Регионам дадут возможность заткнуть дыры
Для этого местному бизнесу добавят еще один налог
Регионам могут разрешить собирать с предпринимателей дополнительный налог с продаж. Об этом рассказал журналистам глава Минфина Антон Силуанов. «Клуб Регионов» спросил у экспертов, каковы будут экономические последствия от введения нового налога и поможет ли эта мера пополнить региональные бюджеты.
В правительстве обсуждается возможность разрешить регионам вводить на своей территории налог с продаж в размере до 3%. Об этом журналистам сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. «Рассматривается вопрос о возможности предоставлять право регионам вводить налог с продаж до 3%, это порядка 200 млрд руб. для субъектов Российской Федерации, будем обсуждать эту тему», - в частности, заявил министр.
Отметим, что проблема поиска дополнительных источников для пополнения региональных бюджетов стоит достаточно остро. Эксперты связывают постоянный рост дефицита и кредитной задолженности бюджетов большинства субъектов РФ с передачей на их уровень дополнительных обязанностей, необеспеченных финансами, и общей сверхцентрализацией бюджетного федерализма.
«Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой рассказать, поможет ли регионам появление нового налога.
Если и собирать, то для решения конкретных запросов населения
Председатель комиссии ОП по развитию малого и среднего бизнеса, председатель совета Пермского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Сазонов считает инициативу Минфина неподготовленной: «Минфин уже не первый раз выходит с инициативами, которые не имеют детальной оценки со стороны профессионального сообщества предпринимателей и финансово-экономического обоснования. В этом случае, как и раньше, ни такой оценки, ни обоснования до сих пор нет. Если же говорить с точки зрения простого потребителя, то это попросту приведет к тому, что вырастет стоимость».
Эксперт также добавил, что если этот налог и будет введен, то необходимо использовать его лишь в качестве инструмента при целевой реализации важных для населения инфраструктурных проектов: «В мире подобные практики существуют, и какие-то субъекты такой налог вводят, а какие-то не вводят. В тех же США такая практика есть, но когда субъекты вводят такие налоги, они их расходуют целевым образом. Например, нужно построить очень важный мост, для строительства которого нужно собрать один миллиард. И вот тогда вводится программа для целевого финансирования этого моста, на который и идет дополнительный налог с продаж. В этом случае каждый житель понимает, что в этом налоге с продаж есть его доля в строительстве этого моста. То есть возникает эффект справедливого распределения этого налога. Если этого не будет, то я считаю, что это будет тришкиным кафтаном в стремлении залатать все дыры».
И овцы подстрижены, и волки голодные
Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич, в свою очередь, говорит, что появление нового налога лишь увеличит нагрузку на бизнес, а это приведет к «еще большему снижению платежеспособного спроса, ведь любой дополнительный налог – это повышение цен». «Поэтому, приняв такую меру, - продолжает экономист - правительство поставит крест на том, что за счет внутреннего спроса будет расти производство товаров и услуг».
Кроме того, Зубаревич обращает внимание, что основными выгодополучателями от введения данного налога будут регионы, в которых в наибольшей степени сконцентрирован «платежеспособный спрос», это в первую очередь Москва, Санкт-Петербург и Московская область. В то же время, по мнению экономиста, «у этих субъектов и так далеко не самая худшая ситуация с точки зрения долгов, дефицита бюджета и т.д.».
«Если же брать другие субъекты, то от этого налога с продаж также что-то могут получить крупнейшие города, такие как Екатеринбург, Новосибирск и другие. Но вопрос в том, кто этот налог получит. Судя по тому, как сейчас устроена бюджетная система, этот налог постараются централизовать в региональный бюджет. То есть не оставить городам на развитие, а централизовать в региональный бюджет и заткнуть им дыры. Впрочем, дыры он не заткнет, в лучшем случае еще примерно десятку субъектов немного полегчает, плюс к тем трем, о которых уже шла речь. Если перефразировать известную поговорку, получится, что волки сыты не будут, а шерсть с овец (то есть с бизнеса) постригут», - прогнозирует эксперт.
Трудности перевода
Не обошли стороной эксперты и сложности, связанные с администрированием данного налога. Так, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в этой связи отметил: «Администрировать этот налог будет трудно. Помимо чисто физической невозможности поставить у каждого ларька контролера, следящего за тем, кто сколько и чего продал, есть еще и проблема квалификации кадров. Зачастую, чем ниже уровень экономического развития региона, тем ниже качество специалистов, занимающихся сбором налогов. Так происходит, потому что высококвалифицированные специалисты работают там, где больше платят. А ведь даже в тех секторах, где что-то можно собирать, нужно еще и умение это делать». «Впрочем, - продолжает эксперт - эта проблема не отменяет самой задачи. Мое мнение, что нужно не вводить дополнительный налог с продаж, а перераспределить уже имеющиеся налоги в пользу регионов. Но на это Минфин не пойдет никогда».
Соглашается с экономистом и Дмитрий Сазонов, который добавляет: «Такие налоги существовали и раньше. Еще в 2001г. в Пермской области был такой налог, который через некоторое время был отменен, потому что он очень тяжело администрируется. Поэтому я еще раз говорю о необходимости администрирования с точки зрения целевого распределения финансов, которые с него поступают».