Глава Чувашии:  я могу сказать, что пойду на выборы, порву всех, но я ведь ответственный человек, а не политическая проститутка
5 июля 2019

Тува станет плацдармом для прорыва регионов Сибири на азиатские рынки

На фото: Шолбан Кара-оол
Фото: rtyva.ru

Во время заседания Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), прошедшего в столице Тувы Кызыле, обсуждался вопрос создания трансграничного транспортного «меридиана». Речь идет о транспортном коридоре в Монголию и Китай. Туве в этом проекте отведена ключевая роль. Аналитик Юрий Москвич отмечает правильные действия главы республики Шолбана Кара-оола по взаимодействию с соседними регионами. А доцент РАНХиГС Алисен Алисенов уверен, что реализация столь масштабного проекта улучшит благосостояние населения Тувы и будет способствовать развитию экономики республики.

В Кызыле под председательством главы Тувы Шолбана Кара-оола прошло заседание Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). Ключевой темой обсуждения стал вопрос создания трансграничного транспортного «меридиана» через Монголию в Китай. Этот масштабный проект Тува намерена реализовать совместно с Красноярским краем и Хакасией. В его рамках будет создан автомобильный трансграничный транспортный коридор «Центральная Сибирь – Западная Монголия – Западный Китай». Это предполагает возобновление строительства южно-сибирского автомобильного коридора по маршруту Абакан – Бийск, соединяющего Чуйский и Усинский тракты. Регионы готовят пакет документов, чтобы попасть в стратегию развития дорожной отрасли Российской Федерации.

Туве в создании трансграничного транспортного «меридиана» отводится ключевая роль. Именно глава республики Шолбан Кара-оол является одним из главных инициаторов реализации проекта, подключив к нему глав и других сибирских регионов РФ. Губернатор Красноярского края Александр Усс назвал Туву плацдармом для прорыва Сибири в Азию, на рынки Монголии и Китая.

Политический аналитик, преподаватель Сибирского федерального университета Юрий Москвич отмечает важность взаимодействия регионов в таких вопросах: «Для всех регионов в России создалась новая ситуация. Это связано с тем, что правительство на ближайшие пять лет направляет основное внимание на реализацию 12 национальных проектов, и найти там соответствующее место могут лишь скоординированные действия регионов. В Сибири движение в этом направлении началось два года назад. Была сначала сформулирована идея межрегионального взаимодействия в рамках Енисейской Сибири. Правительством России недавно было принято решение о создании Ангаро-Енисейской надрегиональной экономической зоны. И в этом смысле глава Тувы действует именно в рамках этого подхода. И согласование экономических целей развития, и обеспечение политического прикрытия данных проектов стало нормой».

Реализация проекта трансграничного транспортного «меридиана» позволит осуществлять транзит грузов через Туву и Алтай, а это может быть выгоднее маршрута через Казахстан. В реализации проекта заинтересованы регионы СФО, даже удаленные от границы. Это позволит им улучшить экономические связи с Китаем и Монголией.

Кроме того, трансграничный транспортный «меридиан» будет способствовать реализации и других транспортных проектов в республике.

В частности, речь идет о строительстве первой в Туве железной дороги, которая пройдет от республиканской столицы Кызыла до станции Курагино в Красноярском крае и соединит регион с Транссибом. Это один из основных транспортных проектов в регионе. Также планируется модернизация пропускного таможенного пункта Хандагайты. А развитие аэропорта Кызыла позволит увеличить пассажиропоток аэропорта тувинской столицы.

Отметим, что президент Владимир Путин на круглом столе форума «Один пояс, один путь» в Пекине напомнил о важности развития транспортной инфраструктуры в восточном направлении: «В рамках ШОС реализуется соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, в соответствии с которым уже в будущем году будут открыты шесть новых маршрутов».

Доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов считает, что подобный проект за счет развития дорожной инфраструктуры повысит не только товарооборот, но и туристический поток. Создание современной транспортной инфраструктуры также повысит инвестиционную привлекательность Тувы.

«Проект будет способствовать улучшению занятости населения, насыщению региона дополнительной рабочей силой. Строительство инфраструктуры требует большого количества специалистов. Это принесет рост благосостояния граждан, что сможет компенсировать негативный эффект от наблюдаемого падения реальных доходов населения. Кроме того, проект даст импульс для дальнейшего роста экономики региона», – считает Алисенов.

Создание трансграничного транспортного «меридиана» позволит республике выйти на новые рынки сбыта своих ресурсов. Отметим, что в Туве намерены использовать комплексный подход, сочетая традиционное сельское хозяйство с развитием промышленной индустриализации и логистических проектов.

«В Туве шаг за шагом делают все, чтобы развитие угольных и других месторождений шло более ускоренно. В 90-х гг. многие предприятия, шахты закрылись. Сейчас Тува снова возвращается на этот рынок, но с идеей комплексного развития. И в этом смысле есть совпадение интересов властей Тувы и больших инвестиционных компаний», – говорит Юрий Москвич.

По мнению эксперта, успехи соседней Монголии, успешно сочетающей новые промышленные технологии с сохранением традиционного животноводства, усилили внимание местной элиты к этому вопросу. Власти Тувы все больше ориентируются на развитие новых отраслей промышленности, в том числе добывающей и перерабатывающей. В частности, несколько лет назад были приняты решения о создании в Туве так называемых шахтерских классов, для того чтобы готовить людей к будущей работе в этих возрождаемых и создаваемых вновь шахтах и предприятиях.

По итогам совещания МАСС сибирские губернаторы заявили, что готовы финансировать разработку проектов, связанных с построением трансграничного коридора «Тува – Монголия – Китай». Был подписан протокол о намерениях сотрудничества. С российской стороны его подписали главы регионов Енисейской Сибири Александр Усс, Валентин Коновалов и Шолбан Кара-оол, с монгольской – губернаторы Убса-Нурского и Ховдинского аймаков, с китайской – заместитель председателя правительства СУАР Чжао Чонцзю.

Версия для печати
Главное
Губернатор Осипов как ресурс развития Забайкальского края
Победивший на выборах губернатора Забайкальского края Александр Осипов официально вступил в должность. За Осипова, напомним, проголосовали 89,61% избирателей. Это самый высокий показатель среди всех врио глав регионов, баллотировавшихся в губернаторы. По словам политологов, такого уровня поддержки Осипову удалось добиться за счет регулярного общения с населением, реальных результатов работы, решения застарелых проблем региона. Глава Забайкалья заявил, что в числе приоритетов работы властей региона будет развитие экономики и социальной сферы. Эксперты отмечают, что эта работа уже ведется, и ее активизации будет также способствовать работа Осипова с федеральным центром, его лоббистские возможности, привлечение новых инвесторов, а также новые меры поддержки, которые край получил в результате вхождения в ДФО.