Архангельская область
11 июня 2024

Александр Воротников: Грузооборот Севморпути будет только расти

На ПМЭФ особое внимание было уделено «арктической теме» и конкретно Северному Морскому Пути. Прошёл целый ряд «панелей» на эту тему, а на пленарном заседании президент Владимир Путин еще раз подтвердил, что государство продолжит развивать Арктику и Северный морской путь, который становится стратегическим транспортным коридором глобального уровня. Перефразировав Ломоносова, президент сказал: «Могущество России – Арктикой прирастать будет».

На панельной сессии «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты» губернатор Александр Цыбульский рассказал,  как идет работа над развитием Архангельского транспортного узла и отметил особую роль китайских партнеров, готовых увеличивать грузооборот через СевМорПуть. А представители КНР еще раз подтвердили намерение развивать сотрудничество.

И здесь же на форуме было подписано соглашение между правительством Архангельской области, ЕВРОСИБом и Сбербанком об объединении усилия по развитию портовой инфраструктуры Архангельского порта.

 

«Всё это заставило меня дерзнуть и сказать, что, ставя перед нами задачу повысить объем грузооборота по СМП до 200 млн тонн к 2030 году, президент России нас сильно пожалел. Нужно стремиться существенно перевыполнить план, ускоряя темпы, чтобы не потерять главное — курс» – заявил Цыбульский.

Координатор экспертного совета «Проектного офиса развития Арктики», доцент кафедры госуправления и публичной политики института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников считает, что амбициозное заявление Цыбульского имеет под собой все основания:

«Посмотрим на динамику показателей Севморпути. В 2023-м году китайские перевозчики транспортировали по Севморпути 100 тысяч тонн груза пятью судами. А в этом году поток будет увеличен до двенадцати таких рейсов: Архангельская область начинает активно взаимодействовать с портами Китая. Недавно, во время визита Путина в Китай, в составе делегации были Цыбульский и другие представители Архангельской области. Причем, целью поездки был порт Далянь, который является крупнейшим в северо-восточном Китае многоцелевым контейнерным портом. Вот, и именно в ходе поездки как раз губернатор Цыбульский озвучивал намерения нарастить грузооборот Архангельска с Далянем и другими портами Китая, о чем он кстати еще раз повторил на ПМЭФ.

Вот еще пример, впервые из Архангельска в КНР по Севморпути ушло судно с 300 контейнерами с пиломатериалами из Архангельской области. В условиях блокады со стороны ЕС очень важно, что лесоматериалы из Архангельска начинают поступать в Китай, причем по самому оптимальному пути. А если учесть, что в Архангельской области развитая сеть железных дорог, то можно рассчитывать на то, что и другие регионы Северо-Запада России, в которых развита лесная отрасль, также могут подключиться к этому самому выгодному для себя транспортному коридору. Это касается не только пиломатериалов, но и любой экспортной продукции.

Еще надо учесть, сколько много в последние годы делается для развития непосредственно самого Архангельского порта. Сейчас его мощности позволяют переваливать в 10 раз больше грузов, чем несколько лет назад. Ведутся работы по развитию глубоководной части, по развитию портового хозяйства. И стратегическая значимость Архангельского порта резко возрастет, после того как будет реализован утвержденный федеральным правительством комплексный план по развитию Архангельского транспорта-узла до 2035г. Который включает в себя мероприятие как по развитию действующей транспортной инфраструктуры, так и по созданию принципиально новых объектов. Новый глубоководный морской порт Архангельского сможет принимать суда уже с отсадкой до 14,5 метров что позволит обрабатывать крупнотоннажный флот и значительно нарастить объемы перевозок грузов по Севморпути.

Кроме того, в связи с развитием арктических регионов России будут расти и перевозки, которые необходимы и для внутреннего потребления».

Версия для печати