Эксперты обсудили необходимость включения новых субъектов РФ в федеральный округ
Создание федерального округа под освобожденные территории до окончания СВО не имеет смысла, поскольку будущие границы и количество потенциальных субъектов РФ до конца не определены, считают опрошенные «Клубом Регионов» эксперты. Идею о новом округе ранее высказал спикер парламента Крыма Владимир Константинов, позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил журналистам, что решений об округе для ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей пока не принималось, но «различные варианты изучаются».
Конец интеграции
Руководитель Центра экспертного сопровождения политических процессов Алексей Ярошенко считает, что без включения новых регионов в федеральный округ говорить о полноценной интеграции невозможно, даже несмотря на пристальное внимание к этим субъектам РФ Кремля и регулярным визитам первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, который держит на личном контроле решение вопросов социально-экономического характера. С другой стороны, создание округа вместе с полпредством чревато бюрократической перегрузкой, «когда множество чиновников из разных структур и ведомств будут заниматься одним и тем же, а в итоге этим заниматься не будет никто». Говорить о необходимости включения новых территорий в уже существующий округ или создание нового, к примеру Новороссийского округа, пока рано, считает Ярошенко. «Еще неизвестно, а не появятся ли еще новые субъекты в Российской Федерации. По мере продвижения СВО мы получим ответ на этот вопрос», – отметил он.
В теории в новый округ могли бы войти все присоединенные к России за последние годы субъекты, включая и Крым с Севастополем, полагает декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. По его словам, они близки в политическом, социально-экономическом и мировоззренческо-культурном плане, они отличились в отстаивании своей идентичности и борьбе за самоопределение в рамках Русского мира, так что в их объединении в один округ есть смысл. «Есть логика и в том, чтобы Крым и Севастополь передавали новым регионам свой опыт интеграции», – сказал он. С другой стороны, системы управления в новых территориях еще не устоялись, в российские реалии они еще не включились, да и вообще они фактически находятся в прифронтовом положении, так что выделение в отдельный округ чревато их обособлением, и это пойдет вразрез с федеральным трендом на унификацию политического, социально-экономического, социокультурного и юридического пространства.
Кто главнее?
Создание нового округа потребует определить его административный центр, что может нарушить внутриэлитный баланс на новых территориях, заметил Алексей Ярошенко. Тем не менее, выбирая столицу округа, исходить в первую очередь нужно из эффективности с точки зрения пространственного развития, продолжает политолог. Он придерживается мнения, что столица вероятного нового округа должна располагаться в центре новых регионов, где-то в Запорожской области. Неплохим потенциалом, по его мнению, обладает и Мариуполь: он граничит с Запорожьем и находится на берегу Азовского моря, что создает предпосылки для развития в нем туризма и судостроительства. Другой подходящий вариант – Бердянск, он тоже не является административным центром в своем регионе и занимает морское побережье. «Но совершенно точно, что столицей нового округа не должен быть столичный центр, как в других федеральных округах. Тут примером должен быть Северо-Кавказский округ, административным центром которого является Пятигорск», – подчеркнул Ярошенко.
Александр Шатилов тоже считает, что вопрос с выбором столицы округа не так прост. «В отношениях ЛНР и ДНР Донецк лидировал, но шансы претендовать на статус столицы имеет и Севастополь. Но тогда донецкие могут быть обижены в лучших чувствах, тем более что именно Донецк стал центром наиболее серьезного сопротивления Украине в период 2014–2022гг. Так что крымчане и дончане могут заревновать друг друга, что приведет к аппаратным и межрегиональным конфликтам, правда, не думаю, что слишком активным», – сказал он. В любом случае всерьез обсуждать вопрос об окружной принадлежности новых территорий стоит после окончания СВО, добавил политолог.
Полпреды не нужны
Пока в новых регионах России идут активные боестолкновения, ни о каком администрировании этих территорий говорить не приходится, убежден директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. Он считает, что заявление Константинова стоит расценить не как «пробный шар» со стороны федерального центра, а как попытку личного пиара политика.
Бондаренко вообще считает, что как таковой потребности в существовании федеральных округов с их администрациями в России больше нет. «Это было нужно, когда были независимые, самостоятельные губернаторы, которых надо было как-то модерировать. А когда все губернаторы подобраны по росту, весу, цвету глаз и прочим характеристикам, они модерируются самостоятельно без всякого полпредства», – поделился своей точкой зрения эксперт.