Новосибирская область
19 ноября 2019

Комфортная среда: эффективный опыт Новосибирской области

В Новосибирской области подводят итоги первого этапа нацпроекта «Жилье и городская среда». Всего в текущем году в Новосибирской области благоустроены 117 дворовых территорий и 58 общественных пространств. Работы по благоустройству были проведены на территории 56 населенных пунктов региона.

Нацпроект стал продолжением работы, которая велась в регионе с 2017г. в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Проект в буквальном смысле перевернул представление людей о городском пространстве, задав новую планку благоустройства населенных пунктов, вызвал живой отклик у жителей, которые активно включились в обсуждение проектов благоустройства общественных пространств и придомовых территорий. Успех был настолько очевиден, что в 2019г. стал частью нацпроекта. За три года в регионе благоустроено более 600 объектов – придомовых территорий многоквартирных домов и общественных пространств. На эти цели направлено из бюджетов разных уровней порядка 2 млрд 260 млн руб.

«Клуб Регионов» обсудил с экспертами роль национального проекта для повышения уровня комфорта городской среды.

Участниками обсуждения стали:

Александр Балобанов, политолог, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС

Светлана Калинина, координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, член Центрального штаба ОНФ, председатель общественного движения по защите прав собственников «Наш дом»

Павел Качкаев, депутат Госдумы, заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ

Юлия Оглоблина, председатель Центрального Совета Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи», член Центрального штаба Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»

Павел Пригородов, член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, главный редактор газеты «УПРАВДОМ»

Светлана Разворотнева, первый зампредседателя комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»

 

Нацпроект «Жилье и городская среда» дал специалистам и гражданам импульс к осознанию того, что необходимо достигать нового уровня комфорта не только для труда и обеспечения граждан комплексом жизненно важных услуг, но и для досуга и отдыха жителей. Он охватил не только крупные города Новосибирской области, но и населенные пункты сельской местности, причем во всех районах.

Эксперты сходятся во мнении, что при достаточном внимании к реализации мероприятий нацпроекта со стороны региональных властей уже в ближайшем будущем жители Новосибирской области смогут увидеть новый облик городов и сел. Но для этого необходимо соблюсти ряд условий.

Светлана Разворотнева: «Нацпроект «Жилье и городская среда» и федеральная программа «Комфортная городская среда» изначально были созданы не только для того, чтобы заниматься благоустройством, но и для того, чтобы увеличить количество граждан, принимающих активное участие в решении городских проблем. Именно поэтому идет рейтинговое голосование по общественным пространствам, а дворы для ремонта выбираются с помощью общих собраний. В некоторых регионах люди не просто выбирают проект, но и сами создают профильные общественные советы, на которых подробно рассматривают всю документацию по объектам, сметы. И поскольку там в окрестных домах всегда находятся люди более-менее профессиональные, то это все идет на пользу обществу».

По мнению экспертов, один из основных показателей работы исполнительной власти в реализации нацпроекта – выстраивание диалога с жителями. Все объекты, которые в этом году благоустраивались в Новосибирской области, были выбраны жителями в ходе голосования. Чем больше власть уделяет внимания народному голосованию и общественному контролю, тем эффективнее работает этот инструмент, отмечают эксперты.

Светлана Разворотнева: «Очевидно, что история с благоустройством городов – это общемировой тренд. Правда, некоторые органы исполнительной, муниципальной и даже госвласти не готовы идти на диалог с жителями, а просто хотят делать проекты под ключ. Потом удивляются, что люди так не рады. Яркий пример – история с реновацией в Москве. Вроде хорошее дело предложили, а с людьми не поговорили – и полный провал. Столица, на мой взгляд, вообще не умеет с жителями разговаривать по поводу таких проектов, не желают никого слушать, считают, что предложенное городом решение – единственное правильное. И то, что в Новосибирской области идеология заложена другая, очень правильно».

Как отмечает координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, член Центрального штаба ОНФ, председатель общественного движения по защите прав собственников «Наш дом» Светлана Калинина, в прошлом в Новосибирской области у общественников возникали сложности с продвижением своих идей и проектов общественных пространств, однако после пересмотра механизма принятия решений конфликт был исчерпан.

Светлана Калинина: «Губернатор Андрей Травников, представители Минстроя РФ и «ЖКХ Контроля» сели за стол переговоров на площадке ОНФ. Вместе было принято решение, что вопросы надо обсуждать в межведомственных комиссиях. И по результатам этого года действительно можно сказать, что мнение жителей власти Новосибирской области слышат. Обращений по поводу того, что проект не соответствует требованиям граждан, практически не было. Так что диалог нужен. И здесь был честный диалог. Иногда жители хотят слишком много, и когда им разъясняешь, что есть финансовая составляющая, по которой власть не может прибавить больше денежного эквивалента на проекты, то жители к этому прислушиваются либо прислушиваются к мнению специалистов, которые отвечают за безопасность городов, дорог».

Павел Качкаев: «Когда решение о том, что необходимо делать во дворе или, скажем, в общественной территории, исходит только от власти, то такой подход вызывает много вопросов у жителей. Например, жителям нужно парковку расширить, а им на этом участке ставят бельевую площадку, которая тоже вроде предусмотрена, но сегодня уже практически никому не нужна. Поэтому каждый проект должен проходить через общественные слушания».

Эксперты напомнили, что к широкому обсуждению проектов по формированию комфортной городской среды региональные власти призывал президент Владимир Путин. «Если людей привлекать на первичном этапе работы по формированию проектов, это будет очень полезно. Люди станут соучастниками этого процесса. А если это так, то работа будет строиться более эффективно. Когда люди чувствуют, что они участники этого процесса, что они авторы того или иного решения, и отношение к возводимым объектам и к создаваемым пространствам будет, конечно, совсем другим. Оно будет бережным, аккуратным, осторожным. Люди вам будут за это благодарны», – обратился к губернаторам глава государства на Госсовете, посвященном вопросам улучшения жилищных условий.

В разговоре с «Клубом Регионов» эксперты особо подчеркивали, что активный контакт с жителями власти необходимо поддерживать не только на стадии подготовки и реализации проекта, но и в дальнейшем. Так, по мнению Светланы Калининой, общественность должна принимать участие и в приемке объектов.

Светлана Калинина: «Общественный контроль помогает решать проблемы на разных стадиях развития проекта. Когда жители понимают, что это для них и что в ближайшие 30 лет к ним вряд ли придет еще какая-то программа, то они следят за проведением мероприятий и сразу звонят, указывают на недостатки – это дисциплинирует подрядчиков. И качество работ, конечно, лучше».

 

Еще одним важным условием грамотного развития городской среды названы своевременные торги по госконтрактам. По словам Светланы Разворотневой, качество работ напрямую зависит от того, сколько времени на работу остается у подрядчиков, и если «контракты расторговываются во второй половине лета, то очевидно, что в силу спешки ничего хорошего не получится». Александр Балобанов полагает, что скорость заключения госконтрактов зависит от ряда причин, в том числе и от личного отношения губернаторов. В Новосибирской области благодаря четкой организации процедуры торгов и заключения госконтрактов работы в рамках нацпроектов «Безопасные и качественные дороги» и «Жилье и городская среда» удалось начать уже в апреле. Как отметил губернатор Андрей Травников, который лично контролировал проведение работ, ранний старт позволил избежать «аврала в конце сезона».

Александр Балобанов: «Если губернатор ставит вопрос на личный контроль, то это оказывает важное влияние. Поскольку самая большая угроза состоит в том, что деньги будут осваиваться в последний момент, в приоритете будет скорость, а это чревато издержками в качестве работы. Несомненно, что губернаторы, которые все выполняют вовремя, получат соответствующие отметки в свои послужные списки. Это может быть и денежное поощрение, но не напрямую, что вот ты все освоил и вот тебе больше денег, но это может быть учтено при дальнейших конструкциях, связанных с выделением денег региону».

Павел Качкаев: «У нас по партийной линии идет проект «Городская среда», и мы два года мониторим объекты. Да, сейчас ситуация после зимовки объектов стала лучше. Почему стало лучше? Потому что мы объекты заканчиваем строить не в декабре, а намного раньше. Проведение голосования, торги, заключение договоров – все это сдвинулось по времени, и теперь можно не уходить с проектом в зиму, а делать его планомерно и качественно. На сегодняшний день перспективные планы на благоустройство и сумму средств на них регион знает на два года вперед. Конечно, не до копейки, но общую. И уже может рейтинговые голосования проводить. Планы благоустройства уже есть. Таким образом, уже сейчас можно делать проекты на 2020–2021гг., в январе – марте проводить торги и в апреле уже выходить на площадку».

По словам экспертов, именно правильное планирование позволяет власти региона успешно совмещать благоустройство общественных пространств и дворовых территорий с другими федеральными программами. Так, в Новосибирске благодаря синхронизации нацпроектов «Жилье» и «Культура» завершается реконструкция Монумента Славы и сквера Славы. В Искитиме благодаря синхронизации нацпроектов «Жилье» и БКД 2.0 отремонтирован проспект Юбилейный и прилегающий к нему одноименный сквер.

Светлана Разворотнева: «Объединение двух нацпроектов – это отлично и может служить примером для всей страны. Следить за очередностью работ – прямая обязанность властей. Часто бывает так, что двор замостили, а через некоторое время приезжают представители теплоснабжающей компании и начинают раскапывать: по плану у них здесь замена инженерных сетей. И не факт, что они потом это все вообще закопают, не говоря уже о том, чтобы сделать «как было». Но ведь ремонт и благоустройство – это не стихийное бедствие, которое невозможно упорядочить. Если с этим системно работать, это можно синхронизировать. Да, это ручной труд, но это и максимальная эффективность».

Светлана Калинина: «В Новосибирской области не ограничились только дорогами и прилегающими территориями, как это было сделано в Искитиме. В комплексное проведение ремонтных работ также сразу включается капитальный ремонт домов, расположенных в квартале. Так было, например, в Бердске, Куйбышеве, Новосибирске. И когда приходишь в этот квартал, то видишь, что старые районы преображаются на глазах. Такая синхронизация проектов – это очень правильная идея».

Павел Пригородов: «Комплексный подход намного лучше работает на благоустройство города в целом. Не по одному болтику ходить и закручивать в столбы, а брать целые эпизоды. И то, как это реализуется в Новосибирской области, – это абсолютно оправданное поведение и власти, и жителей. В сибирских регионах с нацпроектами «Жилье» и БКАД немного другая история, чем в центральной или южной части России, где период строительства и ремонта гораздо больше. Зато у нас есть больше времени на то, чтобы детально проработать всю документацию. Поэтому зимний период должен быть эффективно использован на разработку и согласование проектов и смет, чтобы к наступлению периода ремонтов бумаги были в порядке. Так мы сможем выходить на объекты вовремя, лишний раз не бегая и ничего больше не согласовывая, не нервничая».

Между тем особенностью реализации нацпроекта в регионе стало особое внимание не только к крупным общественным пространствам, но и придомовым территориям, расположенным в непосредственной близости с жилыми домами. Кроме того, благоустройство расширяется до сельских территорий. Губернатор Андрей Травников не раз подчеркивал, что «Формирование комфортной городской среды» – очень востребованный проект как со стороны граждан, так и со стороны муниципальных образований: «Несмотря на то что в названии сохранилось слово «городской», эти проекты реализуются и в сельской местности. На территории многих населенных пунктов появляются островки притяжения молодежи, семей с детьми, жителей разных возрастов. Мы и здесь практикуем комплексный подход, стараемся совместить реализацию этого проекта с другими – «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Инициативное бюджетирование», с мероприятиями, проводимыми на средства грантовой поддержки и инициированными общественными организациями».

Светлана Разворотнева: «Очень многие критикуют нацпроект за то, что в нем обозначена только «городская» среда и нет «сельской». Сегодня мы видим, как трудно сельским главам, которые ответственны за то, чтобы хоть какое-то благоустройство на территории населенного пункта проводилось, создавались точки притяжения, был обустроен центр для прогулок. Когда закончился конкурс на лучшую муниципальную практику, мы просто рыдали от того, как они пытаются это сделать и как трудно им это дается».

Павел Качкаев: «Городской» среда в нацпроекте называется чисто условно, там могут и должны участвовать населенные пункты с численностью более тысячи человек. И понятно, что сюда входят практически все районные центры, в которых также есть программы по развитию дворовых территорий и общественных пространств. Даже премьер-министр Дмитрий Медведев во время своего недавнего визита в Новосибирск сказал, что жильцы многоквартирных домов вне зависимости от того, живут они в городе или районе, должны получать те же самые комфортные условия».

Юлия Оглоблина: «Сегодня в России почти 155 тыс. сёл, все мы знаем их состояние. Чем больше будет ресурсов и механизмов для их развития, тем лучше. Когда люди видят вокруг себя развитие, повышение качества среды, тогда они понимают, что власть слышит и принимает их предложения. И наоборот: когда все только жалуются, что ничего не происходит, значит, местная власть оставила программу на бумаге. Конечно, если в селе жизнь замерла или регрессирует, то в него вряд ли будут приезжать новые кадры, будет что-то развиваться».

Павел Пригородов: «Если мы говорим о создании точек притяжения в центрах сёл (подразумевая площадки, которые были еще в древние времена), то они позволяют людям больше общаться. Это своеобразный социальный феномен. Поэтому такие варианты необходимо поддерживать. Сможет ли благоустройство повлиять на ситуацию с миграцией сельских жителей – сложный вопрос. Сегодня требования к жизни у каждого человека свои, темпы жизни тоже. Очень трудно задержать «сверху» на каком-то участке личность. Но развитие территории, конечно, влияет на желание остаться. Не только в селе, но и в городе».

Павел Качкаев: «Я считаю, что в городах и райцентрах именно дворы должны быть на первом месте в плане благоустройства. Да, общественные пространства тоже важны, но двор – это то, что люди видят каждый день. Если каждый день приходить во двор, где нет ни асфальта, ни газона, где свет не горит, скамеек и урн нет, то это, безусловно, влияет на моральное состояние, общее социальное самочувствие и на отношение к власти».

 

По словам экспертов, расширить действие нацпроекта по благоустройству поможет активное привлечение губернатором крупных региональных предприятий. Необходимо прописать требования и правила для крупного бизнеса, по которым они должны будут выделять определенный объем средств на развитие и благоустройство городов и сельских территорий.

Павел Пригородов: «Привлечение к реализации нацпроектов крупных предприятий – это один из основных участков работы губернатора. Насколько глава региона с этой обязанностью справляется, можно оценивать по-разному. Хороший руководитель может привлечь бизнес к совместному решению местных проблем».

 

Светлана Разворотнева: «Губернатор может и должен привлекать бизнес к реализации нацпроектов. И в конкурсе по реконструкции исторических городов, и в конкурсе на лучшие муниципальные практики одним из критериев оценки проектов было количество привлеченных внебюджетных средств. Это нормально, ведь предприятия тоже «живут» на этой территории и просто не могут не участвовать в ее развитии. Теперь уже законодательно. Хотя мое мнение, что лучше бы для этих целей им разрешили оставлять часть налога на прибыль в региональном бюджете. Это, кстати, заставило бы глав субъектов быть более заинтересованными в привлечении инвесторов на территорию».

Для успешной реализации нацпроектов федеральный центр пытается стимулировать исполнительные власти регионов с помощью дополнительного финансирования, которое получат лучшие из лучших. Власти Новосибирской области придерживаются той же стратегии и в отношении муниципалитетов. Так, по итогам реализации в этом году мероприятий регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», который является важной составляющей нацпроекта «Жилье и городская среда» (в части благоустройства), правительством региона было предложено перенаправить 99,7 млн руб. на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов. Дополнительное финансирование получат «досрочно выполняемые по нацпроектам дорожные объекты и проекты благоустройства региона». Увеличение финансирования уже одобрили депутаты регионального парламента.

Светлана Калинина: «Сейчас существует тест-драйв для регионов и муниципалитетов. Из месяца в месяц, из квартала в квартал им нужно показывать результаты благоустройства. Минстрой РФ ходатайствовал перед Минэкономики, чтобы для таких муниципалитетов и регионов было дополнительное финансирование на благоустройство. И это правильно».

 

Павел Качкаев: «Сегодня все привязки идут к индексу качества городской среды (36 показателей), из которых большинство – федеральные, то есть берутся из официальной статистики, гео- и фотосъемок и так далее. И если эти показатели не достигнуты, то регион может до 50% финансирования потерять, а если достигнуты, то получить дополнительные субсидии. И это деньги, которые будут изыматься у регионов-аутсайдеров. Если в субъекте адекватное руководство, то оно ситуацию понимает и уделяет внимание этому аспекту».

Павел Пригородов: «Тут федеральная политика довольно простая: если хорошо работаешь, получи возможность развиваться. Если работаешь плохо, начинаются вопросы со стороны федеральных органов и инспекций. Это затормаживает процесс. Чтобы выпутаться, приходится еще больше усилий предпринимать. Поэтому лучше работать правильно, качественно и вовремя. Данная мысль четко прослеживается по нацпроекту БКАД. Программа пошла, люди видят ее результаты, регионы преображаются – с этим трудно спорить. Не только губернаторы, но и главы муниципалитетов уже поняли, что выиграет тот, кто всех перегонит».

Добавим, сегодня проекты по благоустройству общественных пространств, которые реализуются в Новосибирской области, регулярно отмечают на всероссийских конкурсах. Так, финалистом Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в номинации «Малые города с численностью населения от 20 тыс. до 50 тыс. человек включительно» стал проект светомузыкального фонтана в парке «Юность» в городе Тогучи. Кроме этого, сразу два объекта, реализованные в Новосибирской области, включены в реестр лучших практик Минстроя РФ по благоустройству – Михайловская набережная в Новосибирске и лесопарковая зона отдыха «Парк Кольцово» в Кольцово. Эти проекты получат дополнительное финансирование и смогут стать более масштабными и качественными.

Версия для печати
Главное