Политолог Журавлёв: в 2021 году федеральный центр исполнил одно из двух главных желаний губернаторов
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв, рассуждая о главных итогах уходящего года в контексте отношений федерального центра и регионов, обратил внимание, что в 2021г. исполнилось одно из двух главных желаний губернаторов. «Губернаторы хотели две вещи: усиления вертикали на уровне муниципалитетов и увеличения денежных поступлений. Закон о публичной власти дал им первое», – говорит эксперт. Документ, принятый Госдумой под конец года и буквально на днях подписанный президентом, увеличивает влияние губернаторов на муниципалитеты.
«Но тут какая проблема? В руках губернаторов сосредоточена возможность контролировать муниципалитеты. Пока ее не было, было ощущение, что только ее не хватает, но когда она появится, то остается все тот же вопрос: школы на какие деньги будем ремонтировать? Пока у губернаторов, думаю, победные ощущения: они свой закон получили. А дальше что?» – вопрошает Журавлёв. По его мнению, 2022г. уйдет на адаптацию власти к новым возможностям и ответственности.
Что касается второго желания, то оно, по мнению Журавлёва, неисполнимо: «Дополнительных денег регионам не дадут – министерство финансов будет бороться до последней капли крови, потому что это принципиально. Кроме того, мы много раз говорили о том, что перекошенная система налогов – это своеобразный гарант для единства Федерации».
С другой стороны, эксперт ожидает, что в случае осложнения ковидной ситуации продолжится перераспределение полномочий в пользу регионов, поскольку коронавирус показал, что централизация управленческих полномочий бессмысленна и что уровень централизации власти имеет объективный предел. «Но понимаете, в чем дело, у нас привыкли считать, что полномочия – это власть, но на самом деле это ответственность. Поэтому полномочия-то им дадут, но денег под них автоматически не дают, переводят какие-то трансферты, а дальше – сами. Думаю, против распределения еще и денег в пользу регионов будут и федеральные министры, потому что тогда встает вопрос «А они зачем?». Кроме того, есть объективная опасность, что при перераспределении налоговой системы некоторые губернаторы перестанут Москву замечать. Эта опасность далеко, это не произойдет завтра, но такой вариант тоже возможен», – добавил политолог.