Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
1 июля 2010

Андрей Турчак:

«Важно разговаривать с людьми»

Губернатор Псковской области в интервью газете «Взгляд» рассказал о том, что ему удалось сделать со времени своего назначения на пост главы региона.

– Андрей Анатольевич, псковское областное собрание, включая представителей оппозиции, положительно оценило первые 12 месяцев вашей работы. Легко ли вам удалось наладить контакт с законодателями?

– Во-первых, с большинством депутатов я был знаком задолго до назначения на пост губернатора, когда сам избирался по одному из округов, когда работал сенатором от Псковской области. Поэтому адаптационный период не понадобился. Сегодня можно с уверенностью говорить, что работа, проводимая Областным Собранием депутатов, строится конструктивно, отсутствует мешающая работе «политическая демагогия», когда депутаты вступают в конфронтацию не по существу вопроса, а исходя из партийной принадлежности или каких-то других, рекламных соображений. Более того, в тесном взаимодействии с Собранием мы работаем по модернизации политической системы. Оппозиционные партии получают все больший доступ к «трибуне», приняты поправки по интернет – трансляциям сессий Собрания, к работе комитетов привлечены недавно появившиеся у нас уполномоченный по правам человека, по правам ребёнка, Общественная палата, Общественный Совет по культуре.

«Главное – удалось «повернуть мозги» в головах тех, от кого зависит жизнь псковичей»

С недавних пор возрождена практика приглашения на депутатские сессии представителей администрации области для докладов и отчетов перед депутатами по злободневным вопросам. Также привлечены к участию в работе Областного собрания депутатов непарламентская оппозиция, в частности партии «Яблоко», которая не имеет представительства в законодательном собрании, но сегодня может высказать свое видение и предложения по реализации каких-то проектов, идей.

– Вы сами остались довольны проделанной работой?

– Год был непростым, прежде всего, из-за последствий мирового финансового кризиса, из-за сложного социального и политического «наследства». Тем не менее, считаю, что добиться удалось многого. Одним из главных достижений этого года я считаю сохранение социальной стабильности в регионе. Мы эту задачу ставили перед собой в весной 2009 года в своей Антикризисной программе, мы её выполнили. Удалось не только сохранить все социальные выплаты и зарплаты бюджетников в полном объёме, но даже увеличивать их по различным позициям. Например, поднят уровень зарплат бюджетников – конечно, не так высоко, как хотелось бы, но все-таки в кризисный год это можно считать достижением. Учителям за год средняя заработная плата была доведена до 14 тыс. рублей, то есть увеличение на 40%., это выше средней зарплаты в госсекторе экономики области.

Сегодня в разработке находится проект новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, который позволит добиться увеличения зарплаты квалифицированного персонала и ликвидировать диспропорции в уровне зарплаты бюджетников. Была пересмотрена система мер социальной защиты населения: в частности, принят закон «О ветеранах труда Псковской области». За прошедший год такое звание присвоили почти 12 тысячам граждан, и они уже получают ежемесячные выплаты. Реализация этого документа потребовала дополнительно бюджетных расходов в размере 33 млн рублей. Также в 2009-м подготовили ряд решений, которые вступили в силу с 1 января этого года. Это единовременная выплата одному из родителей, награжденных орденом «Родительская слава» в размере 30 тыс. рублей и ежемесячные выплаты каждому родителю по тысяче рублей. То же самое касается решения о ежемесячных выплатах инвалидам войны в Афганистане – по 600 рублей ежемесячно.

Была проведена индексация мер социальной поддержки, пособий и выплат отдельным категориям граждан. В 2009 году продолжилась реализация областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» – 172 молодых семьи улучшили жилищные условия. Общая сумма выплат в прошлом году составила 70 млн рублей, из них 51 миллион – из областного бюджета. Помимо того, все 274 ветерана Великой Отечественной войны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, получили квартиры. После 1 марта на учет было поставлено 672 ветерана, из них 96 уже получили свидетельства. В соответствии с указом президента России все ветераны будут обеспечены жильем.

Можно еще говорить о цифрах и решениях в социальной сфере. Это, действительно, был главный приоритет в нашей работе. Но ведь помимо этого пришлось в срочном порядке заниматься неотложными проблемами в сфере культуры, управления, инвестиций. Фестиваль «Крещендо», восстановление знаменитой «Покровской башни», первые энергосберегающие котельные, огромный для Пскова объём дорожных работ, про количество конфликтных ситуаций с социальными объектами, выплатами зарплат, несостоявшимися ещё до нашего прихода выборами в некоторых районах. Всё это приходилось решать срочно, в «ручном режиме».

Доволен ли я своей работой? Наверное – да. Работы и проблем через год меньше не стало, но главное – удалось «повернуть мозги» в головах тех, от кого зависит жизнь псковичей. Вместо «кто виноват» и «кто против кого дружит» активные сообщества и муниципальные власти в регионе все больше действуют исходя из вопроса «что и как делать?», а мерилом успеха становится количество решённых проблем людей.

– То есть основное личное внимание уделялось соцсфере?

– Я сознательно ввел практику личного посещения социальных учреждений в своих еженедельных рабочих поездках по области. Это меняет тренд, формирует более ответственное отношение властей всех уровней, привлекает внимание общественности к проблемам стариков и детей. В дома престарелых сегодня ездят волонтеры псковских организаций, Красного Креста, студенты, волонтеры из Москвы. Администрация области не препятствует этому, наоборот – создает условия для того, чтобы дома престарелых находились под общественным контролем. При каждом социальном учреждении в 2009 году были созданы попечительские советы, многим из которых уже есть, что рассказать о своей работе. Главное – меняется отношение чиновников, все чаще руководители муниципальных образований начинают оптимизацию расходов муниципалитета не с сокращения числа социальных учреждений, а с уменьшения собственных административных расходов.

– В прошлом году в области случился прогремевший на всю страну скандал вокруг социальных учреждений, именно – небезызвестного Яммского дома-интерната для престарелых. Удалось разрешить эти проблемы и сделано ли что-то, чтобы предотвратить их появление в других местах?

– В настоящее время обеспечиваемые ГУСО «Яммский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на основании личных заявлений переведены в ГУСО «Опочецкий дом-интернат для инвалидов и престарелых». Поверьте, (или проверьте) условия там несравнимы с Яммом. Те самые волонтёры из объединения «Старость в радость» это подтверждают в своих блогах. Бюджетом предусмотрена реконструкция пристройки к Гдовской ЦРБ с целью организации нового дома-интерната для инвалидов и престарелых. В государственных учреждениях соцобслуживания внедрена система качества, предназначенная для создания необходимых условий гарантированного удовлетворения законных запросов и потребностей клиентов, повышения эффективности и качества услуг на всех стадиях их предоставления. Плюс, как я уже сказал, социальные объекты находятся под моим личным контролем.

«Год был непростым, прежде всего, из-за последствий мирового финансового кризиса, из-за сложного социального и политического «наследства»

– Какие главные болевые точки региона на сегодняшний день?

– Фундаментальной проблемой, без решения которой сложно говорить об экономическом развитии региона, является демография и модернизации здравоохранения. Демографический кризис в Псковской области носит более затяжной характер, чем в целом по России, так как непрерывно продолжается уже более 40 лет. За последние 20 лет численность населения области сократилась на треть и составила 685 тысяч человек. С 1965-го смертность постоянно превышает рождаемость, и в 2009 году эта разница была двукратной. Средний возраст жителей области – 41 год, самый высокий на Северо-Западе, а количество пенсионеров превышает треть от общей численности населения.

– Что собираетесь делать?

– Решение демографической проблемы определено как приоритетное направление в нашей Стратегии, её составной частью является Генеральная программа действий по оздоровлению демографической ситуации в регионе. Мы создали эту программу в 2009 году и ее реализация является стратегическим ориентиром для администрации Псковской области. В ее рамках реализуются порядка 20 областных долгосрочных целевых программ социальной направленности на общую сумму более 1 млрд рублей. Коэффициент рождаемости в 2009 году составил 10,3 промилле (в 2008 – «10»), коэффициент смертности – 20,7 (в 2008 году – «21,7»). Коэффициент естественной убыли населения в 2009 году составил – 10,4 промилле (в 2008 – «11,7»). Впервые в нашем регионе на 2% увеличился рост рождаемости в сравнении с 2008 годом, на 5% снизилась общая смертность, в том числе перинатальная, на 11,1% сократилась естественная убыль населения.

Несмотря на осторожно оптимистичную статистику в сфере демографии по прошедшему году, мы должны понимать, что проблему не решить до тех пор, пока в регионе не будут созданы условия для здоровой, интересной и продуктивной жизни молодого поколения.

Наши особые усилия направлены на модернизацию областного здравоохранения. Тревогу вызывает высокий показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди трудоспособного населения. По этой причине работаем над созданием современного регионального сердечно-сосудистого центра. Нами уже подана заявка в Минздравсоцразвития, изначально мы стояли в плане на 2012 год, сейчас рассматривается возможность включения Псковской области в план на 2011-й. Сосудистый центр планируется создать на базе Псковской областной больницы, кроме того, еще два-три аналогичных отделения будут работать в районах.

В завершающей стадии находятся переговоры с ОАО «РЖД» по зданию для онкодиспансера. мы договорились с руководством «РЖД» о передаче здания Псковской железнодорожной больницы на баланс области для создания в нем регионального онкологического центра. Процесс передачи потребует затрат из областного бюджета, но мы готовы нести эти расходы, так как вопрос очень важный, а качество услуг, предоставляемых онкодиспансером в Пскове на сегодня не отвечает необходимым требованиям. С момента передачи здания до открытия центра пройдет некоторое время, так как здание железнодорожной больницы нуждается в ремонте. Специалисты оценят объем необходимых работ, подготовят проектно-сметную документацию и составят список высокотехнологичного медицинского оборудования, которым будет оснащено медучреждение. По линии «Единой России» наше отделение включилось во все программы, способствующие повышению здоровья населения. Например, сегодня у нас уже идёт строительство ледового дворца, первого на территории области.

В сфере ЖКХ и капитального строительства особое внимание уделяется взаимодействию с Фондом реформирования ЖКХ, получено опережающее финансирование на ремонт и переселение из аварийного фонда. Из федерального бюджета удалось привлечь свыше 1 млрд рублей. В программе по капитальному ремонту участвовали 15 муниципальных образований. Всего отремонтированы 549 многоквартирных домов. Говоря о ЖКХ, необходимо сказать о действиях администрации по повышению энергоэффективности. Нами разработана программа «Развитие торфяного и других местных видов топлива на 2010-2014 годы». В настоящее время у нас более половины котельных работают на угле и мазуте, что крайне неэффективно, учитывая транспортировку сырья из других регионов. Если в энергетическом балансе области эти котельные составляют 10%, то в переводе на деньги – это половина всех наших годовых расходов на отопление и горячее водоснабжение. По сути, мы сидим на мазутно-угольной «игле». И чем быстрее мы с этой «иглы» слезем, тем быстрее высвободившиеся средства сможем направить на развитие экономики региона.

Программа рассчитана на пять лет. Общий объем инвестиций – 2,3 млрд рублей. Строить ее планируем на принципах государственно-частного партнерства, при финансировании из областного бюджета не более 20%, из федерального бюджета – 40%, частные инвесторы – 40%. У нас уже построены две котельные на использовании фрезерного торфа, в этом году планируется построить еще две. Развитие данного направления будет стимулировать добычу и переработку местных видов топлива, торфа и неделовой древесины. И такие предприятия уже появились. В 2009 году в городе Великие Луки введено в эксплуатацию предприятие по добыче и переработке фрезерного торфа, изготовлению широкого ассортимента высококачественных торфяных смесей. Завод оснащен современным высокотехнологичным оборудованием. Разработка и добыча торфа ведется на месторождении «Гальский мох». Новое торфопредприятие дало области около 100 новых рабочих мест с фондом заработной платы около 4 млн рублей. Именно в этом направлении, освобождаясь от угольно-мазутной зависимости и создавая новые рабочие места, мы будем двигаться дальше.

– Недавно вы выступили сразу с несколькими инициативами в социальной сфере, даже заявили, что принятие социального бюджета – необходимость для региона. Много проблем досталось от предшественника?

– В первые же месяцы работы стало понятно, что основные проблемы, стоящие перед областью, – социальные. Отсюда и все инициативы в этой сфере. Областной бюджет также не может игнорировать основные вызовы, стоящие перед регионом, поэтому он, прежде всего, направлен на поддержание и развитие соцсферы. В 2009 году главным вопросом был вопрос, как пережить мировой финансовый кризис без потерь, сохранить экономическую, социальную и общественно-политическую стабильность. Что касается проблем, доставшихся от предшественника, их можно назвать общероссийскими, но уровень запущенности просто зашкаливал: убитые дороги, брошенная история и культура, брошенный на самовыживание Псков, исключенный из региональной повестки город Великие Луки, «оптимизация», а точнее, ликвидация культурных и образовательных учреждений, загнанная в подполье общественно-политическая жизнь.

По сути, на фоне других регионов России область вымирает и стареет, уровень жизни населения падает, уровень экономического развития региона крайне низок. В этих условиях мы поставили перед собой несколько задач, а именно: не допустить падения экономических показателей, роста неплатежей заработной платы, банкротств предприятий области, обеспечить надлежащее выполнение прямых социальных обязательств перед гражданами, создать задел, а по возможности, обеспечить реальное появление проектов развития Псковской области, стратегических инициатив и инвестиций, провести ревизию системы власти, повысить ее эффективность и, самое главное, попытаться создать конструктивную, здоровую общественно-политическую атмосферу в обществе.

– Недавно вы заявили о введении неких критериев оценки деятельности властей муниципальных образований, от которых будет зависеть вопрос о выделении им дополнительных кредитов из областного бюджета. Не приведет ли это к тому, что живущие плохо муниципалитеты окажутся в более худшем положении? Ведь пострадают от этого в первую очередь граждане?

– Выделение дополнительных кредитов из областного бюджета на основании критериев оценки деятельности руководителей муниципальных образований не приведет к ухудшению положения муниципалитетов, речь идет не об уменьшении финансирования, а о дополнительном «бонусном» финансировании.

Главное – сами руководители муниципальных образований оказываются в результате довольны тем, что с нашей помощью проводится ревизия расходов, проблем, планов территорий, появляются, если хотите, понятные и чёткие «правила игры» в отношениях области и муниципалитетов.

– Возглавив регион, вы пообещали возобновить практику личных приемов граждан. Помогла такая форма узнать ближе о чаяниях жителей области? С какими проблемами приходят рядовые псковичи?

– Личные приемы граждан нужны не только для того, чтобы узнать о чаяниях жителей, хотя это, безусловно, важно. Кроме этого, они демонстрируют открытость власти, готовность выслушивать людей и погружаться в их проблемы. Губернатор должен подавать своими поступками пример для остальных чиновников и политиков области, если же он не находит времени для того, чтобы разговаривать с людьми, какой он пример подает своим подчиненным? Мы сегодня много работаем над тем, чтобы поменять отношение чиновников к людям и наоборот. И одними приемами здесь не обойдешься. Именно по этой причине в такой нестандартной форме работает мой недавно открытый сайтwww.turchak.ru, пользующийся уже сейчас популярностью у народа. Эта прекрасная площадка для неформального, что важно, общения между чиновниками, начиная от замов губернатора и людьми, которым что-то интересно, которым есть что спросить и что предложить власти. Одновременно это инструмент оперативной обратной связи и оперативного реагирования на те или иные проблемные ситуации. А проблемы, с которыми приходят псковичи, да и о которых пишут на сайте тоже, – известны и, наверное, являются общими для страны. Это жилье, трудоустройство, инфраструктура – в основном, дороги, сфера ЖКХ, иногда жалобы на власть предержащих. Важно на эти проблемы реагировать, разговаривать с людьми, находить решения. Вообще считаю, что при решении любой проблемы в центре должен стоять человек и то, что он получит в результате решения этой проблемы. К сожалению, такая позиция пока не всегда просматривается в действиях властей разного уровня. Но мы будем продолжать работать в этом направлении.

pskov.ru

Версия для печати