Жилкин:  буду в Астрахани, работа связана с «Лукойлом». Буду работать по каспийской тематике
13 июля 2018

Медведев и Томенко обсудили расширение возможностей для работы резидентов ТОСЭР

Фото: пресс-служба Правительства Российской Федерации

На встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко поднял вопрос необходимости расширения возможностей для работы потенциальных резидентов в территориях опережающего социально-экономического развития Новоалтайске и Заринске. Эксперты отмечают, что ТОРы «являются системным институтом повышения инвестиционной привлекательности отдельно взятой территории». По их словам, возможности ТОСЭР могут быть расширены за счет снижения административных нагрузок на бизнес, повышения эффективности работы управленческих команд, предоставления резидентам доступа к ресурсам развития.

Вопросы социально-экономического развития Алтайского края были рассмотрены в ходе встречи премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с врио губернатора Виктором Томенко. Одной из главных тем обсуждения стала работа по развитию ТОСЭР в регионе. В частности, речь шла о расширении возможностей для работы потенциальных резидентов в территориях опережающего социально-экономического развития Новоалтайске и Заринске.

Напомним, что моногорода Новоалтайск и Заринск Алтайского края попали в список 17 российских городов, получивших статус ТОСЭР. В Заринске уже ведется реализация крупного инвестпроекта по формированию кожевенного кластера. Здесь начато строительство кожзавода «Русская кожа» с объемом инвестиций 1,6 млрд руб. Всего до 2027г. в Заринске предполагается реализовать девять новых инвестпроектов на 2,6 млрд руб. и создать более 1 тыс. рабочих мест.

В Новоалтайске предварительные соглашения о намерении разместить новые и расширить имеющиеся производства заключены с семью инвесторами.

Зампред комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, директор АНО «Центр мониторинга развития промышленности» Илья Сёмин подчеркнул важность создания благоприятных условий в регионах для работы инвесторов: «Сами по себе территории с особым статусом являются системным институтом повышения инвестиционной привлекательности отдельно взятой территории. Там предусмотрены весьма неплохие льготы, чтобы инвестор, который размещает производство, становился более конкурентоспособен. Особенно это важно для территорий приграничных. Этот востребованный институт стал распространяться в моногорода. И здесь главное, что можно расширять эти управленческие команды. То есть необходимо повышать эффективность управленческих команд. Потому что иногда бывают ситуации, когда создали ТОР или ТОСЭР и люди сидят и ждут, когда к ним придут инвесторы. Это недопустимо. Инвестора не надо ждать, его надо искать, заманивать».

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев считает, что у властей еще есть механизмы для расширения возможностей работы потенциальных резидентов в ТОСЭР: «Чтобы ТОСЭРы действительно отвечали задачам развития страны, надо субъектам, которые участвуют в этих территориях или могут прийти на них, предоставить доступ к ресурсу развития. Ресурсом развития являются: физический капитал, человеческий капитал, природно-ресурсный капитал. Освоение этих видов ресурсов может осуществляться только при соответствующем доступе к финансовому капиталу. То есть любая работа должна авансироваться. И авансовый капитал является определяющим условием развития тех территорий, которые отстали по каким-то причинам в развитии и требуют решения этой задачи в опережающем ключе. Кроме того, необходимо оценить имеющийся задел, имеющиеся ресурсы на территории. Если их нет, то должны предоставляться на каких-то льготных условиях федеральные ресурсы. Нужны и институциональные изменения. Лишь создание неких аморфных условий, якобы улучшающих инвестиционный климат, проблемы не решит».

Активизации резидентов в ТОСЭР, по мнению доктора экономических наук, завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимира Климанова, будет способствовать смягчение административных барьеров для бизнеса: «Надо признать, что территории опережающего развития пока не заработали в той должной мере, как ожидалось. Но я придерживаюсь точки зрения, что подобные локализованные участки территорий с особым налоговым или таможенным режимом должны существовать. В этой связи желательно провести упорядочивание этих территорий. С другой стороны, можно пойти по пути облегчения административных нагрузок, которые сопровождают присутствие резидентов в данных территориях, а также упорядочить имеющиеся формы поддержки резидентов и применять их активнее, чем в настоящее время. Такие меры могли бы заинтересовать потенциальных инвесторов к активности в ТОСЭР».

Доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной экономики ВШЭ, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев отметил, что неплохо реализуются проекты в рамках ТОСЭР на Дальнем Востоке. А в качестве антипримера эксперт привел Калининградскую область, где уже много лет создаются самые различные формы свободных экономических зон, но ни одна из них не стала успешной. «Вообще, я лично считаю, что предлагаемых в рамках ТОСЭР, ТОР преференций хватает. Теоретически той законодательной базы и административных условий уже достаточно. Основная сейчас проблема – это глобальная экономическая ситуация. Когда в принципе изменится санкционная политика Запада и антисанкционная политика России, тогда ситуация может измениться кардинально».

Версия для печати