Максим Шевченко:  все разговоры губернатора Сипягина о коалиции растворились в ноябрьском воздухе
24 октября 2018

Игорь Украинцев: В Кузбассе мы наблюдаем крах тулеевского социализма

Власти Кемеровской области намерены повысить цены на проезд в общественном транспорте с 16 до 20 руб. для обычных пассажиров и с 4 до 10 руб. для пенсионеров и льготников. Сейчас это предложение обсуждается на общественных слушаниях. Руководитель фонда «Сибирская политика» Игорь Украинцев рассуждает, какие формы может принять общественное недовольство и была ли у нового губернатора Кузбасса Сергея Цивилёва возможность не прибегать к непопулярным мерам.

«Общественные слушания очень редко проявляют себя как эффективная мера выплеска общественного недовольства. Все-таки доверие к этому инструменту у людей очень небольшое, и явно это не даст большого эффекта в таком серьезном вопросе, как повышение цен на проезд.

Само по себе это действие, с одной стороны, может быть, экономически и обосновано, но всеми кузбассовцами оно воспринимается сейчас как крах тулеевского социализма. Это очень ярко сейчас бросилось всем в глаза, что целая эпоха кузбасского социализма заканчивается. А аргументы, которые приводят власти о том, что нам нужно уровнять тарифы на проезд с соседними регионами, напоминают о всеобщей уравниловке. Хотя, когда говорят о средних зарплатах в регионах, то тут власти используют другую терминологию, о том, почему в одном субъекте они должны быть выше, а в другом ниже. Но в ценах на проезд мы почему-то везде должны быть одинаковыми.

Хотя экономически повышение тарифов может быть обоснованным, потому что автопарк уже изношен, инфляция, рост цен на топливо – все это говорит о том, что тарифы должны повышаться. Но делать это таким радикальным образом и повышать так намного я бы поостерегся. Федеральные власти у нас придумали переходный период по пенсионному возрасту, вряд ли это кого-то сильно утешило, но какое-то смягчение произошло. И здесь нужно руководствоваться не принципом «отрезал и забыл», который может послужить катализатором к общественным недовольствам, а предусмотреть переходный период повышения.

Предугадать, какую форму может приобрести общественное недовольство повышением цен на проезд, сложно. Но мне, во всяком случае, сразу же вспоминаются массовые митинги по этому поводу в Новосибирске, когда бывший губернатор Юрченко решил ограничить проезд пенсионеров в общественном транспорте, что вылилось в общественные демонстрации и даже перекрытие Красного проспекта – основной улицы города. Вот, пожалуйста, пример, который можно считать пугающим для всех остальных. Понятно, что это крайний случай, но люди тогда были смотивированы быстро. Как поведут себя жители кузбасских городов, остается только гадать. Думаю, в ближайшие дни мы поймем реакцию по соцсетям. Все-таки у нас в транспорте, цены на проезд в котором предлагается повысить, ездят в основном социально незащищенные граждане, с небольшим доходом, а тут в их кошельки еще залазят. Так что я допускаю, что это может привести к каким-то уличным протестам».

Версия для печати
Кемеровская область
политолог

Руководитель фонда «Сибирская политика»