Приморский губернатор стал двигателем иномарок
Губернатор Сергей Дарькин договорился с альянсом «Рено-Ниссан» создать в Приморье автосборочное производство. По мнению Дарькина, этому способствует успех корейского «Соллерса» во Владивостоке. Однако эксперты считают, что «Соллерс» себя не оправдывает и новый автосборочный проект Дарькина также носит политический характер. Глава экономического комитета заксобрания Приморья Джамбулат Текиев считает: оба завода нужны, т.к. речь идет о разных производителях и ценовых категориях.
Сергей Дарькин сообщил, что, кроме «очень активно» работающего в Приморье завода «Соллерс», на территории края может быть открыто автосборочное предприятие «Рено-Ниссан». «Такой разговор пошел. Я думаю, увенчается успехом», – приводит слова Дарькина ИТАР-ТАСС.
В пресс-службе администрации Приморья нам не смогли пояснить, когда может быть построен завод и какие именно автомобили планируется выпускать. А вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по экономической политике Джамбулат Текиев так прокомментировал «Клубу Регионов» ситуацию: «Это прямые договоренности непосредственно губернатора, которые он только сейчас озвучил, и подробности нам пока неизвестны. Раньше был только разговор о том, что, в связи с вводом заградительных пошлин, необходимо машины собирать здесь. Поэтому первой ласточкой у нас был корейский «Соллерс», а теперь вот есть и предварительная договоренность с «Ниссаном».
Эксперт: новое автопроизводство может быть выгодно только с политической точки зрения
Отметим, что эксперты сомневаются в успехе открытого во Владивостоке год назад производства корейских внедорожников Ssang Yong. Напомним: Сергей Дарькин рассчитывал, что строительство в Приморье завода «Соллерс-Дальний Восток» позволит активизировать малый бизнес и привлечь его к производству автомобильных комплектующих.
Доктор экономических наук, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский отметил в интервью «Клубу Регионов», что инвестор, запускающий подобные проекты на территории Приморского края, сталкивается с проблемой очень низкой плотности населения и инвестиций: «Здесь невозможно организовать локализацию производства запчастей для этих автомобилей, потому что под эту локализацию на сегодняшний день не существует бизнеса, который мог бы это делать. Вся локализация, которая сегодня есть и которой разумно пользуются наши сервисные предприятия по ремонту автомобилей, – это локализация в Китае. Там это налажено, и здесь вы не сможете сделать никакую локализацию, которая была бы конкурентоспособна. Это просто невозможно. Так же как вы не сможете сделать локализацию производства, конкурентоспособную фирменным производствам, которые есть в самой Японии: нет у нас для этого экономических условий. Если компания «Ниссан» сегодня сюда заходит, значит, она получает договор под 300 тыс. автомобилей в год, но здесь на эти автомобили такого рынка просто нет. Это значит, что они будут вынуждены их везти куда-то: либо в европейскую часть, либо за рубеж. Но это нерентабельно».
Михаил Терский отмечает, что производство «Рено-Ниссан» во Владивостоке может быть рентабельно только в том случае, если стоимость перевозки машин в другие регионы будет компенсироваться за счет федеральных средств, на что потребуется не менее 6 млрд. рублей ежегодно: «Если им надо создать предприятие только для того, чтобы здесь были заняты рабочие места, то, наверно, в этом есть смысл – социальный, политический. А экономического смысла нет».
Депутат: еще и «Тойота» здесь не помешала бы
Кандидат экономических наук, доцент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Светлана Кирбитова отмечает, что машин «Соллерса» на дорогах Приморья «практически совсем нет», т.к. жители Дальнего Востока по-прежнему отдают приоритет японским маркам: «Продукция нового завода также, скорее всего, будет реализовываться не в таких масштабах, в каких бы хотелось организаторам этого бизнеса. На сегодняшний момент рынок уже поделен. Без дополнительной государственной поддержки, конечно, тяжело будет пробраться. Но так как государство у нас сегодня ведет активную политику поддержки предприятий, которые собирают автомобили на территории России, и если она будет дальше проводиться, то может быть. Также «Ниссану» во Владивостоке может помочь то, что это японский бренд, более известный: может быть, на это потребитель еще как-то среагирует, а Ssang Yong – китайское название, не совсем созвучное нашему слуху».
Представители властей Приморья уверены, что на продукцию каждого завода найдется свой покупатель и два автопроизводства смогут сосуществовать. Председатель комитета по экономической политике Джамбулат Текиев подчеркивает: «Это разного класса машины, и разная потребность у людей. Я думаю, что еще и «Тойота» здесь не помешала бы: это нормально, т.к. у каждой категории – свой спрос. Что касается «Соллерса», то он на самом деле работает, и то, что он производит сегодня, все уходит».
В числе плюсов открытия автосборочного производства «Рено-Ниссан» в Приморье Джамбулат Текиев называет создание новых рабочих мест, поступление налоговых отчислений в бюджет, обучение квалифицированных кадров на месте, а также перспективу не только собирать автомобили в крае, но и организовать полный цикл их производства.