Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
2 февраля 2015

Дешевая водка: антидепрессант для народа или помощь кризисному бюджету?

Фото: news.vse42.ru

Стоимость водки снижена до 185 руб. за пол-литра – официально в рамках борьбы с контрафактом. Политолог Юрий Крупнов полагает, что таким образом федеральный центр намерен увеличить доходность бюджета. Однако итогом таких действий станет «массовое спаивание населения», уверен эксперт по вопросам трезвости Александр Маюров. Политолог Павел Святенков действия государства расценил как попытку внедрения антидепрессанта для населения на время кризиса, однако высказал мнение, что массовое употребление этого продукта уже ушло в прошлое.

Государство с 1 февраля снизило минимальную стоимость бутылки водки с 220 до 185 руб. Соответствующий приказ был принят Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка еще 25 декабря. Снижения акцизов на спиртосодержащую продукцию документ не предусматривает. В нем лишь говорится об уменьшении допустимой стоимости водки на всех этапах ее реализации. Так, цена производителя за 0,5 литров этого продукта теперь должна составлять минимум 166 руб., а оптовая – не менее 175 руб.

Разрешение переписать ценники в сторону уменьшения коснулось только водки. Минимальная стоимость 0,5 литра коньяка и бренди в магазинах осталась прежней – 322 и 293 руб. соответственно. Заметим, снижение розничной стоимости водки произошло впервые за пять лет.

Указанные выше меры, по словам депутата Госдумы, председателя комитета по экономической политике Виктора Звагельского, направлены на борьбу с контрафактным алкоголем. Однако президент Международной академии трезвости, научный эксперт по проблемам трезвости ООН Александр Маюров заявил «Клубу Регионов», что подобное обоснование – «чушь»: «Так могут заявлять либо люди, в этом вопросе не сведущие, либо купленные алкогольной мафией». Эксперт уверен, что снижение розничных цен ни к чему хорошему не приведет. «Вся история народа, связанная с темой алкоголя, говорит об этом: как только чуть понижается цена на алкоголь, сразу начинается массовое спаивание населения», – подчеркнул он.

Политолог, президент Национальной ассоциации реабилитационных центров Юрий Крупнов в новой инициативе федеральных властей не увидел ни очевидных плюсов, ни явных минусов, но вместе с тем призвал «не демонизировать тему». Эксперт считает спорным утверждение о том, что повышение минимальных цен на спиртное снижает уровень алкоголизации населения. Напротив, повышение цен на алкоголь ведет к росту употребления суррогата, уверен Крупнов.

Смысл принятых мер для эксперта очевиден: через повышение доступности водки увеличить поступления в госбюджет. При этом он подчеркнул, что ключевым вопросом должно стать качество алкоголя. «Но просто понижение цены без введения госмонополии и жесткого стандарта качества тоже ничего не дает. Или даст лишь временные результаты», – пришел к выводу Крупнов.

Александр Маюров в снижении цен на водку увидел иные причины. Первая из них – усилия алкогольного лобби региональных властей и депутатов Госдумы: «По результатам закрытого исследования, которое мы проводили несколько лет назад, среди руководителей субъектов Федерации около 70% были кровно заинтересованы в массовом выпуске алкогольных, табачных и прочих изделий. Вино- и водочными заводчиками были их братья, сваты и так далее». Второй причиной эксперт назвал банальную алкогольную зависимость «многих чиновников». По словам Маюрова, они не могут адекватно и трезво оценить проблему алкоголизации населения, «и это катастрофа».

Политолог Павел Святенков полагает, что снижение минимальной цены бутылки водки применяется государством как антидепрессант для населения в период кризиса. «Во-вторых, они [госчиновники] опираются на официальную статистику, согласно которой потребление водки в 2014г. упало на 20% (по данным Росстата, в 2014г. производство этого продукта уменьшилось на 22%. – Прим. «КР»). А это они воспринимают как то, что народ стал гнать самогон. А значит, надо это пресечь, снизив цену. Естественно, в таком подходе заинтересованы производители крепкого алкоголя», – заметил эксперт. При этом он поделился собственным наблюдением, согласно которому массовое потребление водки, как и социальный слой, «который себя без нее не мыслит», существенно сократились.

Между тем, по данным Центра разработки национальной алкогольной политики, в прошлом году продажи водки снизились только на 8% по сравнению с 2013г. и составили 119,3 млн декалитров.

Продажи пива, напротив, выросли на 1,7%, вина – на 0,5%, коньяка – на 7%. При этом в Центре отметили, что 70% всего алкоголя на российском рынке имеет низкое качество и представляет опасность для жизни.

Версия для печати