Иркутский губернатор:  мне стыдно, что не выполнена задача, поставленная президентом. Почему федеральные деньги есть, а освоить их мы не можем?
11 июля 2019

Тува переходит на рельсы ускоренного развития

Фото: ruspekh.ru

Федеральные министерства должны разработать план ускоренного развития Тувы. Соответствующий документ подписал вице-премьер Виталий Мутко. Этот план будут реализовывать параллельно с другими национальными и республиканскими проектами. По мнению профессора Сергея Валентея, развитие Тувы будет способствовать решению одной из задач федеральной власти – построению единого экономического пространства. А эксперт Степан Земцов полагает, что реализация одной из составляющих плана – строительства железной дороги в республике – многократно увеличит ВВП Тувы.

Вице-премьер Виталий Мутко подписал перечень поручений для федеральных министерств с указанием конкретных мер по социально-экономическому развитию Тувы. Напомним, что весной 2019г. председатель правительства Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное социально-экономическому развитию Тувы. По его итогам он поручил в оперативном порядке разработать комплекс мер по ускоренному социально-экономическому развитию региона. В мае министр экономического развития РФ Максим Орешкин провел в Туве выездное совещание по этому поводу.

По мнению экспертов, опрошенных «Клубом Регионов», отдельный план по развитию Тувы – это уникальная ситуация, если сравнивать ее с подходом центра к другим субъектам РФ, но к Туве «просто обязан применяться индивидуальный подход с учетом местных особенностей».

Научный руководитель РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессор, доктор экономических наук Сергей Валентей считает, что развитие и реализация проектов по развитию Республики Тыва способствует и реализации одной из задач федерального центра – созданию системообразующей инфраструктуры и построению единого экономического пространства.

Отметим, что идею специального подхода к развитию Тувы активно продвигает глава республики Шолбан Кара-оол.

«Я считаю, что для таких регионов, как Тува, нужно вынести отдельное решение правительства, связанное с федеральными программами. Например, создать федеральную программу по ускоренному социально-экономическому развитию Республики Тыва до 2025г. Для чего? Для того, чтобы нас потом могли объективно сравнивать с другими регионами в различных рейтингах», – отмечал в интервью РИА Новости глава Тувы.

«То, что глава Тувы выступает с идеей индивидуального подхода к развитию республики, правильно. Единого подхода к развитию субъектов Федерации быть не может. Та схема, которая может быть реализована в одном регионе, может принести противоположные результаты в другом. Нужно определить факторы роста республики и пытаться решить проблемы этого региона», – уверен Валентей.

Фактически для Тувы федеральными властями будет разработан индивидуальный план развития. В него включены и стратегически важные для всей страны проекты. В частности, речь идет о строительстве железной дороги Кызыл – Курагино, присвоении международного статуса аэропорту Кызыла, о создании трансграничного транспортного «меридиана», наращивании энергомощностей, развитии дорожной сети и транспортной инфраструктуры, туризма. Об этих проектах Шолбан Кара-оол неоднократно говорил на различных российских и международных форумах.

При этом план ускоренного развития республики будет дополнять уже реализуемые в республике национальные и региональные проекты.

«Если посмотреть стратегию пространственного развития РФ, которую не так давно утвердили на федеральном уровне, то Тува находится в числе регионов, отнесенных к стратегическим территориям», – говорит врио заведующего лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Степан Земцов.

По его мнению, строительство железной дороги в Туве может стать одной из точек роста экономики республики.

«Для развития промышленности и индустриализации нужна железная дорога, это позволит Туве быть конкурентоспособной. Понятно, что без федерального бюджета реализовать столь важный для республики проект не получится. Уже одни вложения федерального центра в его реализацию станут драйвером роста экономики Тувы. Республика уже поставляет уголь в целый ряд зарубежных стран, а появление железной дороги как пути для экспорта угля даст мощный толчок развитию экономики Тувы, как добывающих, так и перерабатывающих производств, многократно увеличит ее ВВП. Кроме того, она поможет и разгрузить БАМ. В перспективе этот путь [Кызыл – Курагино] через Монголию и Китай может пройти до Индии», – считает Земцов.

По мнению эксперта, Тува после строительства здесь железной дороги может стать притягательной не только для инвесторов в промышленные проекты, но и для туристической отрасли: «Благодаря природе и ландшафтам может быть интересна европейским туристам». Но для этого, считает Земцов, нужен не только международный аэропорт, но и развитая инфраструктура: в частности, хорошие дороги, гостиницы.

Отметим, что повышение привлекательности Тувы для туристов – один из пунктов плана по ускоренному развитию республики.

Шолбан Кара-оол также отметил, что план ускоренного развития учитывает пожелания тувинской общественности. Он призвал чиновников с активом на местах вырабатывать конкретные проекты, определять их приоритетность и включать их в национальные проекты.

Версия для печати
Политолог Гращенков: реакция ЕР на скандалы вокруг Игнатьева – это размен ненужного ей губернатора на повышение рейтинга в Чувашии
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают о скандалах с участием главы Чувашии Михаила Игнатьева, однако «каких-то оценок не стал бы сейчас давать». В то же время секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак сообщил, что «партия поставит вопрос об исключении главы Чувашии из рядов партии и его соответствии занимаемой должности». Эксперты называют заявление Турчака крестом на губернаторском будущем Игнатьева и его политической карьере. Наблюдатели не исключают, что отставкой главы Чувашии федеральный центр и ЕР рассчитывают поднять свой рейтинг в республике. В связи с этим политологи предполагают, что последние скандалы вокруг Игнатьева искусственно подогревались, поскольку глава региона и ранее регулярно допускал неоднозначные высказывания, но тогда они не стали инфоповодами для информационных атак.
Эксперт: вся активность назначенных глав муниципалитетов сводится к тому, как угодить начальству
О проблеме отсутствия желающих работать в органах местного самоуправления в Томской области заявил замгубернатора Анатолий Рожков. Основными причинами он назвал высокий уровень ответственности и низкую зарплату. Вице-президент Ассоциации сельских поселений РФ Юрий Гурман отметил, что нехватка кадров для управления на муниципальном уровне актуальна для большинства территорий страны в связи с отсутствием каких-либо ресурсов на местном уровне. По его словам, квалифицированные кадры не идут в местное самоуправление, что приводит к снижению качества администрирования. «Вся бюджетная система выстроена так, что нужно встать в очередь с протянутой рукой к вышестоящему начальству. И происходит отрицательный отбор. Нормальных людей в местном самоуправлении не остается, приходят подхалимы и безынициативные. Это коллапс системы управления», – считает Гурман.