Активист-трезвенник:  в УрФО нужен сухой закон. Ведь мы нисколько не хуже Чечни. Ведь так?
10 августа 2012 | Архив

Дмитрий Медведев услышал предложения главы Якутии на совещании по развитию региональных авиаперевозок

Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов принял участие в совещании по развитию региональных авиаперевозок пассажиров, которое провел в аэропорту Толмачево города Новосибирска Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Глава российского правительства в течение нескольких дней совершил поездку по Сибири. С 5 по 7 августа спецпоезд Дмитрия Медведева, оборудованный отечественной спутниковой системой ГЛОНАСС, проследовал по маршруту Омск – Томск – Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск.

Совещание в аэропорту Толмачево по развитию сети региональных воздушных линий, как заметил сам Дмитрий Анатольевич, стало продолжением разговора начатого 2 июля текущего года во Владивостоке – в рамках заседания Госкомиссии по развитию транспортной системы регионов.

Открывая совещание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что региональные перевозки по своей природе носят социальный характер, от их уровня зависит мобильность населения, развитие рынка труда, а также жизнь и здоровье людей, поскольку часто они направлены на спасение людей.

- Развитие сети региональных воздушных линий должно быть одним из приоритетов государственной политики, но пока это получается лишь отчасти. В то время как общий объем перевозок растет, региональные перевозки, по сути, сохраняются на прежнем уровне. Даже крупные города крайне редко связаны прямыми рейсами. Известно и то, что подчас в любую точку страны гораздо удобнее добираться через Москву, особенно в тех случаях, где нет железных дорог и где нет дорог автомобильных. Это говорит о том, что сеть региональных и местных маршрутов не развивается, и она не способна генерировать пассажиропотоки, - сказал Медведев.

Он напомнил коллегам, что в целях поддержки региональных авиаперевозок в стране реализуются специальные программы с общим объемом финансирования 5,5 млрд. рублей.

В рамках этих средств для сохранения и развития аэропортов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях создаются федеральные казенные предприятия (на их финансирование выделяется около 2,5 млрд. рублей). В 2012 году запущена программа по субсидированию межрегиональных воздушных перевозок в Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральном округах (1 млрд. рублей). Также с 1 января 2012 года стартовала специальная программа субсидирования лизинга воздушных судов. На ее реализацию в текущем году выделено порядка 2 млрд. рублей. Этот механизм, по оценке Медведева, оказался действительно востребованным. Вместе с тем, глава правительства полагает, что льготный режим для закупок иностранной техники должен быть только временной мерой.

- С учетом того, что мы создаем полноценный рынок региональной авиации, нам нужно подумать над производством регионального самолета в России, - заявил Дмитрий Анатольевич.

С основным докладом на совещании выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. В обсуждении участвовали представители федерального правительства и руководители регионов.

Егор Борисов в своем слове сказал, что авиация для Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией и неразвитой инфраструктурой и в перспективе будет оставаться безальтернативным видом транспорта. На Якутию приходится почти треть всех внутренних авиаперевозок по стране, что говорит само за себя.

Борисов довел до сведения премьер-министра, что республика своими силами, начиная с 2002 года, субсидирует внутрирайонные безальтернативные маршруты (в среднем 70% тарифа субсидируется за счет республиканского бюджета). Программой социально значимых перевозок охвачено 150 направлений.

Реализация федеральной программы субсидирования перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны позволила значительно улучшить транспортную подвижность населения на магистральных маршрутах. Однако по-прежнему открытым остается вопрос ценовой доступности на внутрирегиональных маршрутах, стоимость которых тормозит транспортную подвижность населения отдаленных районов республики, признал Егор Афанасьевич. Далее он привел и наглядный примера:

- Для жителя села Андрюшкино арктической зоны республики стоимость авиапроезда сначала до районного центра составит по субсидируемому тарифу 3400 рублей (при экономически обоснованном 11 857 рублей). Потом перелет из райцентра до узлового аэропорта Якутск – еще 22 тысячи рублей. В результате ценовая нагрузка на пассажира из Андрюшкино превышает 25 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью тарифа одного билета по маршруту Якутск – Москва. При этом средняя зарплата жителя Нижнеколымского района, где расположено Андрюшкино – всего 18 тысяч рублей.

В связи с этим Егор Борисов попросил участников совещания вернуться к вопросу субсидирования из федерального бюджета внутрирегиональных перевозок для труднодоступных и отдаленных регионов Дальнего Востока и Арктической зоны на условиях софинансирования. По мнению главы Республики Саха (Якутия), дополнительной мерой господдержки может стать и освобождение от налога на добавленную стоимость внутрирегиональных пассажирских авиаперевозок, выполняемых как социально-значимые в районах Крайнего Севера.

Еще одной системной проблемой для авиатранспорта республики является неудовлетворительное состояние парка региональных воздушных судов. На сегодняшний день он составляет 134 единицы, но для большинства судов характерен физический износ. Средний возраст эксплуатируемых летательных аппаратов – тридцать лет. Таким образом, уже в ближайшие годы по вышеозначенной причине может наступить коллапс в обеспечении региональных авиаперевозок. Поэтому Егор Борисов предложил разработать подпрограмму «Развитие малой авиации» в составе проекта Государственной программы «Развитие авиационной промышленности России на период до 2025 года».

Безболезненной заменой отживающему свой срок самолету Ан-24, уверен глава Якутии, может стать АН-140, прекрасно зарекомендовавший себя в экстремальных северных условиях. Тем более что Самарский завод «Авиакор» возобновил выпуск машин этого типа. Такого же мнения придерживаются губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин и губернатор Самарской области Николай Меркушкин.

Кроме этого, в сложившейся ситуации, согласно доводам Егора Борисова, необходимо разработать эффективные механизмы государственной поддержки авиапредприятий, ориентированных на снижение конечной стоимости приобретения зарубежной техники малых и средних типоразмеров (до 50 мест). В частности, установить нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на небольшие самолеты, упростить процедуру сертификации иностранных воздушных судов и внести изменения в постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. в части увеличения «возрастного ценза» по субсидированию лизинга воздушных судов с 10 до 15 лет от даты их выпуска.

Президент Якутии также добавил, что комплексное решение проблемы транспортной доступности возможно только при нормальном развитии северных аэропортов.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев одобрил предложения Егора Борисова, дал поручение соответствующим министерствам и ведомствам подробно проработать эти и другие инициативы, подготовив в течение месяца соответствующие проекты решений.

egorborisov.ru

Версия для печати
Главное