Путин:  цена ошибки – это здоровье наших людей. Поэтому ответственность глав регионов за каждое принятое решение крайне высока
28 января 2020

Эксперты центра «Юг»: президент своим посланием определил стратегию – губернаторам теперь предстоит выстроить тактику

Экспертно-аналитический центр «Юг» /ЮФО/СКФО/ Эксперты – о целях и задачах, поставленных губернаторам в ходе президентского послания Федеральному Собранию, и их реализации в регионах Юга России

Фото: ksu.edu.ru

Перспективы развития регионов Юга России в свете новых социально-экономических инициатив, обозначенных президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию, обсудили эксперты центра «Юг». Политологи, экономисты, социологи оценили возможности региональных бюджетов для решения поставленных задач, способность глав регионов к мобилизации и их готовность решать проблемы демографии, бороться с бедностью, повышать качество медицинской помощи и доступность образования.

Главам регионов Юга России в кратчайшие сроки предстоит определить шаги, которые нужно предпринять для эффективной реализации поручений президента, озвученных в послании Федеральному Собранию. Участники экспертно-аналитического центра «Юг» обсудили объявленные президентом планы по расширению мер поддержки населения, их влияние на социальную, экономическую сферы субъектов ЮФО и СКФО, а также возможности глав регионов исполнить поставленные задачи. Как отметили в ходе дискуссии эксперты центра «Юг», президент Владимир Путин своим посланием задал стратегический курс развития страны и обозначил точки приложения усилий, теперь задача губернаторов – грамотно выстроить тактику своей работы в этом направлении. Комментируя послание главы государства, практически все губернаторы подчеркивали насущность решения этих вопросов.

Участниками обсуждения стали:

Алёна Август – политтехнолог, эксперт по коммуникациям, член РАСО

Илья Гращенков – политолог, гендиректор Центра развития региональной политики

Галина Денисова – доктор социологических наук, профессор Института истории и международных отношений ЮФУ

Юлия Зимова – первый зампред комиссии ОП РФ по поддержке материнства и детства

Алексей Зубец – доктор экономических наук, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ

Наталья Киселёва – Руководитель Крымского филиала ФоРГО, доцент Симферопольского университета

Пётр Кирьян – руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем

Павел Кудюкин – член совета Конфедерации труда России, экс-министр труда и социального развития РФ

Александр Стризое – политолог, доктор философских наук, профессор ВолГУ

Руслан Ткаченко – политолог

В числе приоритетов, обозначенных главой государства, – демография, борьба с бедностью, повышение качества образования и медицинской помощи. По мнению участников обсуждения, вопрос демографии – один из ключевых для дальнейшего развития страны. Президент поставил перед губернаторами задачу «выбраться из демографической ловушки» и обеспечить рост численности населения. Коэффициент рождаемости в 2024г. должен достичь 1,7 вместо нынешних 1,5.

Как отмечает руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем, политолог Пётр Кирьян, «половина из «демографического списка» послания в северокавказских республиках уже выполнена», эти регионы на протяжении последних лет демонстрируют самую высокую рождаемость и продолжительность жизни. Однако, по мнению эксперта, это означает лишь то, что главам республик необходимо сместить акценты в своей работе. «Я думаю, что они обязательно добавят дополнительные меры после послания. К примеру, те регионы, которые еще не реализовали программы доступной ипотеки, особенно по программам, которые выгоднее федеральных, наверняка будут в этом направлении работать, в том числе для многодетных семей. Именно в этих сферах главам регионов можно и нужно что-то от себя добавить. Не стоит забывать, что губернаторы в дальнейшей работе будут руководствоваться не только посланием, но и системой KPI, по которой будет оцениваться их работа. И эта система также учитывает базовые вещи, например обеспеченность местами в школах и детсадах», – говорит Кирьян.

Эксперты сходятся во мнении, что в регионах с хорошей рождаемостью губернаторам в первую очередь нужно решать вопросы строительства яслей и обеспечения школьными местами. Согласно статистике, именно в СКФО самое большое количество школ, где дети продолжают учиться в две, а то и в три смены. Так, в Чечне, которая на протяжении последних лет демонстрирует самую высокую рождаемость, на начало 2019–2020 учебного года 83 школы учились в три смены.

При этом профессор ВолГУ, политолог Александр Стризое обращает внимание, что демография – это комплексная проблема: «Тут множество разных сторон. Президент озвучил ту, которая ближе к государственной политике, – социальная и финансовая поддержка. Но это все-таки вспомогательная мера. И в этом вопросе прав губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, который говорит о развитии бизнеса и создании рабочих мест как о демографической мере, потому что основным доходом является доход заработанный, а не социальная помощь. Мы хотим создать нацию, которая работает, а не нацию иждивенцев. Если есть разнообразные предложения рабочих мест и для постоянной работы, и работы для женщин дистанционной, работы на дому, работы с гибким графиком, то это очень хорошо. Так что это пути, которые не противостоят, а дополняют друг друга».

С политологом согласна первый зампред комиссии ОП РФ по поддержке материнства и детства Юлия Зимова, которая также указывает на важность работы глав регионов по созданию социальной инфраструктуры: «Материнский капитал – это меры финансового стимулирования, а есть меры инфраструктурного стимулирования, и нельзя сказать, что какая-то одна из этих мер важнее. Если я живу там, где у меня есть поликлиника рядом, детский сад, школа и мне недалеко ехать до работы, то это действительно комфортно. И при этом я, получая маткапитал, могу им оплачивать какие-нибудь секции, образование, детский сад. Это тоже комфортно. Это абсолютно взаимоопыляемые вещи, которые прекрасно сочетаются».

В качестве мер поддержки семей президент, кроме выплаты материнского капитала на первого ребенка, также предложил ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, обеспечение детей яслями, а кроме того, сделать горячее питание в начальной школе бесплатным. Эксперты подчеркивают, что данные инициативы должны будут софинансироваться из региональных бюджетов, что не каждому региону окажется под силу.

Эксперт по госуправлению, член совета Конфедерации труда России, политолог Павел Кудюкин полагает, что губернаторы экономически устойчивых регионов Юга – Краснодарский край, Ростовская область, Ставрополье – скорее всего, не будут испытывать больших проблем с «региональной составляющей», но ряд регионов Юга наверняка запросит дополнительное финансирование из федцентра: «В рамках межбюджетных отношений Минфину РФ придется увеличивать трансферы из федерального бюджета дотационным регионам. Те же Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Калмыкия – это высокодотационные регионы, не обладающие особыми ресурсами, поэтому доходов, из которых можно софинансировать подобные расходы, у них просто нет. При этом новых источников не найти, доходы определены Налоговым кодексом. Увеличить налоговую базу тоже быстро не получится. Придется им обращаться в Москву и просить дополнительных субсидий, субвенций».

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец придерживается иного мнения: «Как мне кажется, президент достаточно четко артикулировал, что именно региональные власти должны понимать, что, если они не обеспечат качество жизни населения и доходы своими усилиями, ничего хорошего на территории их не будет. Ждать транши из Москвы? Какое-то количество денег будет получено, но они точно не спасут регион. Решение для всех регионов – это максимальное развитие малого и среднего бизнеса, потому что крупный бизнес – это некая федеральная история. Развитие местного туризма, сельского хозяйства, коммуникаций. Малый и средний бизнес – ключевая точка приложений интересов любого регионального чиновника. Нужно найти ее и в нее бить. Нет ни одного региона в стране, где нет перспектив развития бизнеса, и регионы Юга России не исключение».

Говоря о развитии в регионах системы первичной медпомощи и диагностики, что также было обозначено в послании, эксперты обращают внимание на регионы, главам которых нужно уделить усиленное внимание этому направлению работы. Так, в Калмыкии по итогам 2019г. был зафиксирован самый высокий рост онкозаболеваний, а в Крыму – самая высокая смертность из регионов ЮФО.

«Очень важная история – это детские и взрослые поликлиники и скорая помощь. Это те, кто очень быстро может снять какие-то проблемы. Огромное количество людей в России погибает не от того, что у нас плохо с медициной, а потому, что ближайший врач в 100 км находится. Кость застряла в горле – и все. И здесь воссоздание советской системы на новых условиях – один из приоритетов любого губернатора, и люди ему скажут за это спасибо», – уверен Алексей Зубец.

Пётр Кирьян также отмечает, что многое в решении этой задачи зависит от умения губернатора и его команды грамотно использовать те инструменты, которые дает федцентр: «Взять, к примеру, вопросы доступности здравоохранения, здесь многое упирается в кадры. Недостаточно построить ФАП, поликлинику, нужно, чтобы там кто-то работал. Например, в Дагестане комплектация хорошая, люди держатся за работу, даже несмотря на низкие зарплаты. А рядом в Ингушетии огромная нехватка медиков. А между тем в России есть и работают программы по переезду врачей из соседних регионов с выплатами им подъемных и компенсацией затрат на услуги ЖКХ. И если новый глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов возьмется за этот комплекс, то республика за год-два исправит ситуацию при наличии специалистов на рынке».

Еще один аспект, над которым, по мнению экспертов центра «Юг», придется работать всем главам регионов, хоть и в разной степени, – это борьба с бедностью. При этом участники обсуждения считают, что при правильно поставленной работе у всех губернаторов есть возможность продвинуться в этом направлении.

«Если говорить о северокавказских республиках, где сегодня, пожалуй, самые низкие зарплаты, то, к примеру, даже в начале 90-х Дагестан был республикой самообеспечивающейся, и этот регион не требовал дотаций. Эта задача была решена. И сейчас задача государства – начать давать не рыбу, а удочки. И если думать о дотациях, то вливать их в Ингушетию – это одно (она маленькая и может их эффективно использовать), а в Волгоградскую область – совершенно другое. Большим регионам поставлена задача быть эффективными без федерального вливания, и это может быть, потому что у регионов достаточно ресурсов, проблема в менеджменте и его логистике», – говорит доктор социологических наук, профессор Института истории и международных отношений ЮФУ Галина Денисова.

Согласно недавнему исследованию уровня зарплат в российских регионах, опубликованному РИА Новости, в последней десятке сразу шесть регионов Юга России. Это Ингушетия, Чечня, Калмыкия, Адыгея, Дагестан и КБР. Медианная зарплата там колеблется от 19 до 21 тыс. руб., при этом в среднем по стране эта цифра составляет почти 33 тыс. руб.

Генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков считает, что вопросы борьбы с бедностью наиболее актуальны для регионов СКФО, где, помимо низких зарплат, остро стоит и вопрос безработицы. «Безусловно, в СКФО нужно наращивать зарплаты. Однако зарплаты так просто не повысишь: это комплекс мер, и здесь важна оптимизация системы, в которой эти зарплаты выплачиваются, в том числе в бюджетной сфере. Требуется переформатирование соцучреждений, чтобы зарплаты повышались за счет роста нагрузки. Кроме этого, рост зарплат напрямую связан с ростом платных услуг, для этого нужны инвестиции в оборудование и рост потребительской способности. А чтобы у людей были деньги заплатить за услуги, нужно развивать средний бизнес и малый, который будет давать людям работу. И чтобы не бюджетники у бюджетников обслуживались, а от бизнеса шли деньги в бюджеты. Одно тянет за собой другое. Для губернатора важно выдержать этот баланс», – подчеркивает Гращенков.

Говоря в целом о перспективах реализации президентских инициатив на Юге России, Галина Денисова отмечает: «Если брать социальный блок за генеральное направление, то задачи, поставленные президентом, наиболее эффективно в ближайший год будут реализовываться на Кубани, в Ростовской области и чуть меньше в Ставропольском крае и Адыгее. Подчеркну, что в Адыгее в силу культурных особенностей особое отношение к социальным вопросам, к семье, к пенсионерам, то есть это будет активно воспринято и поддержано населением. В свою очередь, Кубань и Ростовская область имеют хороший ресурс и уже успели много сделать в этом направлении. Здесь лучше экономическая ситуация и возможности переадресации финансов. Что касается трудностей, то для регионов они связаны в основном с финансами. Например, Калмыкия и хочет развернуть эту тему, а средств на нее нет. В Волгоградской области есть определенный накопленный ресурс, но есть и давняя проблема большого материального разрыва между социальными группами».

Эксперты сходятся во мнении, что многое в реализации поставленных задач будет зависеть не только от финансирования, но и от личности губернатора, его лоббистских возможностей и способности к мобилизации ресурсов.

«Идет ротация кадров, и сейчас старый формат губернаторов – это частично Кондратьев и Голубев, остальные уже поменялись, – продолжает Денисова. – Ну хорошо, поменяли, поставили мобильного губернатора. Но если ресурса у региона мало, то даже у главы, который прошел всю систему ротаций и выпуск лидерских школ, нет возможности много чего сделать. Нужно время, чтобы этот лидер перенастроил систему под себя и она заработала, а дальше он уже должен включать свои управленческие ресурсы. Без этого поставленных задач не решить».

Галина Денисова также обращает внимание, что не только региональная власть, но и власть муниципального уровня должна также включиться в эту работу: «Большое количество нареканий вызывает деятельность глав администраций городов: требований к ним много, а полномочий мало. И, если сегодня ставится задача по переадресации ресурсов и экономических проектов в социалку, для этого должны быть четко юридически отрегулированы их права и полномочия. Об этом тоже говорили и во время послания, и в новом правительстве».

Руководитель Крымского филиала ФоРГО, доцент Симферопольского университета Наталья Киселёва предвидит сложности с исполнением послания в Крыму и Севастополе, однако связывает их не с финансовыми и управленческими проблемами, а с украинским наследием: «Сегодня Крым и Севастополь эффективно интегрированы в Российскую Федерацию, поэтому по этой части проблем для решения задач, поставленных президентом, нет. Здесь скорее вопрос в показателях, в первую очередь демографических. Естественный прирост населения у нас отрицательный, и мы помним, что этот фактор зависит от уровня жизни. Среднедушевые доходы в Крыму довольно низкие (в Севастополе повыше), поэтому перед губернатором Аксёновым стоят более серьезные задачи для выполнения поручений главы государства. Причем проблемы связаны с самой ситуацией, потому что очень много приходится решать и других социально-экономических вопросов. За 23 года вынужденного нахождения Крыма в составе Украины инфраструктура и хозяйство были разрушены, а ведь это и есть база для выполнения поручений президента».

Илья Гращенков не согласен с тем, что сложности в реализации инициатив связаны только с украинским прошлым, по мнению эксперта, есть и другие особенности: «Крым – все-таки полуостров, и воссоздать там быстро инфраструктуру медпомощи (особенно в части диагностики) адекватной, которой там годами не было, оказалось трудно. Есть вопрос и в комплектации специалистами. Да, сейчас показатели растут, но недостаточно, поэтому, чтобы реализовать задачи, поставленные в послании, Сергею Аксёнову и Михаилу Развожаеву придется эти процессы как-то ускорить. Они слишком расслабленно подходят к делу, больше смотрят на другие сферы, которые приносят финансовый результат (туризм и реновация соцсферы). Сейчас нужно отдать приоритет медицине. Кстати, младенческая смертность тоже высока там, где не могут быстро оказать первичную помощь новорожденному».

По мнению политолога Руслана Ткаченко, наибольшие шансы справиться с новыми задачами из всех губернаторов Юга России имеет глава Ставрополья: «Я думаю, что меньше всего проблем с реализацией поручений будет у Владимирова, поскольку в течение последних трех лет резко поменялась политика в крае и в части нацпроектов, и других наказов президента. Помощь федерального центра всегда была дифференцированной в зависимости от усилий самого региона: если территория справляется с выделяемой помощью, средства осваиваются, то помощь идет в регион и дальше. А нет – так и помощь начинает потихонечку уменьшаться. Все зависит от реализации поставленных задач на местах. И если, допустим, в Ставропольском крае освоение бюджета, который поступает и через привлекаемые инвестиции, и из федерального центра, идет успешно, то и дотации в край будут идти больше».

Политтехнолог, PR-консультант Алёна Август в ходе дискуссии обратила внимание на еще один важный аспект работы глав регионов в связи с поручениями президента – информирование жителей о тех инициативах, которые могут заметно улучшить их жизнь. «Необходимо полное информирование в соцсетях, в интернете, различные приложения, разъясняющие ролики, комиксы. Не потому, что люди стали глупыми, а потому что сейчас вокруг человека такой объем информации, что воспринимать получается только картинку или видео. Надо, чтобы человек увидел, заинтересовался, и тогда он сам все найдет. Но, пока этого не случится, он так и будет думать, что государство плохое, а он сам и его дети никому не нужны. А на самом деле там где-то лежат его деньги, – рассуждает Август. – Поэтому нужно, чтобы государство, в том числе региональные власти и муниципальные администрации, выступало организатором этой коммуникации».

Пока же, по мнению эксперта, не все губернаторы понимают важность этой работы. «Здесь ведь так же, как между людьми: он ее любит, но молчит. Вот и кто об этом знает? Он должен к ней прийти с цветами и об этом сказать. Так и региональные администрации должны прийти к людям с цветами и рассказать им четко и доступно. У вас появился ребенок? Вот маткапитал. Вы только заканчиваете школу, учитесь на старших курсах вуза, пришли в ЗАГС? Вот смотрите, как государство заботится о вас. Сейчас у губернаторов Юга есть попытки выстроить эту коммуникацию. На Ставрополье эта линия ведется через интернет, в Ростовской области – систему информационных волонтеров, а на Кубани проводят тематические форумы. Главное, что должны понять сейчас губернаторы, – всё действует только комплексно», – подытожила эксперт.

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»
Версия для печати
Эксперт: губернатор Миронов последовательно защищает интересы жителей Ярославской области
Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов пообещал разобраться в конфликте между гендиректором государственного предприятия «Южный водоканал» Игорем Кузнецовым и местным жителем. Чиновник оскорбил мужчину за требование соблюдать самоизоляцию. По словам Миронова, «ни один представитель власти не должен вести себя подобным образом». Политолог Пётр Кирьян отметил, что губернатор Ярославской области следует установкам президента Владимира Путина на пресечение хамского поведения чиновников. Эксперты отмечают, что Миронов не в первый раз встает на защиту местных жителей. Политолог Сергей Таланов считает, что это связано с активной гражданской позицией губернатора и тем, что Миронову, как боевому офицеру, свойственно обостренное чувство справедливости.
Политолог Украинцев: Кобзев не демонстрирует нужных качеств, чтобы быть полноценным иркутским губернатором
Президент Владимир Путин раскритиковал ход работ по восстановлению Иркутской области после прошлогодних паводков. «Там далеко еще не все сделано, и у меня возникают сомнения по поводу темпов, которые налажены», – сказал Путин. Эксперты считают, назначение врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева не дало должного эффекта в части ликвидации последствий наводнения. Политолог Игорь Украинцев отметил, что в этом плане «Кобзев ожиданий не оправдал». В то же время, по словам Украинцева, «политическое состояние Иркутской области говорит о том, что элиты никак не могут свыкнуться и принять Кобзева как главу региона». При этом эксперты не первый раз критикуют работу врио губернатора по ликвидации последствий паводка и напоминают: проблемы в этой работе стали причиной увольнения предыдущего губернатора Сергея Левченко.