Что получит Архангельская область от реализации плана развития транспортного узла, который утвердили в правительстве РФ
В Архангельской области построят глубоководный морской порт и новый терминал мощностью 25 млн тонн. Мероприятия по его созданию включены в комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035г., который накануне подписал председатель правительства РФ Михаил Мишутин. Как сообщил губернатор Александр Цыбульский, строительство будет идти в несколько этапов: к 2024г. будет разработана инвестиционная декларация, не позднее 2026г. начнется строительство, а ввод терминала и порта запланирован на 2031г. «Наш порт – важнейшая точка в большой системе развития Северного морского пути, инфраструктура которого создается по поручению президента России», – подчеркнул глава региона.
Утвержденный правительством РФ план был практически полностью разработан в Архангельской области, рассказал «Клубу Регионов» директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков. По его словам, идеи, которые вошли в план, включая не только создание глубоководного порта, но и увеличение мощностей железнодорожных и автомобильных перевозок, прорабатывались в регионе в течение десяти лет, учитывая замечания, поступающие с федерального уровня. «В итоге проект был доработан и получил поддержку федерального правительства сейчас, когда роль Северного морского пути в развитии страны стала еще более востребована. Это итог большой работы губернатора Цыбульского и его команды и ведущих ученых, экономистов», – рассказал эксперт.
Ответственным за реализацию мероприятий на территории Архангельской области будет Минтранс РФ. Член общественного совета при министерстве, профессор ВШЭ Михаил Блинкин напомнил, что вопросы строительства глубоководного порта в Архангельске обсуждали еще в 80-х гг.: «Конечно, на СМП есть еще привлекательные по своим природным характеристикам точки для создания порта, но преимущество Архангельска в том, что это старый морской город с традициями, с кадрами. Но для строительства глубоководного порта там нужно будет провести огромную инженерную работу, сравнимую со строительством метрополитена. Но поскольку я в обсуждениях этого проекта участвую уже больше сорока лет, то могу назвать себя большим лоббистом глубоководного архангельского порта, и если он, наконец, появится, я буду очень рад».
По словам руководителя бюро арктических компетенций обособленного подразделения Проектного офиса развития Арктики в Норильске Андрея Иванова, для успешной реализации амбициозных планов придется создать дополнительную инфраструктуру для судоремонта и разрешить судостроительным предприятиям Минобороны осуществлять у себя ремонт сторонних судов, в том числе тех, которые ходят под иностранными флагами. «Тут нужно учитывать мировую специфику морского дела, что флаги и владельцы судов – это разные истории, и что многие фактически российские суда ходят под другими, комфортными морскими флагами, и формально они выполняют экспортные услуги», – пояснил эксперт. «Также нужна огромная работа по решению вопросов с налогами и лицензиями. Также предстоит большая кабинетная работа по снятию бюрократических ограничений, которые в морском деле весьма многообразны. Дебюрократизация позволит сократить и стоимость, и сроки реализации этого проекта. Параллельно двигаясь в этом направлении и проводя работы по проектированию и строительству нового порта, получится достичь успеха, хотя это и будет непросто, – комментирует Андрей Иванов. – В целом, документ, подписанный Михаилом Мишустиным, полезен, он работает на повышение веса Архангельской области в арктической повестке и в теме развития СМП».
Константин Зайков уверен, что одобренный федцентром проект даст новый толчок к развитию экономики региона. Также важно, что он сопряжен с планами руководства Архангельской области по развитию судоремонта. Напомним, ранее Цыбульский заявил, что благодаря созданию нового предприятия область будет обслуживать до 40% всего арктического флота. «Мы в принципе были центром судоремонта, а открытие глубоководного порта позволит еще больше использовать эти возможности Архангельска, потому что по сравнению с Мурманском у нас еще есть неиспользованные мощности. В целом это откроет большие перспективы для северян, которые хотят связать себя с морем и с Архангельском. Здесь появится больше возможности для развития карьеры», – заключил представитель САФУ.
Также стоит отметить, что план развития Архангельского транспортного узла включает создание морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата на архипелаге Новая Земля и обновление ледокольного флота и судов ледового класса.