Песков:  власти регионов должны обеспечить законность и демократичность предстоящих выборов
24 ноября 2020

В территориях Забайкальского края недовольны муниципальной реформой

Глава забайкальского Верхне-Ульхунска Дмитрий Матвеев заявил, что муниципальная реформа, проводимая краевыми властями, приведет к уничтожению сёл и проблемам с управлением отдаленными территориями. Ряд экспертов считают опасения Матвеева оправданными. По их мнению, муниципальная реформа приведет к деградации сёл и «сворачиванию» местного самоуправления.

Сомнения в эффективности реализации муниципальной реформы в Забайкальском крае высказал глава сельского поселения Верхне-Ульхунское Кыринского района Дмитрий Матвеев. «Везде, где проходит оптимизация, не остается практически никого. Почему-то оптимизация у нас – это не когда какие-то расходы уменьшают, а именно сокращение людей», – сказал Матвеев в интервью газете «Земля».

Муниципальная реформа в Забайкальском крае была анонсирована губернатором Александром Осиповым в 2019г. Она предполагает возможность упразднения сельских поселений и объединения их в границах районов в муниципальные округа с едиными администрацией и советом депутатов.

По словам Матвеева, с учетом отдаленности сёл от районного и краевого центров главе округа не будут видны проблемы территорий: «Главам дадут статус начальников отделов, но реальной власти у них не будет. Глава на селе – это хозяин. Люди видят его работу, видят, как он относится к своему селу, обращаются по всем вопросам. А потом как начальник отдела будет работать? Сидеть просто в кабинете и для решения какого-либо вопроса постоянно бегать в округ что-то выпрашивать?»

Оправданными опасения главы села считает депутат заксобрания Забайкальского края Николай Мерзликин: «Реформа приведет только к одному, что будет продолжаться процесс, когда села остаются без людей. Никто до сих пор не смог объяснить, зачем реализуется муниципальная реформа. Никакой эффективности от этого не будет. Уничтожается самое близкое звено власти к людям. Это ни к чему не приведет кроме дальнейшей деградации наших сёл. Возможно, для небольших по площади регионов это могло бы сработать. В Забайкальском крае между районным центром и поселениями серьезные расстояния. Выходом могло бы стать наполнение содержанием муниципальной власти, то есть финансовыми ресурсами».

Бывший глава Могочинского района Забайкальского края Дмитрий Плюхин отметил как риски, так и новые возможности для территорий от реализации муниципальной реформы: «Возможно, будет еще больше чиновников в районном центре. Кому-то надо будет работать с поселениями, нужны будут специалисты. Возможные плюсы муниципальной реформы в том, что если сделать округ, то в администрации округа можно найти специалистов, которые смогут профессионально контролировать бюджетные вопросы строительства, ремонт дорог и так далее. А в поселениях и в селах не всегда есть такие специалисты. А то, что в муниципальном центре не будут видеть проблемы сёл, – это не так. Я руководил районом, и мы видели все проблемы территорий».

При этом эксперты отмечают, что, проводя муниципальную реформу, руководство Забайкальского края следует установкам федерального центра и вряд ли будет реагировать на претензии муниципалитетов.

По мнению политолога Игоря Линника, большинство глав территорий не станут напрямую высказывать свою позицию губернатору по этому вопросу: «Сама муниципальная реформа была продиктована федеральным центром. Идет курс на сворачивание местного самоуправления. И руководители регионов выполняют команду, которая идет из федерального центра. Может, губернатор мог бы притормозить ситуацию, но его задача – быть проводником того, что идет из центра. Был ряд каких-то сигналов из районов о недовольстве муниципальной реформой, но дальше возмущений дело не пошло. Оппозиционных политиков у нас крайне мало. Да и есть боязнь быть в оппозиции, поэтому все всё проглотили и пришли к тому результату, к которому пришли».

Стоит сказать, что в июле заксобранием Забайкальского края уже было принято решение о преобразовании поселений Приаргунского и Каларского районов в муниципальные округа.

Версия для печати