Глава Роскосмоса Рогозин:  может быть, мы попробуем губернатора Азарова в космос отправить. Там по росту ограничение пока 180 см.
30 января 2017

Эксперты: нехватка управленческих кадров в МСУ характерна для многих регионов

Фото: ComNews.ru

По словам главы Кузбасса Амана Тулеева, регион столкнулся с нехваткой управленческих кадров, в том числе среди глав городов, районов и сёл. Эксперты отмечают, что данная проблема характерна для большинства регионов страны. Основные причины они видят в оттоке кадров, «вертикализации системы управления», ослаблении ресурсной базы муниципалитетов. По их словам, в Кемеровской области в выстроенной Тулеевым системе эти проблемы «еще больше проявляют себя, нежели в среднестатистическом субъекте РФ». Решение проблем политологи видят в развитии муниципальной автономии.

С нехваткой управленческих кадров столкнулась Кемеровская область. Глава Кузбасса Аман Тулеев заявил, что в регионе сложился дефицит глав городов, районов и сёл. «На следующий год у нас будут выборы. Главы городов и районов – их нет, тех, которые бы понимали, как образуется прибыль, доходная, расходная часть, каким образом обеспечить людей мерами социальной поддержки и как сделать так, чтобы комфортно жилось на территории», – цитирует Тулеева ТАСС. По словам главы Кузбасса, в настоящее время области необходимы 320 руководителей высшего и среднего звена.

Губернатор пояснил, что проблема заключается в отсутствии желания у людей выдвигаться на управленческие должности и необходимых профессиональных качеств у потенциальных кандидатов.

Руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов отметил, что в отсутствии в Кемеровской области профессиональных управленцев есть доля вины и самого Тулеева. «Мы можем говорить о специфике регионального политического режима. В Кемеровской области в социально-политической сфере практически отсутствует открытая конкуренция. Все претенденты на руководящие, управленческие должности должны соответствовать только одному критерию – лояльности и готовности во всём подчиняться главе региона. Поэтому здесь сложилась ситуация, которую за 20 лет руководства областью сгенерировал сам Аман Тулеев. То есть нужны не партнеры, не деятельностные субъекты, а нужны нукеры. Так вот адекватных нукеров, которые были бы, с одной стороны, лояльны, а с другой – обладали бы необходимыми управленческими компетенциями, стало не хватать», – сказал Антонов «Клубу Регионов».

Он добавил, что проблема нехватки управленческих кадров характерна для многих регионов: «Главная проблема лежит в том статусе МСУ, в котором оно сегодня находятся. Сегодня МСУ практически финансово не обеспечено, но при этом у них очень много обязанностей. То есть мы наблюдаем наличие определенной диспропорции между возможностями и ресурсами МСУ, с одной стороны, и объемом их полномочий – с другой».

Политолог Андрей Максимов подчеркнул, что кадровый голод на потенциальных руководителей муниципалитетов имеет под собой разнородные причины: «Первая причина – это в целом отток профессиональных кадров в крупнейшие регионы. Региональная кадровая мобильность серьезно укрепилась в последние годы. Сливки в ней снимают Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, нефтегазодобывающие регионы, некоторые южные регионы. Вторая причина – вертикализация системы управления, особенно в отношениях «регион – муниципалитет», когда муниципалитеты становятся всё более подчиненными региональным администрациям и лично губернаторам. В этих условиях возможности для самостоятельного принятия решений у муниципальных руководителей ослабевают. Если нет практики, если губернатор сам определяет ключевые направления развития каждого города и района, то, конечно, профессионализм тех людей, которые работают на местах, падает. И третья причина в том, что, когда ресурсные базы муниципалитетов ослабляются, падает мотивация у различных оппозиционных или альтернативных кандидатов на соответствующие должности. В общем и целом это становится общероссийской проблемой. Но в таком вертикально интегрированном регионе, как Кемеровская область, все эти факторы еще больше проявляют себя, нежели в среднестатистическом субъекте РФ».

По словам Максимова, для решения этой проблемы необходимо «укреплять ресурсную базу муниципалитетов, развивать муниципальную автономию, давать возможности для конкурентной политики в муниципальных образованиях».

Директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман считает, что для возвращения интереса кандидатов к работе на муниципальном уровне необходимо менять нынешнюю систему муниципального управления. «Это проблема не нехватки кадров, а проблема системы, которая ориентирована на отбор худших. Сейчас не нужны в системе профессионалы, нужны преданные, исполнительные и неспособные самостоятельно мыслить. Самостоятельно мыслящие попадают во власть через выборы. А сегодняшняя система назначения глав муниципальных образований ориентирована на то, что попадающие во власть должны думать не об интересах граждан, а работать в интересах начальства, то есть тех, кто их назначил. Раз такую систему создали, то мыслящие люди, конечно, не хотят идти на руководящие должности в муниципальные образования, поскольку они не могут реализоваться в такой системе. Мы видим отток мыслящих глав, особенно это заметно на поселенческом уровне. Люди уходят, потому что не видят для себя перспектив. Нужно возвращать прямые выборы, возвращать реальную самостоятельность муниципальному управлению. Без этой самостоятельности никогда там не появится профессиональных управленцев. Нужно возвращаться в конституционное русло в системе местного самоуправления, из которого мы выскочили», – сказал Гурман.

Версия для печати
Главное