Политолог: попадание в «проблемный список Медведева» – минус для губернаторов и плюс для регионов
Премьер Дмитрий Медведев назвал восемь регионов «с самой сложной социально-экономической ситуацией». В него вошли Калмыкия, Мордовия, Марий Эл, Республика Алтай, Саратовская, Курганская, Пензенская области и Тува. За каждым из них Медведев предложил закрепить куратора из числа членов правительства. Экономист Наталья Зубаревич считает озвученный список регионов неполным и неточным. Политолог Дмитрий Журавлёв сказал, что для губернаторов названных регионов попадание в список – недобрый знак, но это вряд ли приведет к их отставке. Политолог Константин Калачёв считает, что важную роль будут играть фигуры кураторов.
На совещании, посвященном социально-экономическому развитию регионов, российский премьер Дмитрий Медведев назвал восемь субъектов РФ, в которых «самая сложная социально-экономическая ситуация». Медведев говорил о Мордовии, Марий Эл, Республике Алтай, Саратовской, Курганской, Пензенской областях и Туве.
Минэкономразвития, Минфин и Минтруда обязаны до 15 апреля разработать дополнительный комплекс мер по ускоренному развитию этих регионов.
Часть опрошенных «Клубом Регионов» экспертов считает данный список неполным и не понимает принципов, по которым он был составлен. В частности, экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич говорит, что в списке, например, не хватает Ингушетии и Чечни.
«Непонятны принципы, по которым Медведеву готовили этот список, по каким критериям оценивали регионы. Пензенская область – типичный середняк, почему она присутствует в списке? Как и Саратовская область. Почему в списке нет Чечни, Ингушетии, Дагестана? Да и в Карачаево-Черкесии ситуация ненамного лучше. Список неточный и неполный», – рассказала «Клубу Регионов» Зубаревич.
Политолог, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв прогнозирует, что у бедных регионов из списка появятся «пробивные силы», способные решить их проблемы: «Для губернаторов попадание их регионов в список, может, и не совсем хороший знак, но это не говорит о возможной отставке. Есть регионы, где не все зависит от губернатора. Если регион бедный, нет ресурсов, будь ты хоть отличным руководителем, ситуацию без федеральных денег не решишь. С другой стороны, этот список – некая оценка работы глав регионов. Для самих субъектов заявление Медведева означает, что они получат дополнительные преференции. Появятся пробивные силы, которые помогут решить проблемы бедных регионов, потому что без федерального бюджета это сделать невозможно».
При этом, по его мнению, главы регионов из списка могут использовать попадание туда в качестве «внутреннего пиара» в своем регионе, выставляя получение федеральных средств как свою заслугу.
Политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв придерживается мнения, что многое будет зависеть от того, кто станет куратором того или иного региона: «Учет и контроль необходимы, поэтому федеральная власть действует по принципу «доверяй, но проверяй». Вопрос в том, что кураторы будут неравнозначными фигурами. Одно дело, когда куратор – министр финансов, другое – министр культуры. Непонятно, какими ресурсами и инструментарием будут обладать кураторы. Пока данное заявление Медведева больше выглядит как пиар правительства на фоне кризиса».