Неверов:  наши коллеги могут сосредоточиться на ведении избирательной кампании, а не только на поиске спонсоров у себя в регионе
11 июля 2014

Россия как буфер в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве

МИД РФ исключает возможность проведения миротворческой операции на территории Украины с участием российских военнослужащих. Эта позиция противоречит сложившейся многолетней практике применения Вооруженных сил РФ для деэскалации этнополитических конфликтов на территории СНГ и, в меньшей степени, за его пределами.

Министерство иностранных дел отрицает возможность проведения какой-либо миротворческой операции на территории Украины с участием российских военнослужащих. «Вы где-то начитались, наверное, в ваших источниках о какой-то миротворческой операции. Ничего подобного», — заявил в четверг официальный представитель МИД Александр Лукашевич, комментируя по просьбе украинского журналиста информацию о подготовке миротворческой операции и сообщения о том, что 60 процентов контингента якобы составят российские солдаты. По словам Лукашевича, Россия поддерживает деятельность миссии ОБСЕ на Украине и считает ее «очень важным мониторинговым механизмом».

Однако на протяжении всего постсоветского периода Россия активно участвовала в миротворческой деятельности, как на территории СНГ, так и за его пределами. Военнослужащие ВС РФ в составе коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) либо самостоятельно способствовали прекращению огня в зонах самых острых и масштабных этнополитических конфликтов. Российские миротворцы внесли значительный вклад в урегулирование ситуации, в частности, в Приднестровье, в Южной Осетии и Абхазии, в Таджикистане.

Приднестровье

Не сумев военным путем решить проблему фактической независимости ПМР, власти Молдавии пошли на компромисс с руководством непризнанной республики. 21 июля 1992 года в Москве было достигнуто «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Документ, послуживший юридической основой миротворческой операции, был подписан президентами Ельциным и Снегуром, и завизирован лидером ПМР Смирновым.

Ранее на встрече лидеров государств-участников СНГ Снегур поставил вопрос о направлении в зону конфликта миротворческих сил содружества, в состав которых должны были бы входить молдавский, российский (но не 14-я армия), украинский и белорусский контингенты.

Однако это предложение не получило поддержки, так как миротворческая операция проводилась не под эгидой СНГ, а в состав миротворческих сил вошли лишь молдавский, российский и приднестровский контингенты.

В соответствии с соглашением 21 июля конфликтующие стороны обязались:

- предпринять все меры к полному прекращению огня, отвести войска и вооружения из «зоны безопасности»;

- для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и вооружений в этой зоне создавалась объединенная Контрольная комиссия, «состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании»;

- комиссия могла использовать в своей работе группы военных наблюдателей, ей в подчинение передавались созданные на добровольной основе воинские контингенты, «представляющие стороны, участвующие в выполнении данного соглашения».

С 23 по 31 августа 1992 года российский воинский контингент (РВК) был введен в зону конфликта с целью прекращения боевых действий между конфликтующими сторонами, отвода их вооруженных сил и боевой техники. Он является составной частью Совместных миротворческих сил (СМС) по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Соглашением 21 июля срок применения СМС в зоне конфликта определен до полного урегулирования конфликта.

В настоящее время миротворческие задачи в Приднестровье выполняют 441 военнослужащий от Российской Федерации, 453 военнослужащих от Молдавии, 490 военнослужащих от ПМР и 10 военных наблюдателей от Украины.

Приднестровская Молдавская Республика является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и пока не возобновлялись.

Южная Осетия

После продолжавшегося 18 месяцев вооруженного противостояния между Грузией и Южной Осетией представители России, Грузии и Южной Осетии 24 июня 1992 года подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта.

Ключевые решения Сочинского соглашения:

- учреждается Смешанная контрольная комиссия (СКК) в составе представителей Российской Федерации, Грузии, Северной Осетии и Южной Осетии, которая будет осуществлять свои функции во взаимодействии с группой военных наблюдателей;

- создаются смешанные силы по установлению мира и поддержанию правопорядка по согласованию сторон;

Сочинское соглашение 1992 года, а также решения Смешанной контрольной комиссии стали основанием для миротворческой деятельности Российской Федерации в зоне грузино-осетинского конфликта. Согласно этим документам, в Южной Осетии российские войска вместе с грузинскими и осетинскими военными вошли в состав Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ). Каждая сторона – грузинская, российская и осетинская — получила право на размещение в зоне конфликта миротворческого батальона в составе не более 500 военнослужащих. Кроме того, в Цхинвале была размещена миссия наблюдателей от ОБСЕ.

Смешанные силы, по тексту принятых решений, были «предназначены для восстановления мира и, поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта, коридоре безопасности, районах и селах, не вошедших в зону конфликта, осуществления контроля за соблюдением условий прекращения огня и принятия решительных мер вплоть до применения оружия при нарушении неконтролируемыми вооруженными формированиями любой из конфликтующих сторон условий Соглашения и решений СКК».

После грузино-осетинской войны 2008 года, в ходе которой были атакованы, в том числе, и российские миротворцы, ССПМ прекратили свое существование. В 2009 году на территории признанной Россией Республики Южная Осетия на основании двустороннего соглашения была размещена постоянно действующая 4-я гвардейская военная база ВС РФ. Ее личный состав, насчитывающий около 4 тысяч солдат и офицеров, продолжает фактически выполнять миротворческую функцию, защищая РЮО от возможной новой агрессии Грузии.

Абхазия

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года были размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входило поддержание режима невозобновления огня.

Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролировали 30-километровую полосу безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта. В буферной зоне постоянно находилось около 3 тысяч миротворцев. Срок действия мандата российских миротворцев был определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимал решение о продлении мандата.

2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН.

В середине июля 2006 года парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. В ответ на это парламент Абхазии призвал все страны, в том числе Россию, «незамедлительно начать процесс официального признания независимости Республики Абхазия», а также обратился к ООН, ОБСЕ и другим международным организациям с просьбой «пресечь милитаристские планы грузинского руководства». Руководитель МИД РФ Сергей Лавров 20 июля заявил: «Благодаря миротворцам в Южной Осетии и Абхазии сохраняется мир и не льется кровь. Если кто-то забыл, можно вспомнить, как эти конфликты начинались, и какой ценой, включая жизни наших солдат, удалось кровопролитие остановить. И в том, и в другом случае есть механизмы, одобренные международными организациями. Для Южной Осетии — это ОБСЕ, для Абхазии — это ООН. В рамках этих организаций одобрены, как я уже сказал, существующие миротворческие механизмы. Поэтому решение парламента — это попытка обострить ситуацию до предела».

За время миротворческой миссии в зонах конфликтов в Абхазии и Южной Осетии погибло около 100 российских миротворцев, не считая потерь ВС РФ в ходе Пятидневной войны. В 2009 году в соответствии с российско-абхазским соглашением создана 7-я военная база, в состав которой вошли бывшие миротворческие объекты.

Таджикистан

24 сентября 1993 года пятью государствами-участниками СНГ — РФ, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном — было подписано Соглашение о коллективных миротворческих силах (КМС), дополненное Положением об объединенном командовании коллективными миротворческими силами, а также документом о размерах долевых взносов для финансирования объединенного командования. На основе этих документов были приняты решения о направлении коллективных миротворческих сил в Таджикистан, где с 1992 года шла гражданская война.

Дислоцированная в республике 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ была вовлечена в конфликт с самого начала. В 1993 году на межгосударственном уровне был определён статус соединения и его основные задачи. На дивизию было возложено содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, обеспечение доставки, охрана и распределение гуманитарной помощи, содействие в процессе репатриации беженцев и защита важнейших народнохозяйственных объектов.

С началом миротворческой миссии СНГ в Таджикистане 201-я дивизия стала основой сил по поддержанию мира. На начальном этапе в состав КМС СНГ входили военные подразделения Российской Федерации, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Постепенно из Таджикистана по разным причинам вывели свои контингенты Узбекистан и Киргизия. К моменту подписания Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между правительством РТ и Объединенной таджикской оппозицией (27 июня 1997 года) в Таджикистане в составе КМС, помимо российских военных, остался только казахстанский батальон.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в республике Таджикистан, звания Героя России удостоены два офицера из состава 201-й дивизии: гвардии лейтенант Валерий Оловаренко (посмертно) и гвардии старший лейтенант Игорь Мишин (посмертно).

Общие потери российского миротворческого контингента в Таджикистане за время гражданской войны составляют 150 убитых и 79 раненых военнослужащих.

Помимо коллективных сил, поддержанию стабильности в республике способствовала группа пограничных войск России в Таджикистане. Она была образована в 1992 году и существовала до лета 2005-го, когда была выведена по просьбе таджикской стороны. Пограничники также несли потери. Так, 13 июля 1993 года, при попытке прорыва на территорию Таджикистана большой группы таджикских и афганских боевиков российские военнослужащие 12-й погранзаставы Московского погранотряда 11 часов отражали атаки противника, потеряв 25 человек убитыми. По итогам боя шестеро пограничников были удостоены звания Героя России (в том числе четверо — посмертно).

В 2000 году, исходя из того, что задачи коллективных миротворческих сил в РТ выполнены, Совет глав государств СНГ принял решение о прекращении миссии. Тем не менее, российские военные остаются в Таджикистане, но теперь в составе 201-й военной базы ВС России.

P.S. Стоит добавить, что в последние годы российские военнослужащие неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан. В целях подготовки военнослужащих российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Ее бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению президента Российской Федерации и в интересах СНГ, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО, Шанхайской организации сотрудничества.

Таким образом, заявление российского МИДа о невозможности проведения миротворческой операции на территории Украины с участием российских военнослужащих противоречит тем принципам поддержания мира, приверженность которым руководство РФ неоднократно демонстрировало.

До сих пор Россия выступала фактически в роли главного миротворца на территории бывшего СССР, а в ситуации украинского кризиса и давления Запада «добровольно-принудительно» от этой роли отказывается.

Центр изучения национальных конфликтов

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.