Глава Татарии:  здесь, конечно, полный бардак! Эффективность очень низкая. Я думал, все это заработало у нас. Что это такое? Стыд! Позор!
24 декабря 2009

Михаил Мень:

«Люди мне поверили, и я очень ценю это доверие»

Губернатор Ивановской области Михаил Мень удовлетворен тем, что даже в период кризиса остается в десятке региональных лидеров с высоким уровнем доверия со стороны населения. В интервью журналу «1000 экземпляров» губернатор также рассказал, зачем он критикует подчиненных и почему не распускает правительство.

– В следующем году заканчивается срок вашего губернаторства. Как вы оцениваете то, что вам удалось сделать? Какова ситуация, если учитывать те параметры, по которым будут оценивать вашу деятельность при принятии решения либо о пролонгации ваших полномочий, либо о переназначении?

– Подвести итоги, опираясь на статистические данные, можно будет только в начале 2010 года. Это будет сделано в виде отчета правительства перед депутатами Ивановской областной думы во время годового отчетного собрания органов исполнительной власти, которое намечено на февраль. Могу сказать одно: год был очень тяжелый – самый тяжелый за четыре года моего руководства областью.

Экономический кризис ударил по региону достаточно сильно. Позитивно то, что удалось удержать ситуацию под контролем, не допустить проблем с выполнением социальных обязательств. Мы не останавливали ни дорожное строительство, ни развитие аэропорта, ни другие глобальные проекты, которые были начаты. К примеру, нам удалось сдвинуть с мертвой точки великое дело – строительство объездной дороги вокруг Иванова. У меня были серьезные опасения по поводу того, профинансируют ли этот проект: мы балансировали на грани, поскольку обход, с одной стороны, является вновь строящимся объектом и попадал под секвестр, с другой, имел готовую документацию и был готов к реализации. Поэтому потребовалось включить все мои возможности и ресурсы, чтобы решить вопрос в пользу запуска этого принципиально важного для Иванова проекта.

В 2009 году продолжали летать самолеты (в отличие от многих других регионов, где были проблемы), наконец-то стабилизировалось расписание, пусть состоящее из полетов 2 раза в неделю (в 2010 году количество полетов и маршрутов будет увеличено). Очень серьезный прорыв был сделан в работе с Фондом содействия развитию ЖКХ (отремонтировано много домов, активно ведутся работы). В феврале мы обеспечим все эти слова конкретными цифрами.

– По поводу освоения (точнее, неосвоения) средств Фонда вроде высказывается масса претензий…

– Я хотел бы, чтобы вы понимали: если я не буду критиковать своих подчиненных и глав муниципальных образований, то они будут засыпать на ходу. Пусть СМИ не воспринимают мою критику как симптом того, что все плохо – это обычный тактический прием. Он позволяет держать всех в тонусе. В Ивановской области ситуация с освоением средств по 185-му федеральному закону – не идеальная, но одна из лучших в стране (вы не представляете, какие средства некоторые регионы, не сумев освоить, возвращают в федеральный бюджет).

– Уходящий 2009 год еще может преподнести сюрпризы: говорят, председатель областной думы Сергей Пахомов предлагает вам распустить действующее региональное правительство и заменить его на новое.

– Если бы было так просто набрать новое правительство…

– Только это останавливает?

– На самом деле последнее время идет завершающий этап формирования команды: неэффективные люди покидают правительство. И хотя в команде есть еще определенные изъяны, она становится реально работоспособной. В мои планы входит к окончанию первого срока полномочий окончательно понять, кто чего стоит, кто на что способен, чтобы, в случае, если президент и правящая партия доверят мне второй срок, понимать, с кем работать дальше и чтобы формировать дееспособное новое правительство на базе существующего. Я всех предупредил о том, что буду оценивать их деятельность по определенным показателям – критерии оценки сейчас разрабатываются аппаратом правительства и будут готовы к февральскому собранию. Все это касается, в том числе, и глав муниципальных образований.

– Почему же тогда Сергей Пахомов настаивает на роспуске?

– Отвечу одним интересным постулатом: «Если вы занимаетесь политикой и в 30-35 лет у нас нет радикальных или либеральных идей, это плохо. Но если вы занимаетесь политикой, вам ближе к 50-ти и вы не консерватор – это тоже плохо»…

– Связан ли уход Елены Пожигайло с должности начальника департамента экономического развития и торговли с избавлением от балласта, с «утряской», о которых вы упомянули выше?

– Она приняла решение самостоятельно.

– Тогда какова ваша оценка ее деятельности, так как в ее адрес не раз звучала критика и хочется понять, по существу или «для тонуса».

– Еще раз повторю: моя критика звучит в адрес всех руководителей региональной власти (за редчайшим исключением). Елена Анатольевна привнесла в деятельность департамента определенное оживление, взбодрила его. Ей удавалось эффективно решать организационные проблемы по проведению различных презентаций и выставок. Конечно, в некоторых вопросах ей элементарно не хватало опыта. Это естественно: все-таки управление экономикой предусматривает наличие опыта работы и в реальной экономике, и в органах госвласти.

– Говорят, ваш бывший заместитель Юлия Жуковская, которая в 2009 году сменила свой статус и теперь является штатным советником, скоро совсем покинет правительство.

– Я об этом не слышал.

– Одно из последних кадровых приобретений – Евгений Нестеров, который пришел на смену Елене Пожигайло. Какие задачи поставлены перед новым руководителем?

– Евгений Леонидович – человек в области известный. Надеюсь, его авторитет в предпринимательском сообществе будет способствовать продуктивному взаимодействию данного сообщества с департаментом. У него также есть опыт работы в областном парламенте и понимание бюджетных процессов и налоговой системы (с двух сторон). Поэтому расцениваю приход Нестерова как реальное усиление правительства региона. Будем ждать результатов.

– Также в департаменте лесного хозяйства стал работать Андрей Кабанов.

– Это произошло по инициативе руководителя комплекса экономического развития, который курирует департамент лесного хозяйства. Считаю это кадровое решение здравым: отрасли не хватает специалистов. Пусть работает.

– Сам руководитель комплекса экономического развития, проработавший в правительстве первый год, оправдал ваши ожидания?

– С приходом в правительство Павла Конькова у нас получилась очень удачная конструкция. Прежний руководитель комплекса, Дмитрий Михеев, был мастером макроэкономики и стратегом. Сейчас, возглавляя представительство Ивановской области в Москве, он на месте и, зная регион изнутри, может в любом министерство на достойном уровне представлять интересы Ивановской области. Однако его опыт ограничивался работой в органах государственной власти и это, безусловно, тормозило реализацию стратегических задумок, которые им генерировались.

На сегодняшний день, когда у нас есть симбиоз: Михеев стратег и представитель области и Коньков тактик и практик, – думаю, это даст эффект синергии. В январе мы будем рассматривать промежуточные результаты работы над проектом создания текстильного кластера. В свое время Михеев задал ему стратегическое направление, а Коньков (а сегодня и Нестеров) сейчас, что называется, «привязывают его к земле». Несмотря на кризис, нам удалось сохранить текстильную отрасль, но этого мало – нужно развивать ее дальше.

– То есть идея кластера жива, мы от нее не отказываемся?

– Конечно. Кластер в Ивановской области уже существует (напомню, что кластер в отличие от особой экономической зоны – это цепочка от переработки сырья до реализации готовой продукции – совокупность промышленных предприятий, вузов, научных учреждений, мер господдержки, торговой инфраструктуры). В уходящем году сделано немало: мы добились, того чтобы текстильным предприятиям была оказана поддержка на федеральном уровне. Обсуждение конкретных итогов по этой работе ждите в январе.

– Тогда пока подведем еще один итог. Как вы оцените результаты выборов-2009?

– Итогами выборов я удовлетворен. Особое внимание я уделяю объединительным процессам муниципалитетов. То, что не во всех поселениях принято решение об объединении, – это нормально. Это демократический процесс, мы ни на кого не давили. Если люди против – значит, объединение создаст им какие-то неудобства, так что лучше отказаться от него сейчас, чем разгребать негативные последствия потом. Впрочем, абсолютное большинство муниципалитетов проголосовало за объединение, что позволяет нам упрощать систему управляемости.

– В Приволжском районе «Единая Россия» показала нехарактерный плохой результат, в связи с чем зазвучали претензии к главе района. Ваши комментарии по этому поводу как губернатора и как члена партии.

– Партийные претензии пусть предъявляет политсовет партии. У меня к главе Приволжского района претензии отнюдь не по поводу результатов «Единой России»: есть проблемы с управляемостью районом, проблемы с экономикой, с освоением средств на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и так далее.

Что касается итогов выборов в Приволжске для партии, он не вызывает у меня каких-то сильных отрицательных эмоций: у меня нет желания, чтобы все было единообразно, чтобы одна партия побеждала везде и всегда. Конечно, партия власти должна иметь как минимум контрольный пакет, иначе она не сможет отвечать за происходящее. А сколько будет сверху этого контрольного пакета, зависит от того, эффективно или неэффективно партия решает проблемы конкретной территории, конкретного региона.

– Партийный результат вас волнует меньше, чем хозяйственный. А вот курирующий наш регион Франц Клинцевич, подводя итоги выборов, сказал, что то, что сделано по партийной линии, – ваша личная заслуга. – Вы действительно так сильно помогаете партии?

– Думаю, что в этих словах есть доля истины: люди мне поверили, и я очень ценю это доверие. Результаты опросов, по которым определяется степень доверия, демонстрируют, что доверие ко мне со стороны населения региона очень высоко: по этому показателю я вхожу в десятку региональных лидеров. Для непростого региона это очень хороший результат. Что важно, доверие удается сохранять на протяжении всех четырех лет: после первого года, для которого характерны завышенные ожидания, оно по многим параметрам даже укрепилось. И даже кризис не смог сильно изменить ситуацию.

В то же время я всегда позиционировал себя как активный член «Единой России», так что отношение ко мне как к руководителю региона, безусловно, проецируется на партию. Я считаю это правильным: в большинстве развитых демократических стран руководители регионального уровня непременно партийные. По-другому невозможно. Лозунги конца 1990-х годов о том, что «я вне политики, вне партии», – сплошная демагогия: если ты занимаешься политикой, то должен разделять те или иные убеждения и говорить о них публично.

– «Единая Россия» сегодня отвечает за все. Как партия участвует в управлении и развитии региона?

– ЕР имеет большинство в региональном парламенте – значит, действительно за все отвечает. Как минимум, за законодательную базу.

– А в принятии решений исполнительной властью участвует?

– Я бы предпочел, чтобы в этом плане мы работали более плотно. Хотя в целом региональное отделение партии работает неплохо. Сейчас я попросил его подключиться к благоустройству городов Ивановской области в плане изучения опыта Белгородской области, белорусских городов, западных стран. Партия откликнулась на мою просьбу и занялась анализом законодательства и применения его на практике.

– В ощущениях работника СМИ все, что делается, раздваивается, когда о решении каких-то задач, запуске проекта и т.п. одновременно рапортуют и власти, и партия…

– Народ и партия едины…

– Не получается так, что кто-то из них делает реальные дела, а кто-то – пиар (пардон, пропаганду и агитацию)?

– Если что-то принимается по партийной инициативе фракции ЕР и пропускается через бюджет, то я считаю, что партия вправе считать себя как минимум соисполнителем.

– Но по закону чиновники не имеют право использовать свое рабочее время для агитации за ту или иную партию, а мы, благодаря такому единству, видим подобные выступления сплошь и рядом. Плюс регулярно лицезреем представителей власти на партийных мероприятиях в рабочее время…

– Мы работаем над тем, чтобы исключить подобные нарушения законодательства. В связи с этим принято решение проводить все партийные мероприятия, которые требуют участия чиновников, либо в обеденное, либо в вечернее время или же в выходные дни. Думаю, это правильно. Хотя и здесь можно дойти до абсурда и задаться вопросом: а почему я как губернатор участвую в работе таких общественных организаций, как Параолимпийский комитет или Совет ветеранов Великой Отечественной войны, да и любой другой?..

– Еще один партийный вопрос. С ивановских предпринимателей ежемесячно обирают деньги в партийную кассу, причем не на какие-либо партийные проекты, а с формулировками «на благотворительность», «добровольные пожертвования». В случае неуплаты угрожают административным ресурсом. Это новая форма ответственности бизнеса – партийная?

– Вопрос не по адресу. Знаю, что партия живет за счет взносов, но как они формируются и взимаются – задайте вопрос руководству регионального отделения. Мне никто из предпринимателей (даже тех, с кем сложились доверительные отношения) на это не жаловался. Были бы обращения – я бы их рассмотрел.

– А как обстоит дело с борьбой с коррупцией? В прошлом году она активизировалась на государственном уровне, так что хотелось бы поинтересоваться региональными итогами и тем, насколько они вас удовлетворяют.

– Итоги неплохие. Наш регион один из первых стал публиковать в СМИ декларации о доходах чиновников. На сегодняшний день Ивановская область – единственный регион России по тому, какое количество чиновников обязаны предоставлять декларации.

– Кто-то проверяет, соответствуют ли заявленные доходы расходам?

– Конечно. В этом и смысл предоставления деклараций. Если возникают вопросы, чиновник может лишиться должности. И такие случаи были. Федеральное законодательство предоставляет чиновникам возможность зарабатывать легально (с помощью недвижимости, акций, преподавательской, научной работой и т.п.) и иметь дополнительные законные доходы к зарплате.

– А почему эти «случаи» не предавались огласке?

– На самом деле из-за несоответствия деклараций с реальным уровнем жизни лишилось должностей некоторые чиновники. Учтем на будущее, что СМИ интересна эта информация.

– Что дает Плесу ручное управление, которое существует де-факто?

– В Ивановской области не так много подобных точек роста, гарантирующих региону развитие. Плес – безусловно, одна из них, живая, реальная. Чем он удобен? За достаточно короткий срок и за относительно небольшие средства этот волжский городок можно сделать лицом области и источником доходов бюджета. Если правильно увеличить потоки туристов (в том числе проплывающих по Волге) и организовать инфраструктуру, а потом жестко контролировать, как собираются налоги и т.п., то Плес может стать реальным донором.

– Недавно прошли «Шереметевские чтения», посвященные 600-летию образования Плеса, на которых ученые били тревогу по поводу того, что разрушается природная и историческая сущность этого места – в том числе благодаря частному строительству и деятельности инвесторов. Их мнение будет учтено?

– Я с этим категорически не согласен. Люди, которые выступают против освоения Плеса, категорически неправы. Если что-то вызывает у них беспокойство, они должны не обсуждать это «на кухне», а прийти на заседание Совета по развитию Плеса, направить письма в мой адрес и так далее – и мы обязательно рассмотрим все вопросы. Или эти людям нравится то, что собой представляла эта волжская жемчужина четыре года назад, когда там было стыдно и страшно находиться? Мы готовы прислушиваться к разумным предложениям. Пока не было сделано ни одного движения, которое нарушило бы самобытность Плеса.

– Удовлетворены ли вы той презентационной кампанией, которую вы устроили Плесу, выставляя проект его развития на крупнейшие международные выставки?

– Положительная динамика, конечно, есть, но результаты меня устраивать не могут по определению. Да, посещаемость Плеса растет, сюда приезжают высокие гости, город звучит на федеральном уровне, но наша цель – создать курорт всероссийского масштаба. Уверен, рано или поздно это, безусловно, произойдет.

– Поэтому на лондонской выставке Плес был представлен отдельным стендом?

– Я убежден, это было правильным решением, которое привлекло всеобщее внимание. Затраты на него оправданны – нам нужно раскручивать Плес всеми возможными методами, потому что, чем раскрученнее место, тем охотнее в него вкладываются инвестиции.

В апреле пройдет презентация Плеса в Москве перед российскими туроператорами, которые работают на внутреннем туристическом рынке. Это будет один из очередных массированных ударов в рекламе Плесу.

– 2010 год получается юбилейным: круглые даты отметят Плес, Вичуга, Шуя. В Ивановской области – кто-то посчитал – ежегодно проводится около 150 различных фестивалей (управление культуры даже называют фестивальным). Где тот баланс, который нужно соблюдать сегодня, привлекая внимание к региону и в то же время считая каждую бюджетную копейку?

– Бюджет всех презентационно-праздничных мероприятий мы сократили до минимума уже в 2009 году. Фестиваль Тарковского был проведен менее пафосно, но ничего от этого, мне кажется, не потерял: все средства были направлены на конкурсную программу, на показы. Не проводить мероприятия – не вариант: они работают на имидж Ивановской области как культурно развитого региона.

А что касается «фестивального управления», если сравнивать нынешний департамент по культуре с прежним, пусть называют его как угодно, потому что результаты работы налицо. Честно говоря, я был шокирован: зная отношение своих предшественников к культуре, я не ожидал увидеть здесь такое. Чтобы развалить в культуре абсолютно все, нужно было иметь большой талант. Заниматься пришлось всем.

– В 2010 году во всех муниципалитетах региона должны появиться сити-менеджеры. Ваше отношение к этому институту.

– Считаю введение института сити-менеджеров абсолютно правильным решением, как и то, что федеральный законодатель 131-м законом о местном самоуправлении предоставил региональным законодателям право вводить эту форму управления. Ну, не должен руководитель органа местного самоуправления заниматься политикой – он должен заниматься хозяйством, потому что население ждет от него решения реальных хозяйственных проблем. А всенародная избранность подразумевает как раз занятие политикой, популизмом и, к сожалению, зависимость от определенных финансовых структур и предпринимателей (которые «спонсировали» выборный процесс). Из них впоследствии формируются пулы приближенных, а не равноудаленных бизнесменов, которые пытаются диктовать условия муниципальной власти (по аукционам, тендерам, земле и т.д.). Таким образом, мы на сегодняшний день имеем кучу нерасшитых проблем, которые появились в первые два-три года после последних выборов ивановского мэра и ряда других муниципальных начальников.

– То есть новая система сэкономит деньги предпринимателей – они будут платить только правящей партии, которая в оконцовке и назначит сити-менеджера (такого, какой ей нужен)…

– Это сказали вы, а не я… В новой конструкции тоже есть уязвимые места, но в целом она лучше прежней и, безусловна, менее коррупционна.

– Но в других регионах отказываются от нее.

– Потому что многие неправильно прочли закон. Отказываются, в основном, там, где начинается некое двоевластие и конфликты между избранным главой – председателем городской думы и назначенным сити-менеджером. И спекуляции касаются как раз всенародной избранности. У нас этого не будет, так как никакого всенародного избрания главы-председателя не предусмотрено: парламент из своего состава изберет спикера, который будет совмещать эту должность с должностью главы местного самоуправления.

– Ходят слухи, что действующий мэр Иванова Александр Фомин рассчитывает остаться работать в мэрии, что он договорился об этом и с партией, и с вами.

– Действующие главы муниципальных образований Ивановской области могут рассчитывать на продолжение своей работы в том или ином статусе (главы муниципалитета или сити-менеджера). Все будет зависеть от того, как они работают и, естественно, от результатов выборов в местные органы власти. За «Единую Россию» говорить не могу, но не исключена возможность, что региональное отделение партии примет решение, что те главы, которые являются членами партии, возглавят партийные списки в своих муниципиях.

– Что позволит им гарантированно пройти в представительный орган власти…

– Да, но в то же время они будут отвечать за результат выборов. Тем самым и я как губернатор, и правящая партия, которая будет вместе со мной принимать решение о назначении сити-менеджеров, будем в курсе, как население относятся к этому руководителю, а то можно и остаться «рядовым» депутатом.

– Подведем общий итог. Какой урок вам преподало губернаторство вообще и последний год работы в кризис в частности?

– Главный урок – то, что, к сожалению, все нужно делать самому. Как минимум, постоянно держать руку на пульсе и контролировать действия всех подчиненных. Опыт работы в кризисных условиях – сложный, безусловно, очень ценный. Работать на подъеме – это одно, в состоянии стагнации – совершенно другое. То, что мы смогли выстоять в этот непростой период, удержать ситуацию под контролем и сделать так, чтобы люди не потеряли уверенность в завтрашнем дне, – это дорогого стоит. Надеюсь, в 2010 году этот опыт будет требоваться все меньше, и к 2011 году мы сможем снова говорить о росте.

Елена Новгородова (Журнал "1000 экз.")

Версия для печати
Политолог Тихонов: костромской губернатор Ситников сам уходить не собирается
Губернатор Костромской области Сергей Ситников попал в число глав регионов с высоким риском отставки в рейтинге политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0». В числе проблемных для Ситникова факторов – приближение срока окончания полномочий и отсутствие под его управлением большого проекта. Политолог Андрей Тихонов отметил, что неясность с губернаторским будущим Ситникова влияет на его оценку со стороны элит и населения. При этом, по данным эксперта, сам Ситников «внушает своему окружению оптимизм по поводу своих перспектив». Политик Александр Лазутин заявил, что не видит, «чтобы губернатор рвался продлять свои полномочия». Эксперты считают, что решение по Костромской области Кремль будет принимать исходя из способности Ситникова контролировать социально-политическую ситуацию в регионе, а не по экономическим показателям.