Экономить не средства, а жизни: эксперты оценили идею губернатора Владимирова заменить АТС в поликлиниках края
Экспертно-аналитический центр «Юг» /Ставрополь/ Губернатор Ставрополья поручил модернизировать системы АТС в поликлиниках региона, чтобы повысить доступность медицинской помощи в первичном звене. Причем тестировать телефоны поликлиник он попросил общественников и жителей края. Как эксперты оценивают такой шаг Владимира Владимирова – в материале АЦ «Юг».
Владимиров обратился к жителям Ставропольского края через свой инстаграм-аккаунт и сообщил, что в связи с распространением нового штамма коронавируса возросла нагрузка на медицину. Несмотря на это, регистратуры и кол-центры поликлиник должны быть доступны.
«Вместе с общественниками будем проводить регулярные проверки телефонной доступности медицинских организаций Ставрополья. Краевому Минздраву будут выделены дополнительные ресурсы на усиление кол-центров. Результат проконтролирую», – написал глава региона.
Эксперты считают такой подход соответствующим общему руслу государственной социальной политики. Кроме того, идея Владимирова может быть хорошо оценена федеральным центром и поддержана жителями, которые в данном случае выступают конечными благоприобретателями, ведь именно им будет проще получить медицинскую помощь, когда телефоны поликлиник станут доступнее.
Сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководитель совета общественных организаций по защите прав пациентов в Росздравнадзоре Ян Власов считает выбранный Владимировым путь к решению проблемы соответствующим запросам времени.
«Привлечь пользователей медицинских услуг к оценке проблемности такого вопроса – это очень правильный, современный подход, – говорит Власов. – Более того, президент не раз говорил о том, что все решения власти должны быть согласованы с обществом. В данном ключе подход ставропольского губернатора является правильным, политически корректным, а самое главное – он будет успешным, потому что лучше самого пользователя услуг никто не скажет, в чем проблема. Учитывая, имеющиеся повсеместно сложности в плане доступности первичного медицинского звена, в плане реализации программ, связанных с подключением телемедицины, цифровой медицины, я считаю, что это очень правильный, важный подход, который можно тиражировать. Предполагаю, что он получит определенную оценку на федеральном уровне и может быть рекомендован в регионах для повторения».
Эксперт также отметил, что системный подход к решению проблем доступности медицины ориентирован в первую очередь не на экономию, а на социальный эффект. «Комплексные решения в социальном секторе не призваны экономить средства, они призваны экономить жизни. С этой точки зрения это вопрос не эффективного вложения средств, а сохранения жизни и здоровья граждан. Оценить результат напрямую здесь достаточно сложно. Но в любом случае комплексные, современные и своевременные решения, безусловно, всегда экономически и социально выгодны. Самое главное, чтобы не только инициировать и начать это дело, но и довести работу до конца», — подчеркнул Власов.
Директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС Ксения Ткачёва подтвердила, что в период пандемии вопрос оперативной связи с поликлиническим звеном действительно стоит очень остро. «Если говорить о доступности опции связи с медицинским учреждением, записи на прием, консультации, безусловно, работа самих АТС – важная часть проблемы, но не единственная. На мой взгляд, на проблему нужно смотреть более широко, в том числе уделять внимание обучению, мотивации персонала. Потому что вопросы оплаты и загрузки сотрудников поликлиник сейчас тоже стоят остро, у них, может быть, просто не хватает времени», – объяснила Ткачёва.
Эксперт также высказалась о необходимости параллельно предусматривать альтернативные способы связи с медицинскими учреждениями, в том числе через «Госуслуги», сайты, мобильные приложения, и стремиться к принципу омниканальности – интеграции разных каналов коммуникации.
«Безусловно, решение Ставропольского края о модернизации АТС с учетом общественной проверки вписывается в ту работу, которая сейчас ведется федеральным правительством и распространяется на регионы по внедрению принципов клиентоцентричности. Это шаг в нужную сторону – не запрашивать отчеты у поликлиник о том, как функционирует система, и получать просто сухие цифры, а слышать голос народа. Знать, как в реальности обстоит дело, с чем сталкиваются люди. Это очень правильный шаг, и очень важно, что губернатор Владимиров призывает делиться обратной связью. Следующим шагом могло бы стать системное выстраивание работы с обращениями граждан по данной теме. Если есть желание вывести ее на качественно новый уровень, должны быть предусмотрены системы постоянного сбора обратной связи и оперативного реагирования. Чтобы все было завязано не только на первое лицо и его готовность решать проблемы, но была отлаженная система, которая все это делала бы по умолчанию», – поделилась своим мнением Ткачёва.