24 декабря 2009

Михаил Мень:

«Люди мне поверили, и я очень ценю это доверие»

Губернатор Ивановской области Михаил Мень удовлетворен тем, что даже в период кризиса остается в десятке региональных лидеров с высоким уровнем доверия со стороны населения. В интервью журналу «1000 экземпляров» губернатор также рассказал, зачем он критикует подчиненных и почему не распускает правительство.

– В следующем году заканчивается срок вашего губернаторства. Как вы оцениваете то, что вам удалось сделать? Какова ситуация, если учитывать те параметры, по которым будут оценивать вашу деятельность при принятии решения либо о пролонгации ваших полномочий, либо о переназначении?

– Подвести итоги, опираясь на статистические данные, можно будет только в начале 2010 года. Это будет сделано в виде отчета правительства перед депутатами Ивановской областной думы во время годового отчетного собрания органов исполнительной власти, которое намечено на февраль. Могу сказать одно: год был очень тяжелый – самый тяжелый за четыре года моего руководства областью.

Экономический кризис ударил по региону достаточно сильно. Позитивно то, что удалось удержать ситуацию под контролем, не допустить проблем с выполнением социальных обязательств. Мы не останавливали ни дорожное строительство, ни развитие аэропорта, ни другие глобальные проекты, которые были начаты. К примеру, нам удалось сдвинуть с мертвой точки великое дело – строительство объездной дороги вокруг Иванова. У меня были серьезные опасения по поводу того, профинансируют ли этот проект: мы балансировали на грани, поскольку обход, с одной стороны, является вновь строящимся объектом и попадал под секвестр, с другой, имел готовую документацию и был готов к реализации. Поэтому потребовалось включить все мои возможности и ресурсы, чтобы решить вопрос в пользу запуска этого принципиально важного для Иванова проекта.

В 2009 году продолжали летать самолеты (в отличие от многих других регионов, где были проблемы), наконец-то стабилизировалось расписание, пусть состоящее из полетов 2 раза в неделю (в 2010 году количество полетов и маршрутов будет увеличено). Очень серьезный прорыв был сделан в работе с Фондом содействия развитию ЖКХ (отремонтировано много домов, активно ведутся работы). В феврале мы обеспечим все эти слова конкретными цифрами.

– По поводу освоения (точнее, неосвоения) средств Фонда вроде высказывается масса претензий…

– Я хотел бы, чтобы вы понимали: если я не буду критиковать своих подчиненных и глав муниципальных образований, то они будут засыпать на ходу. Пусть СМИ не воспринимают мою критику как симптом того, что все плохо – это обычный тактический прием. Он позволяет держать всех в тонусе. В Ивановской области ситуация с освоением средств по 185-му федеральному закону – не идеальная, но одна из лучших в стране (вы не представляете, какие средства некоторые регионы, не сумев освоить, возвращают в федеральный бюджет).

– Уходящий 2009 год еще может преподнести сюрпризы: говорят, председатель областной думы Сергей Пахомов предлагает вам распустить действующее региональное правительство и заменить его на новое.

– Если бы было так просто набрать новое правительство…

– Только это останавливает?

– На самом деле последнее время идет завершающий этап формирования команды: неэффективные люди покидают правительство. И хотя в команде есть еще определенные изъяны, она становится реально работоспособной. В мои планы входит к окончанию первого срока полномочий окончательно понять, кто чего стоит, кто на что способен, чтобы, в случае, если президент и правящая партия доверят мне второй срок, понимать, с кем работать дальше и чтобы формировать дееспособное новое правительство на базе существующего. Я всех предупредил о том, что буду оценивать их деятельность по определенным показателям – критерии оценки сейчас разрабатываются аппаратом правительства и будут готовы к февральскому собранию. Все это касается, в том числе, и глав муниципальных образований.

– Почему же тогда Сергей Пахомов настаивает на роспуске?

– Отвечу одним интересным постулатом: «Если вы занимаетесь политикой и в 30-35 лет у нас нет радикальных или либеральных идей, это плохо. Но если вы занимаетесь политикой, вам ближе к 50-ти и вы не консерватор – это тоже плохо»…

– Связан ли уход Елены Пожигайло с должности начальника департамента экономического развития и торговли с избавлением от балласта, с «утряской», о которых вы упомянули выше?

– Она приняла решение самостоятельно.

– Тогда какова ваша оценка ее деятельности, так как в ее адрес не раз звучала критика и хочется понять, по существу или «для тонуса».

– Еще раз повторю: моя критика звучит в адрес всех руководителей региональной власти (за редчайшим исключением). Елена Анатольевна привнесла в деятельность департамента определенное оживление, взбодрила его. Ей удавалось эффективно решать организационные проблемы по проведению различных презентаций и выставок. Конечно, в некоторых вопросах ей элементарно не хватало опыта. Это естественно: все-таки управление экономикой предусматривает наличие опыта работы и в реальной экономике, и в органах госвласти.

– Говорят, ваш бывший заместитель Юлия Жуковская, которая в 2009 году сменила свой статус и теперь является штатным советником, скоро совсем покинет правительство.

– Я об этом не слышал.

– Одно из последних кадровых приобретений – Евгений Нестеров, который пришел на смену Елене Пожигайло. Какие задачи поставлены перед новым руководителем?

– Евгений Леонидович – человек в области известный. Надеюсь, его авторитет в предпринимательском сообществе будет способствовать продуктивному взаимодействию данного сообщества с департаментом. У него также есть опыт работы в областном парламенте и понимание бюджетных процессов и налоговой системы (с двух сторон). Поэтому расцениваю приход Нестерова как реальное усиление правительства региона. Будем ждать результатов.

– Также в департаменте лесного хозяйства стал работать Андрей Кабанов.

– Это произошло по инициативе руководителя комплекса экономического развития, который курирует департамент лесного хозяйства. Считаю это кадровое решение здравым: отрасли не хватает специалистов. Пусть работает.

– Сам руководитель комплекса экономического развития, проработавший в правительстве первый год, оправдал ваши ожидания?

– С приходом в правительство Павла Конькова у нас получилась очень удачная конструкция. Прежний руководитель комплекса, Дмитрий Михеев, был мастером макроэкономики и стратегом. Сейчас, возглавляя представительство Ивановской области в Москве, он на месте и, зная регион изнутри, может в любом министерство на достойном уровне представлять интересы Ивановской области. Однако его опыт ограничивался работой в органах государственной власти и это, безусловно, тормозило реализацию стратегических задумок, которые им генерировались.

На сегодняшний день, когда у нас есть симбиоз: Михеев стратег и представитель области и Коньков тактик и практик, – думаю, это даст эффект синергии. В январе мы будем рассматривать промежуточные результаты работы над проектом создания текстильного кластера. В свое время Михеев задал ему стратегическое направление, а Коньков (а сегодня и Нестеров) сейчас, что называется, «привязывают его к земле». Несмотря на кризис, нам удалось сохранить текстильную отрасль, но этого мало – нужно развивать ее дальше.

– То есть идея кластера жива, мы от нее не отказываемся?

– Конечно. Кластер в Ивановской области уже существует (напомню, что кластер в отличие от особой экономической зоны – это цепочка от переработки сырья до реализации готовой продукции – совокупность промышленных предприятий, вузов, научных учреждений, мер господдержки, торговой инфраструктуры). В уходящем году сделано немало: мы добились, того чтобы текстильным предприятиям была оказана поддержка на федеральном уровне. Обсуждение конкретных итогов по этой работе ждите в январе.

– Тогда пока подведем еще один итог. Как вы оцените результаты выборов-2009?

– Итогами выборов я удовлетворен. Особое внимание я уделяю объединительным процессам муниципалитетов. То, что не во всех поселениях принято решение об объединении, – это нормально. Это демократический процесс, мы ни на кого не давили. Если люди против – значит, объединение создаст им какие-то неудобства, так что лучше отказаться от него сейчас, чем разгребать негативные последствия потом. Впрочем, абсолютное большинство муниципалитетов проголосовало за объединение, что позволяет нам упрощать систему управляемости.

– В Приволжском районе «Единая Россия» показала нехарактерный плохой результат, в связи с чем зазвучали претензии к главе района. Ваши комментарии по этому поводу как губернатора и как члена партии.

– Партийные претензии пусть предъявляет политсовет партии. У меня к главе Приволжского района претензии отнюдь не по поводу результатов «Единой России»: есть проблемы с управляемостью районом, проблемы с экономикой, с освоением средств на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и так далее.

Что касается итогов выборов в Приволжске для партии, он не вызывает у меня каких-то сильных отрицательных эмоций: у меня нет желания, чтобы все было единообразно, чтобы одна партия побеждала везде и всегда. Конечно, партия власти должна иметь как минимум контрольный пакет, иначе она не сможет отвечать за происходящее. А сколько будет сверху этого контрольного пакета, зависит от того, эффективно или неэффективно партия решает проблемы конкретной территории, конкретного региона.

– Партийный результат вас волнует меньше, чем хозяйственный. А вот курирующий наш регион Франц Клинцевич, подводя итоги выборов, сказал, что то, что сделано по партийной линии, – ваша личная заслуга. – Вы действительно так сильно помогаете партии?

– Думаю, что в этих словах есть доля истины: люди мне поверили, и я очень ценю это доверие. Результаты опросов, по которым определяется степень доверия, демонстрируют, что доверие ко мне со стороны населения региона очень высоко: по этому показателю я вхожу в десятку региональных лидеров. Для непростого региона это очень хороший результат. Что важно, доверие удается сохранять на протяжении всех четырех лет: после первого года, для которого характерны завышенные ожидания, оно по многим параметрам даже укрепилось. И даже кризис не смог сильно изменить ситуацию.

В то же время я всегда позиционировал себя как активный член «Единой России», так что отношение ко мне как к руководителю региона, безусловно, проецируется на партию. Я считаю это правильным: в большинстве развитых демократических стран руководители регионального уровня непременно партийные. По-другому невозможно. Лозунги конца 1990-х годов о том, что «я вне политики, вне партии», – сплошная демагогия: если ты занимаешься политикой, то должен разделять те или иные убеждения и говорить о них публично.

– «Единая Россия» сегодня отвечает за все. Как партия участвует в управлении и развитии региона?

– ЕР имеет большинство в региональном парламенте – значит, действительно за все отвечает. Как минимум, за законодательную базу.

– А в принятии решений исполнительной властью участвует?

– Я бы предпочел, чтобы в этом плане мы работали более плотно. Хотя в целом региональное отделение партии работает неплохо. Сейчас я попросил его подключиться к благоустройству городов Ивановской области в плане изучения опыта Белгородской области, белорусских городов, западных стран. Партия откликнулась на мою просьбу и занялась анализом законодательства и применения его на практике.

– В ощущениях работника СМИ все, что делается, раздваивается, когда о решении каких-то задач, запуске проекта и т.п. одновременно рапортуют и власти, и партия…

– Народ и партия едины…

– Не получается так, что кто-то из них делает реальные дела, а кто-то – пиар (пардон, пропаганду и агитацию)?

– Если что-то принимается по партийной инициативе фракции ЕР и пропускается через бюджет, то я считаю, что партия вправе считать себя как минимум соисполнителем.

– Но по закону чиновники не имеют право использовать свое рабочее время для агитации за ту или иную партию, а мы, благодаря такому единству, видим подобные выступления сплошь и рядом. Плюс регулярно лицезреем представителей власти на партийных мероприятиях в рабочее время…

– Мы работаем над тем, чтобы исключить подобные нарушения законодательства. В связи с этим принято решение проводить все партийные мероприятия, которые требуют участия чиновников, либо в обеденное, либо в вечернее время или же в выходные дни. Думаю, это правильно. Хотя и здесь можно дойти до абсурда и задаться вопросом: а почему я как губернатор участвую в работе таких общественных организаций, как Параолимпийский комитет или Совет ветеранов Великой Отечественной войны, да и любой другой?..

– Еще один партийный вопрос. С ивановских предпринимателей ежемесячно обирают деньги в партийную кассу, причем не на какие-либо партийные проекты, а с формулировками «на благотворительность», «добровольные пожертвования». В случае неуплаты угрожают административным ресурсом. Это новая форма ответственности бизнеса – партийная?

– Вопрос не по адресу. Знаю, что партия живет за счет взносов, но как они формируются и взимаются – задайте вопрос руководству регионального отделения. Мне никто из предпринимателей (даже тех, с кем сложились доверительные отношения) на это не жаловался. Были бы обращения – я бы их рассмотрел.

– А как обстоит дело с борьбой с коррупцией? В прошлом году она активизировалась на государственном уровне, так что хотелось бы поинтересоваться региональными итогами и тем, насколько они вас удовлетворяют.

– Итоги неплохие. Наш регион один из первых стал публиковать в СМИ декларации о доходах чиновников. На сегодняшний день Ивановская область – единственный регион России по тому, какое количество чиновников обязаны предоставлять декларации.

– Кто-то проверяет, соответствуют ли заявленные доходы расходам?

– Конечно. В этом и смысл предоставления деклараций. Если возникают вопросы, чиновник может лишиться должности. И такие случаи были. Федеральное законодательство предоставляет чиновникам возможность зарабатывать легально (с помощью недвижимости, акций, преподавательской, научной работой и т.п.) и иметь дополнительные законные доходы к зарплате.

– А почему эти «случаи» не предавались огласке?

– На самом деле из-за несоответствия деклараций с реальным уровнем жизни лишилось должностей некоторые чиновники. Учтем на будущее, что СМИ интересна эта информация.

– Что дает Плесу ручное управление, которое существует де-факто?

– В Ивановской области не так много подобных точек роста, гарантирующих региону развитие. Плес – безусловно, одна из них, живая, реальная. Чем он удобен? За достаточно короткий срок и за относительно небольшие средства этот волжский городок можно сделать лицом области и источником доходов бюджета. Если правильно увеличить потоки туристов (в том числе проплывающих по Волге) и организовать инфраструктуру, а потом жестко контролировать, как собираются налоги и т.п., то Плес может стать реальным донором.

– Недавно прошли «Шереметевские чтения», посвященные 600-летию образования Плеса, на которых ученые били тревогу по поводу того, что разрушается природная и историческая сущность этого места – в том числе благодаря частному строительству и деятельности инвесторов. Их мнение будет учтено?

– Я с этим категорически не согласен. Люди, которые выступают против освоения Плеса, категорически неправы. Если что-то вызывает у них беспокойство, они должны не обсуждать это «на кухне», а прийти на заседание Совета по развитию Плеса, направить письма в мой адрес и так далее – и мы обязательно рассмотрим все вопросы. Или эти людям нравится то, что собой представляла эта волжская жемчужина четыре года назад, когда там было стыдно и страшно находиться? Мы готовы прислушиваться к разумным предложениям. Пока не было сделано ни одного движения, которое нарушило бы самобытность Плеса.

– Удовлетворены ли вы той презентационной кампанией, которую вы устроили Плесу, выставляя проект его развития на крупнейшие международные выставки?

– Положительная динамика, конечно, есть, но результаты меня устраивать не могут по определению. Да, посещаемость Плеса растет, сюда приезжают высокие гости, город звучит на федеральном уровне, но наша цель – создать курорт всероссийского масштаба. Уверен, рано или поздно это, безусловно, произойдет.

– Поэтому на лондонской выставке Плес был представлен отдельным стендом?

– Я убежден, это было правильным решением, которое привлекло всеобщее внимание. Затраты на него оправданны – нам нужно раскручивать Плес всеми возможными методами, потому что, чем раскрученнее место, тем охотнее в него вкладываются инвестиции.

В апреле пройдет презентация Плеса в Москве перед российскими туроператорами, которые работают на внутреннем туристическом рынке. Это будет один из очередных массированных ударов в рекламе Плесу.

– 2010 год получается юбилейным: круглые даты отметят Плес, Вичуга, Шуя. В Ивановской области – кто-то посчитал – ежегодно проводится около 150 различных фестивалей (управление культуры даже называют фестивальным). Где тот баланс, который нужно соблюдать сегодня, привлекая внимание к региону и в то же время считая каждую бюджетную копейку?

– Бюджет всех презентационно-праздничных мероприятий мы сократили до минимума уже в 2009 году. Фестиваль Тарковского был проведен менее пафосно, но ничего от этого, мне кажется, не потерял: все средства были направлены на конкурсную программу, на показы. Не проводить мероприятия – не вариант: они работают на имидж Ивановской области как культурно развитого региона.

А что касается «фестивального управления», если сравнивать нынешний департамент по культуре с прежним, пусть называют его как угодно, потому что результаты работы налицо. Честно говоря, я был шокирован: зная отношение своих предшественников к культуре, я не ожидал увидеть здесь такое. Чтобы развалить в культуре абсолютно все, нужно было иметь большой талант. Заниматься пришлось всем.

– В 2010 году во всех муниципалитетах региона должны появиться сити-менеджеры. Ваше отношение к этому институту.

– Считаю введение института сити-менеджеров абсолютно правильным решением, как и то, что федеральный законодатель 131-м законом о местном самоуправлении предоставил региональным законодателям право вводить эту форму управления. Ну, не должен руководитель органа местного самоуправления заниматься политикой – он должен заниматься хозяйством, потому что население ждет от него решения реальных хозяйственных проблем. А всенародная избранность подразумевает как раз занятие политикой, популизмом и, к сожалению, зависимость от определенных финансовых структур и предпринимателей (которые «спонсировали» выборный процесс). Из них впоследствии формируются пулы приближенных, а не равноудаленных бизнесменов, которые пытаются диктовать условия муниципальной власти (по аукционам, тендерам, земле и т.д.). Таким образом, мы на сегодняшний день имеем кучу нерасшитых проблем, которые появились в первые два-три года после последних выборов ивановского мэра и ряда других муниципальных начальников.

– То есть новая система сэкономит деньги предпринимателей – они будут платить только правящей партии, которая в оконцовке и назначит сити-менеджера (такого, какой ей нужен)…

– Это сказали вы, а не я… В новой конструкции тоже есть уязвимые места, но в целом она лучше прежней и, безусловна, менее коррупционна.

– Но в других регионах отказываются от нее.

– Потому что многие неправильно прочли закон. Отказываются, в основном, там, где начинается некое двоевластие и конфликты между избранным главой – председателем городской думы и назначенным сити-менеджером. И спекуляции касаются как раз всенародной избранности. У нас этого не будет, так как никакого всенародного избрания главы-председателя не предусмотрено: парламент из своего состава изберет спикера, который будет совмещать эту должность с должностью главы местного самоуправления.

– Ходят слухи, что действующий мэр Иванова Александр Фомин рассчитывает остаться работать в мэрии, что он договорился об этом и с партией, и с вами.

– Действующие главы муниципальных образований Ивановской области могут рассчитывать на продолжение своей работы в том или ином статусе (главы муниципалитета или сити-менеджера). Все будет зависеть от того, как они работают и, естественно, от результатов выборов в местные органы власти. За «Единую Россию» говорить не могу, но не исключена возможность, что региональное отделение партии примет решение, что те главы, которые являются членами партии, возглавят партийные списки в своих муниципиях.

– Что позволит им гарантированно пройти в представительный орган власти…

– Да, но в то же время они будут отвечать за результат выборов. Тем самым и я как губернатор, и правящая партия, которая будет вместе со мной принимать решение о назначении сити-менеджеров, будем в курсе, как население относятся к этому руководителю, а то можно и остаться «рядовым» депутатом.

– Подведем общий итог. Какой урок вам преподало губернаторство вообще и последний год работы в кризис в частности?

– Главный урок – то, что, к сожалению, все нужно делать самому. Как минимум, постоянно держать руку на пульсе и контролировать действия всех подчиненных. Опыт работы в кризисных условиях – сложный, безусловно, очень ценный. Работать на подъеме – это одно, в состоянии стагнации – совершенно другое. То, что мы смогли выстоять в этот непростой период, удержать ситуацию под контролем и сделать так, чтобы люди не потеряли уверенность в завтрашнем дне, – это дорогого стоит. Надеюсь, в 2010 году этот опыт будет требоваться все меньше, и к 2011 году мы сможем снова говорить о росте.

Елена Новгородова (Журнал "1000 экз.")

Версия для печати
Главное