это ОБСЕ, для Абхазии — это ООН. В рамках этих организаций одобрены, как я уже сказал, существующие миротворческие механизмы. Поэтому решение парламента — это попытка обострить ситуацию до предела».

За время миротворческой миссии в зонах конфликтов в Абхазии и Южной Осетии погибло около 100 российских миротворцев, не считая потерь ВС РФ в ходе Пятидневной войны. В 2009 году в соответствии с российско-абхазским соглашением создана 7-я военная база, в состав которой вошли бывшие миротворческие объекты.

Таджикистан

24 сентября 1993 года пятью государствами-участниками СНГ — РФ, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном — было подписано Соглашение о коллективных миротворческих силах (КМС), дополненное Положением об объединенном командовании коллективными миротворческими силами, а также документом о размерах долевых взносов для финансирования объединенного командования. На основе этих документов были приняты решения о направлении коллективных миротворческих сил в Таджикистан, где с 1992 года шла гражданская война.

Дислоцированная в республике 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ была вовлечена в конфликт с самого начала. В 1993 году на межгосударственном уровне был определён статус соединения и его основные задачи. На дивизию было возложено содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, обеспечение доставки, охрана и распределение гуманитарной помощи, содействие в процессе репатриации беженцев и защита важнейших народнохозяйственных объектов.

С началом миротворческой миссии СНГ в Таджикистане 201-я дивизия стала основой сил по поддержанию мира. На начальном этапе в состав КМС СНГ входили военные подразделения Российской Федерации, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Постепенно из Таджикистана по разным причинам вывели свои контингенты Узбекистан и Киргизия. К моменту подписания Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между правительством РТ и Объединенной таджикской оппозицией (27 июня 1997 года) в Таджикистане в составе КМС, помимо российских военных, остался только казахстанский батальон.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в республике Таджикистан, звания Героя России удостоены два офицера из состава 201-й дивизии: гвардии лейтенант Валерий Оловаренко (посмертно) и гвардии старший лейтенант Игорь Мишин (посмертно).

Общие потери российского миротворческого контингента в Таджикистане за время гражданской войны составляют 150 убитых и 79 раненых военнослужащих.

Помимо коллективных сил, поддержанию стабильности в республике способствовала группа пограничных войск России в Таджикистане. Она была образована в 1992 году и существовала до лета 2005-го, когда была выведена по просьбе таджикской стороны. Пограничники также несли потери. Так, 13 июля 1993 года, при попытке прорыва на территорию Таджикистана большой группы таджикских и афганских боевиков российские военнослужащие 12-й погранзаставы Московского погранотряда 11 часов отражали атаки противника, потеряв 25 человек убитыми. По итогам боя шестеро пограничников были удостоены звания Героя России (в том числе четверо — посмертно).

В 2000 году, исходя из того, что задачи коллективных миротворческих сил в РТ выполнены, Совет глав государств СНГ принял решение о прекращении миссии. Тем не менее, российские военные остаются в Таджикистане, но теперь в составе 201-й военной базы ВС России.

P.S. Стоит добавить, что в последние годы российские военнослужащие неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан. В целях подготовки военнослужащих российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Ее бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению президента Российской Федерации и в интересах СНГ, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО, Шанхайской организации сотрудничества.

Таким образом, заявление российского МИДа о невозможности проведения миротворческой операции на территории Украины с участием российских военнослужащих противоречит тем принципам поддержания мира, приверженность которым руководство РФ неоднократно демонстрировало.

До сих пор Россия выступала фактически в роли главного миротворца на территории бывшего СССР, а в ситуации украинского кризиса и давления Запада «добровольно-принудительно» от этой роли отказывается.

Центр изучения национальных конфликтов

Версия для печати