Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
24 июня 2015

Инженеры будущего

Фото: ИТАР-ТАСС

Алтайский край станет пилотным регионом по внедрению новой модели дополнительного образования. Эта модель предполагает создание детских технопарков, в которых школьники будут заниматься техническим творчеством и естественными науками. Соглашение об этом подписали губернатор Алтайского края Александр Карлин, гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Проект предполагает создание дополнительных образовательных площадок, внедрение программ отраслевой профориентации, участие крупных корпораций, конструкторских бюро. Новая модель допобразования детей поддержана президентом России Владимир Путиным.

Презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», одобренная президентом РФ Владимиром Путиным, состоялась в рамках Петербургского экономического форума. Здесь же были подписаны соглашения с четырьмя регионами, которые станут пилотными в реализации этой инициативы. Одним из «пилотников» стал Алтайский край.

В рамках проекта предполагается создание современных аналогов дворцов пионеров. Это будут некие ресурсные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства. В таких центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы.

Важность и перспективы новой модели дополнительного образования в экспертном онлайн-клубе обсуждают:

Татьяна Бажанова, директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»;

Татьяна Болычева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска;

Марина Ракова, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»;

Вячеслав Котельников, руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли;

Роман Селюков, замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика»;

Андрей Ченцов, директор НПО «Центр альтернативных технологий»;

Михаил Ягубов, главный конструктор ООО «Аэроджип», почетный изобретатель Москвы.

Марина Ракова, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Был очень большой поток интереса к этому проекту со стороны многих субъектов РФ. Поэтому при отборе участников проекта мы смотрели на то, насколько социальные инновации внедряются и внедрены на территории регионов. Второе – это уровень развития инновационных новаторских программ в сфере дополнительного образования. Кроме того, мы смотрели, был ли в данном регионе опыт построения учебного процесса в системе дополнительного образования при участии негосударственного сектора, были ли попытки внедрения нормативно-подушевого финансирования в субъекте. А также интерес опорных инвесторов, то есть те промышленные предприятия, которые определяют экономику субъекта, насколько они заинтересованы в развитии данной отрасли».

Вячеслав Котельников, руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли: «Об этой инициативе ничего кроме «Ура!» сказать и нечего. Потому что за последние годы в нашей стране была утрачена культура политехнического образования. В результате кадровый голод настал, и это соглашение АСИ с регионами говорит о том, что срочно надо менять ситуацию. Ведь, на мой взгляд, главное, что нанесло ущерб техническому творчеству, – это ЕГЭ. Он отучает детей думать творчески. К тому же раньше в каждой школе были кружки, чтобы каждый ребенок научился понимать, то, что он знает из теории, полученной на уроках, он может увидеть и сделать своими руками, сам может что-то придумать».

Роман Селюков, замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика»: «Никто не скрывает, что страна сейчас хочет уйти от зависимости от сырьевого сектора. А для этого нужно проводить серьезное технологическое перевооружение производств. И решать это надо не только закупкой зарубежных технологий, но и созданием условий для появления креативно мыслящих людей, способных создавать собственные технологии. И в этом смысле дома творчества – это же не просто место, где учат собирать модели, но это место, где учат креативно мыслить. Это место, где пытаются создать то, чего еще не существует.

И в этом смысле инициатива создания таких центров своевременна и очень актуальна. Вопрос только в том, чтобы все не свелось к работе только с элитой, только с особо одаренными детьми. Необходимо, чтобы эта работа велась как можно с большими массами детей. И в этом плане эту проблему надо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами. Но мне кажется, как только появятся практики, которые будут доступны и понятны всем станциям юных техников, которые еще сохранились, и если такой опыт будет понятен и представлен, то дальше этот процесс будет расширяться, и те регионы, которые сегодня пилоты, далее могут тиражировать свой опыт на другие субъекты Российской федерации и на другие муниципалитеты».

Андрей Ченцов, директор НПО «Центр альтернативных технологий»: «Эта инициатива очень здравая. Надо буквально с пеленок воспитывать в ребенке творческое отношение ко всему: и к технике, и к науке в частности. Но для начала надо на всех уровнях пересматривать подход в общем образовании. В этих новых центрах не должно быть такого назидательного подхода, как в нынешних школах. Не должно быть никаких догматов, как, например, в программе среднего образования по той же физике. Ведь детям буквально вдалбливают, как истину, то, в чем сами ученые не уверены. Детей заставляют беспрекословно воспринимать то, что может быть оспорено. Вот и давайте учащимся не эти закостеневшие догматы, а все разнообразие современного познания. Ведь в гуманитарных дисциплинах наше образование дает альтернативные взгляды на ту или иную проблему. Так почему нельзя этого делать в физике? Надо, чтобы школьник мог выбрать не из одной, а из многих теорий. Надо давать информацию не только теоретическую, но и прикладного значения. Когда ребенка будут не натаскивать, а заставлять думать, только тогда мы получим настоящее техническое или научное творчество. По большому счету надо менять мировоззрение, надо обучать детей смотреть на мир другими глазами! Если с детства человек видит, что нет ничего статического, застывшего, то и мышление у него будет подвижным, не зашоренным, и именно от таких людей можно ожидать прорывных идей».

В Алтайском крае 2015-2016 учебном году участвовать в реализации пилотного проекта будут четыре учреждения дополнительного образования. Это детский эколого-биологический центр и Станция юных техников города Бийска, Алтайский краевой центр научно-технической работы, детско-юношеский центр Железнодорожного района города Барнаула. Рассматривается вопрос о включении в проект одного из учреждений дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности.

Татьяна Болычева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска: «Данная программа, в которую мы попали, для нашего времени очень актуальна в плане развития дополнительного образования. В ее рамках планируется использование нового оборудования для обучения детей. Это дает детям возможность получить практические знания, приобрести профессиональные навыки, которые помогут в дальнейшем. Это также поможет детям определиться с тем, куда пойти учиться. У нас есть обучающиеся, которые поступили в институты в других регионах на инженеров по самолетостроению. Сейчас юристов, бухгалтеров очень много, а профессиональных мастеров, которые могут встать за станок и выполнить качественно работу, не хватает. В нашем учреждении мы стараемся как раз обучить детей профессиональной деятельности – токарь, инженер, у нас направленность на технический уклон. Мы учим именно тому, что от нас сейчас как раз требует государство».

Татьяна Бажанова, директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»: «Недавно мне попадалась статистика, согласно которой в 1934г. у нас техническим творчеством занималось 14% детей только по Москве, а на 2014г. у нас занималось техническим творчеством 5% по всей России. Новая модель развития дополнительного образования – это очень хорошая задача. К нам уже сейчас обращаются институты, чтобы студенты к ним приходили уже подготовленные. Это, например, университет водного транспорта, Военная академия ракетных войск. То есть они предлагают детям целенаправленно идти учиться к ним. Но в дополнительном образовании большая проблема в поиске специалистов. В допобразовании нужны практики. Я думаю, что нужно поднимать все дома творчества, которые раньше существовали, и начинать оттуда. Смотреть, чем занимались, где сейчас преподаватели».

Михаил Ягубов, главный конструктор ООО «Аэроджип», почетный изобретатель Москвы: «В подобных клубах технического творчества дети могут получить навыки творчества, им покажут, как работает физика.

Это дополнительные знания, кругозор. Я думаю, что дети, которые позанимались и поняли физику и химию, конечно, они имеет более широкие возможности, нежели другие. Здесь дети могут все время совершенствоваться. Был бы скелет, а все остальное можно сделать. В любом случае такое движение должно быть, с этим нужно знакомить как с одним из вариантов будущей деятельности».

Роман Селюков, замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика»: «В данном случае речь должна идти не о ранней профориентации, а о раннем самоопределении. В любом случае ребенок, взрослея, может менять свои цели в зависимости от того, что он видит вокруг, какой опыт жизненный получает. Вот если говорить про опыт в гуманитарной сфере, то у ребенка, практически любого, такого опыта достаточно. Так как федеральный государственный образовательный стандарт в школе предполагает работу в этом направлении. А вот опыта в технической деятельности, инженерной деятельности – вот такого опыта получить ребенку сегодня практически невозможно. И в этом смысле самоопределиться ребенку очень сложно. Речь не должна идти о том, что с детского сада сориентировать ребенка на техническую специальность, а надо делать все для того, чтобы он что-то попробовал и понял, что ему это нравится. Кому-то, возможно, это и не понравится, но тем не менее он приобрел опыт и он точно понимает, что это не его. Поэтому этот проект надо рассматривать не просто как пропаганду инженерных специальностей и затаскивание детей в техническое творчество с целью выращивания целого кластера инженерного, а, прежде всего, для того, чтобы появились места, где дети могут приобрести опыт деятельности в инженерно-техническом творчестве и, уже исходя из этого опыта, сделать выбор: хотят они этим заниматься или нет».

Модель новой системы дополнительного образования предусматривает участие в ее реализации крупных общенациональных высокотехнологичных компаний, институтов гражданского общества.

Вячеслав Котельников, руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли: «То, что предприятия должны к этому подключить, – это тоже важно. Вот взять, к примеру, аэрокосмическое объединение «Полет». Ведь здесь была своя научная школа, «Полет» курировал и общеобразовательные школы, т.е. заботились об инженерных, творчески мыслящих кадрах заранее. А сейчас на этом предприятии политика такая: когда понадобится тот или иной специалист – дадим объявление и проблема решится. Нет, так не бывает! Как показывают и советский опыт, и современная практика западных крупных компаний, все фирмы серьезные закладывают в свои бюджеты средства на подготовку своих кадров. Сам не воспитаешь – никто тебе не даст! Здесь очень важно, чтобы помимо региональных властей этот проект начали курировать руководители российских ведомств. Например, тот же «Роскосмос». Если будет федеральный уровень опеки, то тогда это начинание должно сработать. Для примера приведу Хрущева. При нем правительство понимало эту проблему, и вся система среднего образования была у нас, по сути, политехнической. Потом, если хочешь, можешь идти в институт, техникум, училище, а если не нравится – выбирай нетехническую специальность. Поэтому мы в СССР могли безболезненно обеспечивать кадрами практически любые, даже самые масштабные промышленные проекты».

Марина Ракова, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Интерес есть практически у всех. Это одна из тех сформированных рынком потребностей, которая и определила создание и реализацию подобной инициативы. Потому что на сегодняшний момент госкорпорации и крупные промышленные предприятия, получая специалистов к себе на работу, понимают, что у них не до конца все компетенции присутствуют в наличии, поэтому они занимаются корпоративным образованием. Это гораздо проще и правильнее делать на ранних стадиях, когда ребенок еще только определяется чем ему заниматься, как ему заниматься. И если сразу поставить в условия, где он сможет своими руками пощупать технологии и понять что это такое, то мы получим больший поток детей, которые станут будущими специалистами данных компаний, а во-вторых, мы будем их ставить на рельсы взаимодействия, конкретную практику, то есть такая очень ранняя история дуального образования. Мы предлагаем системный подход, в котором принимает участие государство, и, безусловно, крупным предприятиям это очень интересно».

Развитие новой модели дополнительного образования влечет за собой и новые возможности для учреждений допобразования и для региональной образовательной сферы вообще.

Татьяна Болычева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска: «Для развития дополнительного образования большое значение имеет финансовая сторона. Так как техническая направленность – затратное направление. Для того чтобы ребенок построил радиоуправляемый самолет, необходимо около 25 тыс. руб. Поэтому мы ищем какие-то предприятия, которые идут навстречу и оказывают нам поддержку».

Татьяна Бажанова, директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»: «Учитывая, что к развитию научно-технического творчества сейчас особое отношение, то под него будут выделять средства. Будет выполняться концепция дополнительного образования, чтобы до 75% детей были в допобразовании. Важно, что будет поддержка государства, учитывая то, что у нас не хватается инженерных кадров катастрофически. Для регионов это подготовка кадров и обеспечение промышленности кадрами, получение определенными организациями грантов на развитие этих направлений и привлечение детей к досугу».

Марина Ракова, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Регион получит квалифицированные кадры в будущем, которые будут оставаться в регионе, так как произойдет более ранее знакомство с теми предприятиями, которые есть в субъекте. Второе, что получает регион, – это более эффективное расходование бюджетных средств, ввиду того что в инициативе заложена реализация механизма нормативно-подушевого финансирования. Соответственно регион получает инфраструктуру сети, в которой сам также принимает участие, объектами, которые оснастят крупные промышленные предприятия, субъект получает федеральное софинансирование и систематизацию расходования бюджетных средств в системе дополнительного образования и развитие в принципе образовательных программ и научно-технического творчества детей и молодежи.

Губернаторы знают специфику своего региона и в каких кадрах они нуждаются. Их вовлеченность в инициативу высока, есть прямое включение губернаторов. Они рассказывают о конкретных центрах, где все это будет реализовываться, они мониторят, что происходит с детьми в их регионах, предлагают какие-то свои инициативы. Поэтому 100% включенность тоже была одним из критериев включения региона в проект новой модели развития дополнительного образования. То есть насколько сам губернатор готов вкладывать свое время, инвестировать свои силы в реализацию инициативы».

Система дополнительного образования Алтайского края признана одной из самых эффективных в России. Она включает в себя 421 организацию: 319 государственных и муниципальных учреждений различной ведомственной принадлежности и 102 негосударственных (коммерческие и некоммерческие) организации. Всего дополнительными общеобразовательными программами в Алтайском крае занято почти две трети детей в возрасте от 5 до 18 лет, что на 3,3% выше, чем в среднем по России. Губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что власти региона будут работать над тем, чтобы максимально большое количество детей «получали возможности для более глубокого, гармоничного развития задатков и талантов, данных природой и родителями».

Версия для печати