Эксперты оценили попытки губернаторов сохранить систему образования во время эпидемии
В регионах не могут прийти к окончательному решению о переводе обучения в школах на удаленный режим. Одни губернаторы, несмотря на пугающую статистику заражений, отказываются вводить онлайн-обучение, другие идут на это охотно. «Клуб Регионов» узнал, что о губернаторских решениях думают эксперты.
Губернаторы, получившие дополнительные полномочия на время пандемии, ищут свои варианты работы системы образования. Мэр Москвы Сергей Собянин, с которого остальные региональные главы брали пример во время первой волны, до 6 декабря 2020г. продлил дистанционное обучение для школьников 6–11 классов. Другие губернаторы так делать не спешат. Например, руководитель Орловской области Андрей Клычков отказался переводить школы на удаленку, признав, что выстраивать дистанционный формат взаимодействия с каждым учеником в регионе еще не научились.
А вот глава Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Артюхов, который объявил удаленку с 9 ноября, решил вернуть школьников за парты с 1 декабря. Отказались от повального перевода школьников на удаленное обучение и власти Московской области, хотя ранее губернатор Андрей Воробьёв в связи с ростом больных ОРВИ и коронавирусом дал поручение подготовить школы к переводу на онлайн-обучение с 16 ноября.
Сами школьники, судя по отзывам, предпочли бы обучение на дому, а вот их родители разделились на два лагеря: нередко в одном и том же регионе одна группа требует от губернатора немедленно закрыть школы, а другая – ни в коем случае этого не делать. Мать шестерых детей, президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями Марина Семёнова сказала «Клубу Регионов», что из-за ввода дистанционного обучения в некоторых субъектах РФ «родители доведены до такого состояния, что еще немного и они могут пойти на серьезные действия».
Председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин активно критиковал перевод школ на удаленку во время первой волны коронавируса. Спустя несколько месяцев он остался при таком же мнении. «Дистанционное образование провалилось. Онлайн-обучение не выдерживает никакой критики. В таких мегаполисах, как Москва, ошибки, возникшие весной, более-менее постарались учесть. Но есть объективные проблемы, которые обойти не получается, например качество связи, отсутствие гаджетов у малообеспеченных или многодетных семей или то, что дети вынуждены одновременно заниматься в дистанционном формате в одной комнате», – заявил он.
С удаленкой связаны и другие проблемы: отсутствие социализации детей, еще большее нарушение осанки и ухудшение зрения из-за многочасового сидения перед компьютером, продолжает Панин. При этом он отметил, что Роспотребнадзор «по указке сверху» фактически отменил нормативы по времени, которое дети могут проводить перед монитором, в то время как раньше им позволялось находиться у экрана не более 15 минут – ровно столько мог длиться онлайн-урок. «Все это меня печалит. Я понимаю, что, с одной стороны, мы оказались в безальтернативной реальности. Но, с другой стороны, власти нужно искать какие-то другие формы более гибко подходить к организации процесса обучения», – сказал Панин.
Сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий отмечает, что при организации онлайн-обучения существенно увеличивается нагрузка и на педагогов, классных руководителей, не говоря уже о технических проблемах, с которыми они также сталкиваются. Эту работу, по его мнению, нужно оплачивать дополнительно. И точно так же он считает необходимым выделить дополнительное финансирование, чтобы учителя могли бесплатно делать КТ или анализы на коронавирус.
Луховицкий считает, что наиболее разумным для губернаторов было бы дать полную свободу школам, чтобы каждая из них в отдельности принимала решение о переходе на дистант. А вот что региональные власти должны ввести повсеместно, так это запретить проводить проверочные работы вместо основного госэкзамена для девятиклассников. Он напомнил, что Минпросвещения РФ официально отменило ОГЭ летом 2020г. «Я этому был очень рад, как и многие родители и учителя, но недавно меня просветили, что во многих регионах власти решили: «Раз нам не дали провести ОГЭ летом, то мы назовем его проверочной работой и проведем его в сентябре». И детей точно так же запугивали этой работой, говорили, что это тот же ОГЭ», – пояснил эксперт.
Продолжая тему неправильных действий региональных властей, Луховицкий обратил внимание на решение московской мэрии: «Я понимаю, почему оставили очное обучение для начальной школы: потому что если перевести ее на дистант, то автоматически и всем родителям придется сидеть на дистанте, а это власти допустить не могут. Но почему в школе оставили пятиклассников – это для меня непонятно. Власть даже не подумала о том, что в средней школе одни и те же учителя работают и с пятым, и с десятым классом. Получается, что о школьниках подумали, а об учителях, которым все равно придется ездить в школу, например, на один урок в день, не подумали».
Старший научный сотрудник института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов полагает, что, несмотря на разнообразие принимаемых решений, вектор у них один: «Губернаторы вынужденно следуют за эпидемиологической ситуацией и за возможностями региона эту ситуацию контролировать. Понятно, что руководители вынуждены идти по пути минимизации рисков и издержек. И когда на одной чаше весов жизнь и здоровье людей, а на другой – эффективность обучения, то понятно, почему они идут по такому пути [закрытия школ]», – говорит эксперт. Решение Собянина по частичному переводу школьников на удаленку он считает удачным примером индивидуального подхода к решению проблемы.
Если оставить за скобками качество образования, Логинов считает перевод на дистант необходимой мерой для педагогов пенсионного возраста или имеющих хронические заболевания. При этом эксперт отметил, что в менее благополучных регионах, как правило, педагогический состав старше. Он рассказал, что в начале 2021г. РАНХиГС планирует провести социологическое исследование на выявление этой проблематики, и к концу первого квартала должны появиться первые данные.