Культура с доставкой: в Новосибирской области запущен проект автоклубов
Передвижные автоклубы на КамАЗах поедут по районам Новосибирской области. Проект реализуется в рамках нацпроекта «Культура». Автоклубы будут оборудованы мультимедийными средствами, которые позволят проводить культурно-массовые мероприятия в сельских поселениях, где нет стационарных клубов. Эксперты считают, что такой эксперимент нужен России и первые результаты можно будет увидеть уже через год.
Власти Новосибирской области планируют в рамках нацпроекта «Культура» запустить передвижные автоклубы на базе КамАЗов и «Газелей». Они будут укомплектованы сценой-трансформером, спутниковой антенной и мультимедийным оборудованием. Это позволит проводить концерты, кинопоказы и народные праздники на любых открытых площадках. Уже в этом году будут закуплены первые шесть машин, всего регион планирует запустить 18 автоклубов. В первую очередь автоклубы будут ездить в те села, где нет стационарных учреждений культуры.
Директор «Национального лермонтовского центра в Середниково», Михаил Лермонтов уверен, что проект принесет пользу: «С точки зрения целесообразности, смысл, конечно, есть. И результат мы сможем увидеть уже через год. Такой эксперимент нужен России. Раньше у нас в стране были подобные передвижные центры соприкосновения с прекрасным, они были очень востребованы. И в том же Новосибирске в рамках того же нацпроекта развивается программа «Творческие люди», которая предполагает создание мобильных театров, а это значит, что жители села смогут увидеть классические и современные постановки, музыкальные спектакли. Когда мы на общественном совете обсуждали эти передвижные автоклубы, возникло много вопросов по эксплуатации и сервису таких машин и, конечно, по культурной программе, которую они в села повезут. Сегодня инструмент создан, теперь в том числе и от региональных властей потребуется опережающее решение по наполнению предлагаемых программ».
Директор Института общественных наук РАНХиГС Сергей Зуев напоминает, что подобная практика активно применялась еще в советское время и была востребована. «Автоклубы – это, по сути, модель гастрольной политики, которая на выезде представляет культуру, привозит фильмы, профессиональные коллективы художественной самодеятельности, – говорит Зуев. – Если в селе большой отток молодежи, остается старшее поколение, то это смягчение старости, и здесь гуманитарная миссия проекта велика: это создание чуть более комфортной среды, ведь людям иногда и кино посмотреть хочется не по телевизору, а локоть о локоть с соседом. Если же перед властями стоит задача сохранения малых поселений, а также закрепления молодежи на селе, то в ряду других действий по решению данного вопроса такой проект также сыграет свою положительную роль».
Член Общественной палаты РФ, член комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло также отмечает, что, помимо технической составляющей проекта, немаловажен вопрос контента, с которым отправятся в села передвижные автоклубы. «Инструмент создан, необходимо создать методологию. Иначе мы получим обратный эффект от культуры. Есть фильмы, которые реально могут влиять положительно на состояние души человека, и если это будут тщательно отобранные картины, то будет нужный результат», – уверен эксперт. При этом Пожигайло отмечает важность сохранения собственной культуры села, сохранения идентичности и предупреждает об угрозе глобализации. «Не добьемся ли мы теперь глобализации еще и деревни? Мы должны воспитывать культуру человека, а не создавать зрителя. Это разные вещи. Нужно не развлекать, а учить, воспитывать духовно», – подчеркивает эксперт.
Напомним, что на реализацию нацпроекта в Новосибирской области предусмотрено более 1,6 млрд руб. из средств федерального и регионального бюджетов. Всего в регионе работают более 2 тыс. учреждений культуры, большая часть из которых расположена в сельской местности.