Алтайские лесопромышленники:  у чиновников появится механизм по «переделу» бизнеса на своих условиях
25 декабря 2018

Сдерживать тарифы на вывоз мусора регионам поможет привлечение инвесторов

Фото: serdobsk.pnzreg.ru

Привлечение инвестора, который возьмет на себя львиную долю затрат на создание инфраструктуры по обращению с отходами, поможет регионам удерживать тариф для населения на приемлемом уровне, считают эксперты, опрошенные «Клубом Регионов». В противном случае затраты придется закладывать в тариф, как это, к примеру, делается в европейских странах. По мнению вице-президента «Опоры России» Юрия Рябичева, без привлечения частного бизнеса регионы вряд ли смогут решить задачу, поставленную президентом РФ, который заявил, что ликвидация незаконных свалок с одновременным выстраиванием индустрии переработки мусора должна быть в числе приоритетных задач губернаторов на ближайшие годы.

Глава комитета по природопользованию и экологии ТПП России, член президиума Российского национального комитета содействия Программе ООН по окружающей среде Сергей Алексеев считает, что тарифы на вывоз мусора станут определяющим фактором во взаимоотношениях населения с компаниями, которые перерабатывают и утилизируют ТКО. «Очевидно, что сегодня люди не хотят видеть рядом ни свалки, ни заводы по переработке и сжиганию. И в этой ситуации все будут определять тарифы. Есть позиция, что переработка мусора должна стоить столько, сколько она стоит реально, а это дорого. Возникает вопрос: кто будет за это платить?» – обозначает проблему Алексеев, отмечая, что, с одной стороны, население не готово к реальным тарифам, с другой – закон не позволяет одномоментно повышать тариф на ЖКУ сверх установленного предела.

«Во всем мире это бизнес, и тариф рассчитывается именно из себестоимости всех работ, у нас же при существующих тарифах все идет с большим-большим напрягом. В итоге мы имеем целый ряд перекосов в этом вопросе и простую схему: принял, получил, бульдозером присыпал земелькой, и «до свидания». Прибыль 50%, поделился с кем надо, и живи припеваючи. В советские времена за такое сажали, но в последние десятилетия схема прекрасно работала. И только сейчас мы реально пытаемся эту схему сломать. И Минприроды, в общественный совет которого я вхожу, намерено активно работать в этом направлении», – говорит эксперт.

Решить задачу, сохранив приемлемый тариф, может привлечение в регион крупного инвестора, как это, к примеру, сделали власти Архангельской области. В результате реализации проекта экотехнопарка «Шиес» регион получит структуру для безопасной утилизации собственных отходов, а впоследствии – и для переработки вторичного сырья. В большинстве случаев частные инвестиции – это единственный способ решить задачу, поставленную президентом, и организовать в регионах современную систему обращения с ТКО, считает вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Юрий Рябичев.

«Мы совсем недавно обсуждали этот вопрос на заседании президиума «Опоры» с главой Минприроды РФ Дмитрием Кобылкиным, и у нас единая позиция: без частных инвестиций невозможно решить эту проблему у нас в стране, – заявил Рябичев в разговоре с «Клубом Регионов». – Нужно только создать условия для частных инвестиций в эту отрасль, а поиск и привлечение инвестора – это вопрос региональных властей. Ведь зачастую инвестор готов к реализации проекта, от властей требуются элементарные вещи: нужно предоставить участок, согласовать включение соответствующих объектов инфраструктуры и объемов переработки и утилизации в существующую территориальную программу обращения с ТКО и так далее. Масса вещей, которые могут сделать регионы, если хотят, чтобы к ним пришел инвестор, но не делают, к сожалению».

Напомним, московский инвестор готов вложить в инфраструктуру по обращению с отходами, которая появится в Шиесе, более 10,5 млрд руб. Там планируются складирование и последующая переработка ТКО из Москвы и Архангельской области. Строительством объекта занимается шведская компания Flexus Balasystem. Реализация проекта позволит ликвидировать полигоны возле крупных городов региона.

Версия для печати