Архангельская область
14 апреля 2023

Архангельская область внесет вклад в повышение надежности Севморпути

Архангельский транспортный узел, который является одним из главных объектов Северного морского пути, ждет серьезная модернизация. Реализацию плана по его развитию обсудили в Архангельске на заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которую провел зампред правительства Юрий Трутнев. «Мероприятия по развитию Архангельского транспортного узла входят в план развития Северного морского пути до 2035 года. Они включают в себя создание нового глубоководного порта с мощностью порядка 40 млн тонн грузов в год, дноуглубительные работы, развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры», – сказал он. Трутнев подчеркнул, что Архангельск всегда занимал важное место в транспортной системе Арктики благодаря одному из немногих незамерзающих портов, расположенных вблизи от центров формирования грузовой базы.

По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, в новых геополитических и экономических условиях, которые привели к кардинальной перестройке логистических путей, Архангельский транспортный узел становится одним из ключевых центров перевалки грузов. Это подтверждает рост объемов грузооборота: в 2022г. через порт Архангельск прошло 6,6 млн тонн грузов, это на четверть выше уровня 2021г..

Региональные власти ведут тесную работу с инвесторами по развитию портовой инфраструктуры. Так, компания «Архречфлот» ввела в эксплуатацию уже три грузовых терминала в портовой зоне, обустроила портовые причалы и расширила складские площади, «Полар Транс» строит в портовой зоне жд-терминал с подъездными путями, способный обрабатывать около 200 тыс. тонн грузов в год, а «Арктик Консалтинг Сервис» в 2023г. приступит к строительству двух дополнительных причалов для перевалки грузов на территории Соломбальского грузового терминала.

При этом одна из самых заметных трудностей, с которыми сегодня сталкиваются стивидоры, связана с недостаточными мощностями Северной железной дороги и автодорог, что приводит к задержкам доставки грузов и скоплению транспорта на границах грузовых районов.

Решение проблем сухопутной составляющей Архангельского транспортного узла – одно из главных условий его успешной работы, говорит эксперт по морским перевозкам, директор ООО «Новэкс Марин», член экспертного совета при Коллегии Росморречфлота, член Совета потребителей ФГУП «Росморпорт» Владимир Фефелов. По его словам, с такими же проблемами морские перевозчики сталкиваются и на юге страны: «Вот у нас есть программы по развитию портов, выделяются деньги на дноуглубительные работы, гидрографические исследования по углублению портов и расширению их пропускной способности. Но если дорога, допустим, в порт Темрюк работает уже на пределе своей пропускной способности (2 млн тонн.), то, даже если там выкопают подходной канал глубиной 7 м., чтобы туда могли заходить суда по 10 тыс. тонн – груза больше не станет, разве что его на автомобилях или велосипедах привезут», – сказал эксперт. Государственные структуры, отвечающие за порты и дороги к ним, должны координировать свои усилия, продолжает Фефелов, тем более, когда речь идет о развитии участка СМП. «Севморпуть – это наше спасение, он нивелирует многие риски. Маршрут, связывающий с Юго-Восточной Азией, с Китаем, должен быть самым надежным», – подчеркнул собеседник «Клуба Регионов».

Развитие Архангельского транспортного узла позволит получить серьезный мультипликативный эффект в экономике, обращает внимание экономист, доцент кафедры государственного управления и публичной политики ИОН РАНХиГС, координатор экспертного совета Экспертного центра «ПОРА» Александр Воротников. Для региона это откроет перспективы развития сразу в нескольких отраслях, это судоремонт, который Арктике просто необходим (и это направление развивают региональные власти), программа строительства судов для Арктики, развитие рынка труда, туристических маршрутов, всех видов сервиса – как следствие – значительное увеличение налоговых поступлений. Регион сможет активно привлекать федеральное финансирование с учетом поддержки проекта СМП на самом высоком уровне, а следом за государственными деньгами в регион придут и частные капиталы, добавил эксперт.

Рассуждая о самой программе модернизации Архангельского транспортного узла, Воротников обратил внимание на необходимость реализации давних проектов выноса порта за пределы города и проведения дноуглубительных работ. Собеседник «Клуба Регионов» подчеркнул, что развитие Архангельского транспортного узла не менее актуально, чем реализация аналогичного проекта в Мурманской области: «Нельзя сказать, что Архангельск сейчас суперзагружен. Но он мог бы оттянуть на себя часть грузов из Мурманска, что дало бы возможность интенсивнее развивать Севморпуть. А еще, учитывая, что там есть железная дорога и Северная Двина с речным портом, всё это можно использовать», – рассуждает он.

Воротников уверен, что «огромный мультипликативный эффект» от развития  Архангельского морского узла получат и другие северные регионы – там соседство с мощным логистическим центром станет стимулом для привлечения инвесторов и развития промышленности. «Кроме того, когда грузы повезут по Севморпути, разгрузится Транссиб, Восточный полигон – там увеличится пропускная способность, соответственно, по ним пойдут другие потоки товаров», – заметил он. Эксперт уверен, что в течение ближайших десяти лет логистика в России серьезно перестроится, а СМП превратится в регулярный транспортный маршрут.

Юрий Трутнев поручил Минтрансу России совместно с Минвостокразвития России в течение двух недель представить в Правительство России доклад с конкретизацией развития Архангельского транспортного узла.

Версия для печати
Главное