Глава Камчатки:  все нормальные губернаторы дома подкаблучники. Потому что так надоедает принимать решения на работе
6 июля 2022

Ульяновская область на Иннопроме: регион признан одним из лучших по промышленному развитию в России

Ульяновская область вошла в десятку наиболее эффективных промышленных регионов по итогам 2021г.: она заняла девятое место, на четыре позиции улучшив свой предыдущий результат. Позиции субъектов РФ на международном промышленном форуме «Иннопром» озвучил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. «Это справедливая оценка работы нашей команды, в 2021г. индекс промышленного производства в Ульяновской области составил 113,3%, что значительно превышает общероссийский показатель в 105,3%. При этом в обрабатывающей отрасли ИПП составил 114,3%. В регионе сформирован хороший индустриальный фундамент, который позволит нам развиваться дальше вопреки, а может быть, и благодаря антироссийским санкциям», – отметил результат губернатор Алексей Русских.

Губернатор обсудил с министром потенциал промышленности в плане импортозамещения. По словам Русских, для этого «у региона есть соответствующие мощности и компетенции». «К примеру, «Промтех-Ульяновск» занимается импортозамещением авиакомпонентов для самолетов МС-21 и SSJ. Дениса Валентиновича заинтересовали системы воздуховодов, системы эвакуации, сиденья для самолетов и другие компоненты. Отдельно представили мощности будущего промтехнопарка электронной промышленности – мы сейчас очень рассчитываем на поддержку Минпромторга РФ в этом вопросе», – рассказал он.

Одной из ключевых территорий развития промышленности и экономики в регионе является портовая особая экономическая зона «Ульяновск», развивать которую помогает серьезная поддержка со стороны федерального центра, отметил губернатор. «За счет средств инфраструктурного бюджетного кредита мы сейчас строим два новых производственных корпуса площадью 18,5 тыс. кв. метров для размещения новых производств. Кроме того, в рамках областного бюджета приступили к строительству дополнительных производственных площадей на 6,5 тыс. кв. метров. Также активно развиваем логистическое направление ПОЭЗ. Тому пример – проект контейнерного поезда из Китая, который отправится по маршруту «Чэнду – Ульяновск» уже в ближайшие недели», – привел данные глава региона. По итогам 2021г. ПОЭЗ закрепилась в списке самых эффективных подобных территорий. По оценке Минэкономразвития, которую ведомство тоже озвучило в рамках «Иннопрома», эффективность ПОЭЗ «Ульяновск» составила 96,7%.

«Оценки, которые дает федеральное министерство, носят объективный характер и отражают объективную картину, тем более что Ульяновская область продолжает реализовывать различные индустриальные проекты, связанные с использованием потенциала Ульяновска, Димитровграда и формированием их связки в части освоения левобережья Волги», – комментирует оценку региона доктор экономических наук, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В то же время он обратил внимание, что часть инвестпроектов в области была с иностранным участием и они во многом ориентировались на поставки машиностроительной продукции от иностранных поставщиков, что в условиях жестких внешних санкций может негативно сказаться на промышленном развитии. «Сегодня сложно понять, насколько реально регионы готовы к запуску программы импортозамещения 2.0, но в целом можно констатировать, что структура промпроизводства Ульяновской области диверсифицирована: там есть машиностроение, предприятия «Росатома», цементное производство, авиационная отрасль, легкая промышленность. К тому же важно, что в рамках иностранного сотрудничества у региона были договоренности со странами, которых не оказалось в списке недружественных, например, там развивали совместную деятельность с Ираном. Поэтому мне кажется, что возможности там имеются», – добавил экономист.

Сегодня в ПОЭЗ «Ульяновск» действуют 43 резидента, восемь из которых занимаются производством, поставками и сервисом, связанными с гражданской и грузовой авиацией. В ближайшее время мощности этих предприятий могут быть задействованы для создания Центра техобслуживания судов, перспективы которого весной 2022г. Русских обсудил с министром по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артаком Камаляном. На «Иннопроме» губернатор подписал трехстороннее соглашение о создании Евразийской технологической платформы (ЕТП), участниками которой станут 558-й авиаремонтный завод в Барановичах (Беларусь) и предприятие «Казахстанская авиационная индустрия». «Евразийская технологическая платформа – объект инновационной инфраструктуры, позволяющий обеспечить эффективную коммуникацию и создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции на основе участия всех заинтересованных сторон: бизнеса, науки, государства, общественных организаций», – сообщили в пресс-службе ульяновского облправительства. Русских же выразил уверенность, что взаимодействие будет плодотворным для всех сторон. «На территории Ульяновской области есть важная инфраструктура, которая будет способствовать развитию проекта. У нас расположены ключевые российские предприятия в сфере разработки и производства авиационной техники и авиакомпонентов, композитных материалов, технического обслуживания и ремонта воздушных судов, научно-образовательные авиационные центры и транспортно-логистические авиакомпании. Мы готовы стать одной из площадок формирующейся Евразийской технологической платформы «Гражданское авиастроение», – сказал он.

Доктор экономических наук, руководитель научно-исследовательского объединения РЭУ им. Плеханова Сергей Валентей обратил внимание, что сегодня в мире нет ни одной страны, которая бы самостоятельно полностью осуществляла производство современных самолетов. «Даже США при строительстве своих «Боингов» что-то от нас получали. Любая интеграция идет на пользу, если она реализуется эффективно. Конечно, условные завод по производству самолетов с поршневым двигателем и завод по производству самолетов с реактивным двигателем никак не соединишь – «феррари» на платформе «жигулей» не построишь, как и наоборот, кстати говоря. Но поскольку интеграция [в рамках создания ЕТП] произошла, то за ней, я надеюсь, стоит не только экономический расчет. Повторю: любая интеграция, которая снижает издержки одной стороны, потому что у другой стороны есть нужный продукт, – это благо», – поделился своим мнением эксперт.

На форуме Русских также обсудил с гендиректором ПАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным дорожную карту по дальнейшему развитию Димитровградской производственной площадки, которая объединяет индустриальные парки «Мастер» и «ДААЗ». «Наша цель – привести в порядок Димитровградскую площадку, разместить здесь новые бизнесы. Сейчас мы ведем работу для того, чтобы в определенном смысле это стало центром компетенций по автокомпонентам нашей страны. Также «КАМАЗ» заинтересован перевести из Набережных Челнов часть производства в Димитровград. Нам нравится качественная рабочая сила, специалисты. Также повезло, что между городами сравнительно небольшое расстояние», – заявил Когогин. Совместная работа компании и областного правительства направлена на реконструкцию и модернизацию площадей Димитровградского автоагрегатного завода для размещения в них новых производств, а также реконструкцию и создание транспортной и инженерной инфраструктуры. «Наши совместные вложения позволят быстрее реконструировать корпуса, создать передовые и конкурентные условия для резидентов. Совместные усилия позволят развернуть в парке новые производства и создать рабочие места для жителей региона», – отметил Русских.

По мнению Владимира Климанова, ставка на сотрудничество с «КАМАЗом» может снизить риски для местных предприятий, которые ориентировались на производство компонентов для «АвтоВАЗа», «который испытывает традиционные сложности». «В этом смысле переориентация на грузовое производство оправдана. С одной стороны, оно не столь масштабно, но с другой – оно трудоемкое и требует задействовать большие производства», – сказал эксперт.

Добавим, гендиректор «КАМАЗа» и ульяновский губернатор подписали еще одно, трехстороннее, соглашение с президентом «АвтоВАЗа» Максимом Соколовым о взаимном сотрудничестве в сфере развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов. По словам Русских, эффективная реализация этого соглашения позволит обеспечить заказами многие ульяновские предприятия автомобильной отрасли, которых на ее территории более 400.

Также на «Иннопроме» были закреплены договоренности о сотрудничестве Ульяновской области и Чувашии. Стороны договорились о совместном создании и развитии межрегиональных кластеров в целях повышения конкурентоспособности и развития научно-технического, инновационного и промышленного потенциала двух территорий. Соглашения направлены на стратегическое сотрудничество и взаимодействие в рамках импортозамещения между концерном «Тракторные заводы» (Чувашия) и ульяновскими ООО «Поликом» и АО «КТЦ Металлоконструкция», которые возьмут на себя поставки комплектующих для интерьера и экстерьера из композитных материалов и гидроцилиндров и гидронасосов на технику.

Поимо этого, руководство Ульяновской области намерено привлекать в регион иностранных инвесторов. На встрече с замминистра промышленности и технологий Турции Хасаном Бюйюкдеде Русских договорился о визите в регион турецкой бизнес-миссии. «Ульяновская область намерена развивать сотрудничество с Турцией в различных областях. В первую очередь это сфера торговли, и у этого направления большой потенциал развития. Мы готовы поставлять готовую продукцию сельского хозяйства, авиа-, авто- и станкостроения, деревообработки, строительной отрасли. Второй вектор – это реализация инвестпроектов в сфере промышленности. В Ульяновске работает завод «Мартур», и сейчас мы принимаем все меры, чтобы сохранить рабочие места и переориентировать производство, в том числе на цели, связанные с межрегиональным сотрудничеством. Сегодня у нас есть региональная законодательная база с максимальными мерами поддержки инвесторов, есть необходимая инфраструктура для размещения и локализации производств. У Турции есть компетенции в области станкостроения, поэтому предлагаем рассмотреть возможность кооперации в этой сфере», – написал Русских в своем Telegram-канале.

Сегодня необходимо искать возможности для развития машиностроения для компенсации отсутствия инородных компонентов и деталей, убежден Владимир Климанов. Об этом же говорит и Сергей Валентей. «Это проблема, с которой мы столкнулись в условиях санкций. С 2014г. мы инвестировали, но очень мало, в производство оборудования, которое производит оборудование. И откуда ему сейчас взяться? Именно в этой области сейчас нанесен удар, а мы об этой опасности говорили еще со времен Гайдара. Так что надо браться за ум и начинать работать, а не думать, как подороже продать нефть, а иначе нами будут управлять американцы», – заключил экономист.

Отметим, что на «Иннопроме-2022» Центр развития промышленности Ульяновской области вступил в Ассоциацию кластеров и технопарков России.

Версия для печати