Вертолет взлетел без Сергея Дарькина
Приморский завод «Прогресс» начал серийный выпуск вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Губернатор на официальной церемонии не присутствовал, хотя именно его заслугу в получении госзаказа отмечает пресс-служба приморской администрации.
Сегодня на заводе «Прогресс» в Арсеньеве Приморского края состоялся официальный подъем в воздух боевого двухместного вертолета Ка-52. В числе почетных гостей был генеральный конструктор КБ «Камов» Сергей Михеев, под руководством которого разработка новинки началась еще в 1994г. на базе одноместного вертолета Ка-50 «Черная акула».
Как уточнили «Клубу Регионов» представители завода, Сергея Дарькина сегодня в Арсеньеве не было. Однако именно с его фамилией пресс-служба губернатора связывает развитие предприятия. «Чтобы обеспечить арсеньевских авиастроителей госзаказом на эту высокотехнологичную военную продукцию, администрация края и руководство предприятия проделали большую работу. Губернатор Сергей Дарькин неоднократно обращался в правительство России, принимал участие в совещаниях, где решался вопрос о выпуске вертолетов», – говорится в информации официального сайта администрации Приморского края.
Но у приморских экспертов «Клуба Регионов» другое мнение: решающим фактором, который повлиял на получение выгодного заказа, они считают не столько лоббистские возможности Дарькина, сколько репутацию и возможности самого завода. Так, ученый Владимир Печерица считает: «Губернатор, конечно, ухватился за эту возможность, чтобы дополнительно имидж себе сделать. Но, с другой стороны, тут была и экономическая необходимость, и сам коллектив заслуживал того, чтобы сохранить завод, который действует с 43-го года, в годы войны уже выпускали самолеты, удалось сохранить «Прогресс» и после развала СССР. В Арсеньеве в лучшие годы работали более 20 тыс. человек, выпуская военную технику (в том числе ракеты СС-18 и 20), а также оборудование для Тихоокеанского флота. Это – одно из немногих предприятий Дальнего Востока, которое никогда не стояло: заказы всегда были. Правда, после 91-го года число рабочих сократилось раз в шесть, поэтому на этот проект «Ка-52» молились, ждали, когда правительство даст большой госзаказ. Среди конкурентов были вертолетные заводы Улан-Удэ, Ростова и Казани, сюда приезжал Сергей Иванов и другие руководители из Москвы».
Депутат законодательного собрания края Галуст Ахоян также подчеркнул «Клубу Регионов», что для Приморья это большой плюс – получить заказ именно российского оборонного ведомства: «Продукция не за границу уйдет, а для наших вооруженных сил. Тем более что последние 15 лет ничего не приобреталось, и для армии это очень хорошо. Такого класса вертолет только в Приморском крае делают, и по своим тактико-техническим характеристикам Ка-52 считается лучшим в мире».
«Аллигатор» может выполнять роль мозгового центра, управляя группой вертолетов, устанавливать цели для всех экипажей. Производство Ка-52 в Приморье планируется в рамках госзаказа до 2015г.