Матвиенко:  Это олигархия на муниципальном уровне — свой мэр, свои депутаты, бюджет Норильска, бесконтрольный от краевых властей
19 июля 2018

Олег Сухарев: Чтобы ТОСЭРы отвечали задачам развития страны, надо дать резидентам доступ к ресурсу развития

Вопросы развития ТОСЭРов обсудили в ходе встречи премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко. Томенко заявил о необходимости расширения возможностей для работы потенциальных резидентов в территориях опережающего социально-экономического развития Новоалтайске и Заринске. Доктор экономических наук Олег Сухарев отмечает, что возможности ТОСЭР могут быть расширены за счет предоставления резидентам доступа к ресурсам развития, институциональных изменений и активной работы управленческих команд.

«Чтобы ТОСЭРы действительно отвечали задачам развития страны, надо субъектам, которые расположены на  этих территориях или могут прийти на них, предоставить доступ к ресурсу развития. Ресурсом развития является: физический капитал, человеческий капитал, природно-ресурсный капитал. Освоение этих видов ресурсов может осуществляться только при соответствующем доступе к финансовому капиталу. Иными словами, любая работа должна авансироваться. И авансовый капитал является определяющим условием развития тех территорий, которые отстали по каким-то причинам в развитии и требуют решения этой задачи в опережающем ключе.

Кроме того, необходимо оценить имеющийся задел и существующие на территории ресурсы. Если их нет, то на льготных условиях должны предоставляться федеральные ресурсы (их размер и величину “льготирования” нужно четко установить и понимать, что именно эта величина и содержание льготы обеспечит или не обеспечит развитие в нужном направлении).

Кроме того, институциональные изменения. По ТОРам есть определенное законодательство, но тем не менее необходимо эти “льготные” режимы поддерживать соответствующей системой правил. Это институты развития, фонды развития и само законодательство по ТОРам и созданию условий для инвестирования. Одни лишь надежды на улучшающийся инвестиционный климат проблемы не решат.

Если ТОСЭР, например, на Дальнем Востоке, в Сибири, то там особо нужно блюсти интересы экономической и национальной безопасности. То есть, пуская туда капитал, необходимо контролировать, как он рассредоточивается, как он меняет структуру экономики этих территорий и какую прибыль и куда он будет возвращать. Понятно, что определенная доля прибыли будет вывозиться, но какую-то часть необходимо оставить. Во всяком случае, такие условия обязательно должны выдвигаться. И здесь, отмечу, нужны правила, которые были бы приемлемы заинтересованным сторонам, не только внешним агентам (иностранному капиталу), но преимущественно национальному капиталу, который может вложиться в развитие данных территорий.

Что касается вопроса о том, способны ли ТОСЭРы вытянуть моногорода, то все зависит от состояния экономики конкретных моногородов, которые попали в границы ТОСЭРа. Ранее были программы по их поддержке и развитию. Сейчас уже отдельные моногорода приведены в более-менее приличное состояние. Хотя в целом, конечно, в Сибири и в отдельных регионах Центральной России проблемы сохраняются. Вопрос упирается в соизмерение стоящих перед этими моногородами задач развития, удержания населения, развития собственных производств и инфраструктуры. Поэтому вопрос развития моногородов за счет создания ТОСЭРов будет зависеть от состояния самих этих городов, а также тех градообразующих предприятий, которые имеются на их территории. Решение поставленной задачи — это системная работа (здесь лишь указаны отдельные возможные штрихи). Она предполагает сочетание широкого спектра имеющихся методов, включая оценку состояния моногородов, способность руководства моногородов и регионов, где эти моногорода находятся, создать соответствующую модель развития. Аналитическим региональным службам также необходимо разрабатывать соответствующие модели, замыкая экономики моногородов на столицу субъекта Федерации (региональный центр) . Модель “центр — периферия” может позволить моногородам развиваться, по крайней мере на каком-то интервале времени снизить остроту проблем функционирования.

И разумеется, нельзя ждать или уповать на то, что рынок сформируется сам по себе. Нужно выстраивать стратегию, замыкая и связывая межрегиональные рынки внутри субъектов РФ и между субъектами. Таким образом, мы будем формировать территориальное измерение единого экономического пространства страны — создавать это единое пространство».

Версия для печати
Москва
экономист

Заведующий сектором Институционального анализа экономической динамики ИЭ РАН, доктор экономических наук, профессор