Эксперты оценили рациональный подход архангельского губернатора к переработке ТКО
Одним из главных деловых мероприятий октября с участием губернаторов стал Российский экологический форум. Глава Архангельской области Александр Цыбульский поделился опытом реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также предложил создать специальный госфонд для отчислений собственников полигонов и перенести срок обязательного получения регионами комплексных экологических разрешений (КЭР) на 2030 год. По мнению экспертов, обе инициативы актуальны, соответствуют заявленной президентом экологической повестке и должны быть поддержаны федеральным центром.
«Архангельская область – это Россия в миниатюре, огромное количество отдалённых и труднодоступных территорий, часть из них не имеет круглогодичного транспортного сообщения», – отметил губернатор. При этом, по его словам, за пять лет максимально изучены нормативы образования отходов жителями и юрлицами и приняты меры для создания эффективной системы обращения с отходами, которую сможет применить у себя любой регион страны. Так, при поддержке Минприроды обновили 90% контейнеров, 5 наиболее крупных свалок рекультивируются в рамках федерального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология», в планах – открытие трёх мусоросортировочных комплексов.
С учётом опыта своего региона Цыбульский предложил разработать механизм, который определит источники финансирования будущей рекультивации новых создаваемых полигонов в стране. Например, создать специальный госфонд, который будет аккумулировать отчисления собственников полигонов.
«Сегодня мы решаем проблемы, накопленные за последние 50–60 лет с момента создания полигонов, которые уже выработали свой ресурс. Чтобы нашим детям и внукам не пришлось преодолевать такой же путь, стоит уже сейчас подумать о последующей рекультивации создаваемых новых объектов. Второе предложение – перенести срок обязательного получения регионами КЭР на 2030 год и синхронизировать это с окончанием реализации нацпроекта «Экология». Сейчас ситуация такая: к 1 января 2025 года у субъектов наступает ответственность за те полигоны, которые не будут приведены к современным требованиям (таких в стране много). Чтобы привести их в порядок, нужны очень большие ресурсы. Рационально ли нести эти затраты сейчас, если к 2030 году мы должны создать новые полигоны, а существующие рекультивировать? На мой взгляд, нет», – пояснил Цыбульский.
Его предложения уже поддержали коллеги-губернаторы. «Клуб Регионов» в свою очередь поинтересовался мнением экспертов. Директор ВНИИ «Экология», председатель Общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин подчеркнул: самое главное – чтобы результатом мусорной реформы стало сокращение объема полигонного захоронения в стране, а для этого нужен осознанный подход к производству и потреблению; сокращение объёмов образования отходов путём их сортировки и вторичного использования.
«По поводу экологического вреда, о котором говорил Александр Витальевич – он действительно копился десятилетиями. Мы занимались рекультивацией этих полигонов в рамках федерального проекта «Чистая страна», а сейчас новый – «Генеральная уборка». И если первый проект включал рекультивацию 191 несанкционированной свалки на территориях рядом с жилыми массивами, то сейчас уже 2 тысячи объектов. Что касается регионов Арктики, то там, конечно, своя специфика: с одной стороны, уникальная природа, очень чувствительная к вредителям, а с другой – невысокая плотность населения, сложная логистика и нет такого объёма мусорообразования, как в Москве, Петербурге, других крупных агломерациях, где инвесторы вкладываются в перерабатывающие мощности и это позволяет ликвидировать все свалки. Очевидно, что процесс затянется, поэтому я согласен с Цыбульским», – сказал эксперт Закондырин.
Депутат Госдумы, зампред комитета по экономической политике Сергей Алтухов отмечает, что проблема вывоза и переработки мусора остро стоит для многих регионов. Есть случаи, когда на полностью закрытые полигоны продолжают нелегально вывозить ТКО и строительный мусор, в итоге вместо подготовки к рекультивации свалка растёт и ширится.
«Поэтому, конечно, открывая новые полигоны, мы должны стратегически подходить к их дальнейшей судьбе: понимать, когда будет выработан ресурс и за счёт чего будет идти рекультивация. Идея сделать единого оператора, где будут аккумулироваться средства на рекультивацию полигонов, – здравая. Фиксированный взнос или плата за каждую тонну отходов, отправляемую на переработку, могут сформировать ресурс для модернизации полигонов. Системных решений и практик, которые можно масштабировать на всю страну, не так уж много, и тут, конечно, предложения архангельского губернатора могут быть рассмотрены на федеральном уровне», – прокомментировал депутат Алтухов.
Тем не менее, считает политаналитик Петр Колчин, губернаторы в последнее время активнее включаются в экологическую повестку и в результате становятся инициаторами различных проектов.
«Всё-таки неслучайно именно сохранение природного разнообразия, улучшение экологической ситуации – важные составляющие общего повышения благосостояния граждан России и условий жизни, что является бесспорным приоритетом нашей государственной политики. Защита природы, рекреационные проекты – всё это не уходит из федеральной повестки, что подтверждают и цели национального развития, и другие стратегические документы. Поэтому инициативы в этом направлении очень серьезно воспринимаются федеральным центром. Предложение Цыбульского о разработке механизма для финансирования рекультивации новых полигонов, конечно, также заслуживает внимания, и я уверен, что федеральный центр его поддержит», – сказал собеседник «Клуба Регионов».
Обеспечение экологической безопасности входит в число общенациональных приоритетов России, отмечал ранее президент Владимир Путин. Эксперты в свою очередь обращают внимание не только на чёткое выполнение губернаторами задач, поставленных руководством страны, но и современный подход – на стыке экономической инициативы, реальной заботы о населении и внимательного отношения к окружающей среде.