прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
11 декабря 2015

Азаров: решения властей Оренбургской области по реформе МСУ кажутся очень взвешенными

Фото: council.gov.ru

Главной чертой реформы СМУ в Оренбургской области стало объединение муниципальных образований в единые городские округа. Как пояснили региональные власти, таким образом решался вопрос улучшения качества жизни жителей в дотационных и малонаселенных территориях. Оценивая эти действия, член Совета Федерации, председатель ВСМС Дмитрий Азаров высказал мнение, что опыт Оренбургской области в решении этих вопросов, а также вопросов нахождения компромисса и сохранения определенных льгот для сельской местности можно оценивать как позитивный. «У меня нет информации, что в этой области было какое-то серьезное напряжение и непринятие жителями этих решений», – добавил сенатор.

Развитие реформы местного самоуправления в Оренбургской области обсудили в Совете Федерации на заседании Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

О промежуточных итогах реформы рассказала вице-губернатор – заместитель председателя правительства Оренбургской области по внутренней политике Вера Баширова. Она обратила внимание, что особенность проведения реформы МСУ в регионе связана с большим количеством дотационных и малонаселенных поселений. Сказалось и отсутствие на федеральном уровне методик по определению минимальных расходных обязательств по вопросам местного значения. В связи с этим главный акцент при реформировании областные власти сделали на создании экономически устойчивых образований, которые, добавила Баширова, «смогут решать главную задачу местного самоуправления – создание условий для комфортного проживания населения».

Председатель Экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов полагает, что решение об объединении муниципалитетов должно приниматься не только из экономических соображений, но и исходя из интереса самих жителей. И здесь единственным мерилом интереса населения является мнение его представителей, подчеркнул эксперт в беседе с «Клубом Регионов».

Вместе с тем Максимов заметил, что объединение муниципальных образований не является однозначным решением проблемы муниципалитетов, испытывающих трудности: «Все упирается в специфику местности и условий в конкретных населенных пунктах». «На самом деле, во многих регионах существует проблема маленьких несамодостаточных депрессивных муниципалитетов, которые не могут самостоятельно существовать и вряд ли смогут в обозримом будущем. В этом случае, наверное, объединение муниципалитетов является одним из вариантов частичного решения проблем. Другое дело, что если складывать муниципалитеты, равно лишенные экономической базы и перспектив развития, то ситуация не улучшится. Да, присоединение слабого к слабому точно не дает никакого положительного эффекта, в то время как присоединение слабого к сильному иногда дает положительный эффект, потому что сильный начинает тянуть за собой периферию», – оценил ситуацию с объединением муниципалитетов в стране в целом Максимов.

Концепцию, в соответствии с которой проходила территориальная организация МСУ, заложил губернатор Юрий Берг. В соответствии с ней с 2013 по 2015г. в Оренбургской области было сформировано 28 вновь созданных муниципальных образований на уровне сельских поселений. Вторым направлением концепции стало объединение одноименных административных центров, муниципальных районов и сельских поселений в городской округ.

Окончательно мероприятия по оптимизации муниципальных образований должны завершиться к 1 января 2016г. К этой дате в области будут действовать 13 городских округов, 29 муниципальных районов, 447 сельских поселений. Баширова отметила, что «все муниципальные образования сформированы, построена четкая и понятная вертикаль управления».

Председатель Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Дмитрий Азаров поделился с «Клубом Регионов» мнением, что «опыт Оренбургской области в решении вопросов укрупнения муниципальных образований, нахождения компромисса, сохранения определенных льгот для сельской местности можно оценивать как позитивный». Вместе с тем сенатор заметил, что унифицированных решений здесь нет, и в каждом регионе, в каждом конкретном случае подход к этим проблемам должен быть индивидуальным. «И есть ощущение, что в Оренбургской области каждое решение принималось взвешенно, каждый вопрос рассматривался индивидуально, советовались с людьми и депутатами. У меня нет информации, что в этой области было какое-то серьезное напряжение и непринятие жителями этих решений», – сказал Азаров. Однако он подчеркнул, что только время покажет, насколько успешными и эффективными оказались принятые решения.

По мнению Азарова, очень важно, чтобы, объединяя территории, областные власти в погоне за оптимизацией не задвигали на задний план доступность местной власти и муниципальных услуг для населения, а также сохраняли действующие льготы для жителей сельской местности. В Оренбургской области этот вопрос был решен за счет введения института сельских старост и выделения дополнительных средств из регионального бюджета, рассказал Азаров. Он добавил, что в рамках заседания комитета представители Оренбургской области выступили с целым рядом содержательных предложений по изменению муниципального законодательства.

Версия для печати