Активист-трезвенник:  в УрФО нужен сухой закон. Ведь мы нисколько не хуже Чечни. Ведь так?
18 апреля 2013 | Архив

Эксперты: Кара-оолу удалось обеспечить политическую и экономическую стабильность

Год назад Шолбан Кара-оол второй раз принял присягу главы Тувы. Кара-оол возглавляет республику уже шесть лет. По словам экспертов, за это время Кара-оолу удалось «сдвинуть с мертвой точки» ряд глобальных инфраструктурных проектов. Начать развивать местную энергетику, реанимировать проект строительства железной дороги «Кызыл-Курагино». Многие из этих проектов получили поддержку федерального центра. Наблюдатели также отмечают, что главе Тувы удалось обеспечить политическую стабильность в регионе.

Исполнилось шесть лет, как глава Тувы Шолбан Кара-оол возглавляет республику. В апреле прошлого года он второй раз вступил в эту должность.

Среди успехов Кара-оола за это время все эксперты отмечают решение вопросов по строительству железной дороги «Кызыл – Курагино». Напомним, что после банкротства Енисейской промышленной компании (ЕПК) и выхода государства из договора многие посчитали, что проект не будет реализован в ближайшей перспективе. Однако глава Тувы заявил, что будет бороться за продолжение проекта. В результате, совместно с федеральными властями, республика нашла нового инвестора, который согласился строить железную дорогу самостоятельно, без участия государства. Им стал бизнесмен Руслан Байсаров, зарегистрировавший специально под этот проект Тувинскую энергетическую промышленную компанию (ТЭПК). Компания уже получила во временное пользование крупнейшее месторождение коксующихся углей в Туве, которое планировалось осваивать в увязке со строительством «Кызыл - Курагино».

Депутат Верховного Хурала Тувы Виктор Глухов отметил усилия Кара-оола по созданию не только благоприятных экономических, но и политических условий: «За последние годы в Туве удалось обеспечить политическую стабильность, налажено конструктивное сотрудничество всех ветвей власти. Совместные усилия исполнительной и законодательной ветвей власти позволили сделать определенный задел в социально-экономическом плане. Надо сказать, что республика стала более узнаваема. Появилась инвестиционная привлекательность. У нас осваиваются месторождения в различных территориях. Идет наращивание экономического потенциала. Важно отметить, что главе Тувы удается мобилизовать общественность на решение определенных задач и проблем».

Наблюдатели также отмечают, что «минувший год был результативным для Тувы с точки зрения продвижения инициатив в сфере энергетики – одним из самых узких мест региональной экономики, сдерживающим развитие остальных отраслей». Так, в дополнение к двум газогенераторным установкам общей мощностью 45 МВт, Кара-оолу удалось добиться реконструкции ЛЭП Чадан – Кызыл, которая позволила сократить дефицит электроэнергии в республике на 80 МВт и закольцевать схему электроснабжения, многократно увеличив надежность поставок электроэнергии. Кроме того, глава Тувы решил вопрос о строительстве новой теплоэлектростанции в Кызыле на 300 МВт. Реализации этого проекта способствовала поддержка президента России Владимира Путина. Он дал «добро» на включение проекта ТЭС в федеральный перечень энергообъектов, которые будут строиться по системе договоров предоставления мощности. Ряд инвесторов уже заявили о готовности сотрудничать с Тувой по этому проекту.

Еще одним серьезным достижением Кара-оола эксперты называют - решение вопроса перенаправления федеральной автодороги М-54 «Енисей» с пропускного пункта «Цаган-Тологой» на таможенный пост «Хандагайты». Теперь трасса пройдет по территориям районов, которые в ближайшей перспективе должны стать самыми экономически активными зонами Тувы – это основные участки разрабатываемых месторождений коксующегося угля, цементный и кирпичный заводы. В близости от нового маршрута М-54 оказываются комбинаты по производству кобальта и асбеста. Дорога делает более доступными комплекс уникальных рекреационных ресурсов, включая бальнеологические источники – аржааны, на основе которых республика намеревается создавать отрасль оздоровительного туризма.

Еще одной мерой по решению проблемы транспортной доступности Тувы должна стать поддержка федерального центра в субсидировании межрегиональных авиарейсов. С 2010г. республика внесена правительством РФ в список регионов, где авиакомпаниям компенсируют затраты на перевозку до Москвы льготных категорий граждан – пенсионеров и студентов. В этом году Кара-оол добился государственной поддержки для открытия рейсов на других направлениях. Ожидается, что откроются субсидируемые маршруты на Новосибирск и Иркутск.

В этом году Кара-оолу удалось пролоббировать строительство в Туве кадетского корпуса. По указу Путина, это учреждение включено в число шести кадетских корпусов, которые будут созданы в стране и получат федеральное финансирование.

Значимым для региона событием местные наблюдатели называют договоренность о придании общероссийского статуса празднованию 100-летнего юбилея единения Тувы с Россией. На подготовку к торжествам республике будет выделено 1,2 млрд рублей.

Политологи отмечают, что добиваться преференций для республики Кара-оолу позволяют высокие лоббистские способности. По их словам, он использует так называемые «цивилизованные методы» лоббирования. Стоит сказать, что глава Тувы попал в топ 25 самых влиятельных губернаторов. Кроме того, он постоянно входит в числе наиболее информационно открытых глав регионов.

Версия для печати
Главное