Доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии, социологии и гуманитарных дисциплин Воронежского филиала РЭУ имени Плеханова, профессор кафедры политологии и государственного управления Среднерусского института управления – орловского филиала РАНХИГС.
Дмитрий Нечаев: Для регионов ЦФО характерна проблема некачественного управления областными центрами
Финалистами конкурса по выборам мэра Тамбова стали два кандидата: член «Молодой гвардии» Дарья Завражина и начальник управления по развитию промышленности и торговли Тамбовской области Наталия Макаревич. Политолог Дмитрий Нечаев считает, что предпочтения губернатора Александра Никитина – на стороне Макаревич. Он отметил, что для Никитина вопрос избрания мэра областного центра имеет серьезное значение, учитывая, что Тамбову необходим эффективный менеджер на посту градоначальника, поскольку предыдущие главы не оправдали ожиданий. Политолог подчеркнул, что проблема некачественного управления областными центрами характерна практически для всех регионов ЦФО.
«Конечно, тема избрания губернатора Тамбовской области в 2020г. и тема деятельности мэра Тамбова взаимосвязаны. Но не думаю, что эта тема имеет принципиальное значение для главы региона. Я полагаю, что Александр Никитин как очень динамичный глава региона в первую очередь озадачен проблемой того, что на протяжении многих лет как при нем, так и при предыдущем губернаторе мэры Тамбова были недостаточно эффективными. Я полагаю, что управление Тамбовом для него имеет принципиальное значение. Потому что большинство глав муниципальных образований в Тамбовской области достаточно эффективно работают. А Тамбов, наоборот, создает губернатору дополнительные проблемы. Поэтому я бы на первое место поставил проблематику того, что губернатор хотел бы, чтобы городом управлял более эффективный менеджер, а уже потом проблемы, которые могут быть связаны с губернаторскими выборами. То есть вот такая иерархия. То есть сначала поставить человека, который бы эффективно управлял городским хозяйством, смог бы выстроить эффективные коммуникации с населением, реализовывал предложения горожан, а потом уже проблемы избирательной кампании.
Я анализировал деятельность глав 16 областных столиц ЦФО из 18, без учета Москвы и Московской области. И из 16 градоначальников я сейчас не могу назвать эффективных. В Белгороде недавно произошла замена мэра. В Калуге губернатор Артамонов никак не может подобрать главу города – при сильном губернаторе в течение 10 лет не могут подобрать хорошего градоначальника. В Липецке сейчас градоначальника только что назначили, а до этого на протяжении 10 лет именно к градоначальникам Липецка были претензии. В Воронеже тоже есть проблемы в управлении городом. Недавно сменился градоначальник в Курске. И в Тамбове идет процесс замены мэра.
Предыдущие два мэра Тамбова, Сергей Чеботарёв и Дмитрий Самородин, который был и.о. главы города, были внесены в «реестр коекакеров» регионального делового издания «Экономика и жизнь Черноземья». Их попадание в этот список обусловлено неэффективной деятельностью. Это означает, что мнение тамбовского губернатора и мнение экспертного сообщества совпадают. Поэтому замена главы Тамбова необходима. И сейчас не только для Тамбова, но и для практик развития областных центров характерна тенденция того, что губернаторы должны подобрать эффективно работающую машину по эффективному управлению городским хозяйством.
Что касается Тамбова, то, на мой взгляд, Никитин выбрал креативное решение, что в процедуру избрания мэра он вмешиваться не будет, но понятны его управленческие предпочтения. В этом отношении кандидатура начальника управления по развитию промышленности и торговли Тамбовской области Наталии Макаревич на пост мэра является оптимальной. Тамбовская область наравне с Белгородской, Калужской и Липецкой областью наиболее эффективно реализовывала модель качественной модернизации промышленного комплекса. Макаревич приложила большие усилия, чтобы не только сохранить и модернизировать производство, но и создать ряд новых. В этом отношении могу предположить, что Макаревич оптимальная кандидатура.
Отметим, что для регионов ЦФО характерна проблема некачественного управления городским хозяйством. Не могу назвать ни один областной центр, может быть, за исключением Белгорода и Калуги, где бы решалась задача стратегического развития, где была бы эффективная стратегия развития и где бы основной упор делался на развитие реального сектора. Потому что областной центр без развития промышленного комплекса ничто. В этом отношении могу предложить такую гипотезу, что во многих областях ЦФО локомотивами устойчивого экономического роста являются муниципалитеты, расположенные в сельской местности. Если Макаревич удастся эффективно управлять городским хозяйством, создавать новые производства, то это будет означать, что она сможет поломать парадигму того, что областные центры становятся деградирующими территориями и не являются локомотивами устойчивого экономического роста».