Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
7 сентября 2009

Валерий Шанцев:

«Кризис не повлиял на настроение инвесторов»

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев в интервью ИТАР-ТАСС рассказал о том, как формируется бюджет региона на 2010г., а также подчеркнул, что, несмотря на кризис, «инвестиции в экономику региона, в том числе и иностранные, растут».

ВОПРОС: Каким, на ваш взгляд, будет бюджет 2010 года, сильно ли сократится доходная часть, и сохранит ли он свою социальную направленность?

ОТВЕТ: Мы проектируем бюджет следующего года на уровне бюджета нынешнего, 2009 года. Все социальные программы, которые у нас реализуются не первый год, будут записаны в бюджете предстоящего года, и все будут профинансированы.

Единственная сложная программа – это программа развития, которая в этом году существенно сокращена. Мы хотели ввести в эксплуатацию 460 объектов после строительства и реконструкции, но введем только 130. Сейчас мы смотрим, какие объекты и в какой готовности будут к концу текущего года. В программу будут включены только те, которые реально близки к завершению. Сейчас надо завершить все то, что начинали строить раньше, потому что консервация строек обходится дороже. К тому же, пока объект законсервирован, он стареет и разрушается, и мы бы не хотели, чтобы так было.

Поэтому проект областного бюджета по доходам будет где-то на уровне 55 – 56 млрд. рублей. Что касается расходной части, то предельный дефицит бюджета у нас обычно бывает на уровне 7 – 8 млрд. рублей, нормальный уровень заимствования, который ниже 15% от нашего годового дохода.

ВОПРОС: Федеральные министерства в этом году, пожалуй, впервые озвучивают некие позитивные прогнозы. Говорят о том, что спад российской экономики останавливается. Каков ваш прогноз по социально-экономическому развитию Нижегородской области на 2010-й год?

ОТВЕТ: Ситуация примерно такова. Идет некое замедление падения экономики.

Если мы ожидаем на конец этого года падение на уровне 20 – 25%, то прирост в 2010 году планируется на уровне не более 3% абсолютно по всем направлениям, и, самое главное, по объемам промышленного производства, по его физическому индексу. Роста большого не будет, а это значит, что мы еще не выйдем на уровень 2008 года. Поэтому трудно говорить о каком-то росте.

ВОПРОС: Что может дать региону и его бюджету увеличение ставок по акцизам и увеличение транспортного налога, если таковое будет иметь место?

ОТВЕТ: Сейчас, как и в любой бюджетный год, идет оценка методики формирования бюджета на 2010 год. И это связано не только с кризисными явлениями. Каждый год какие-то полномочия передаются с федерального уровня на региональный, с регионального на муниципальный уровень. Потому что многие программы и проекты выполняются на субсидии вышестоящих бюджетов. А когда этот процесс становится постоянным, правильнее передать эту работу на более низкий уровень в соответствии с Бюджетным Кодексом.

Федеральный центр передает в регионы не только какие-то расходы, но и предполагаемые доходы. В их числе есть и акцизы, и повышение транспортного налога. Ни то, ни другое, на мой взгляд, нам не даст никакой прибавки по доходам. Потому что акцизы связаны с потреблением.

И здесь ситуация может быть такой: акцизы на пиво будут повышаться, а потребление его будет снижаться. Потому что начнется антиалкогольная компания, а она точно пойдет, ее надо проводить, это необходимо в нашем обществе. Мы же видим, что ситуация очень резко обострилась. Поэтому суммарно мы вряд ли будем здесь иметь какое-то увеличение доходов.

Что касается транспортного налога, то он у нас и так очень высокий, и, если нам будут давать право повышать его, то мы, конечно, повышать его не будем, потому что для этого нет никаких оснований.

На совещании, которое проводил в августе в Нижнем Новгороде вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов, мы поставили вопрос: почему налог в каждом регионе должен быть разным? Машины у всех одинаковые, и правильнее было бы общим федеральным законом установить какой-то единый уровень налога, и тогда все были бы в равном положении, и никто бы никому не завидовал. Потому что зависть здесь плохая: меньше средств – значит, меньше ремонтных работ, меньше нового строительства, хуже эксплуатация дорог.

ВОПРОС: В связи с корректировкой федерального бюджета как обстоит дело со строительством Южного обхода Нижнего Новгорода? Когда планируется его завершить?

ОТВЕТ: Мы сейчас строим первый пусковой комплекс третьей очереди обходной дороги. Это около15 километров, и стоимость его строительства 6,5 млрд. рублей. Планировалось, что в этом году мы будем иметь на это 3 млрд. 750 млн. рублей. Эта корректировка бюджета была произведена, и до нас эти плановые цифры были доведены. Но в связи с секвестированием федерального бюджета мы получили всего лишь 750 млн. рублей, и на сегодня 667 млн. рублей уже освоены.

Сейчас вместе с министерством транспорта РФ мы рассматриваем возможность привлечения еще 1 млрд. рублей. Пока все работы идут в графике, который мы наметили первоначально. Срок выполнения работ по контракту – июнь 2010 года. Если финансирование не будет увеличено, потому что эта трасса федеральная, мы, конечно, с этими сроками не справимся, и надо будет их корректировать, переносить, как минимум, на год.

ВОПРОС: В связи с сокращением финансирования, уложится ли область в сроки строительства метро в центральной части Нижнего Новгорода и по запуску автодорожной части метромоста через Оку?

ОТВЕТ: Все эти работы пока идут в графике, который мы намечали. Мы обеспечили финансирование 2009 года в полном объеме. Некоторому сокращению финансирования подверглись те работы, которые, может быть, нецелесообразно было выполнять в этом году. На сегодня сделаны пусковые комплексы по правобережному и левобережному подходам.

Если говорить о самом метро, то мы заканчиваем проходку первого тоннеля. Думаю, что в сентябре будет закончено строительство шахты, по которой наружу будет подниматься проходческий щит. Потом он снова переместится на стартовую площадку. Думаю, что не позже, чем в декабре мы его запустим с тем, чтобы начать вторую нитку этого тоннеля.

Если говорить о станциях, то на станции «Горьковская» 5 августа в грунте сделана в полном объеме стена ограждающей конструкции, и началось рытье котлована под станцию.

Что касается метромоста, то уже идет отделка его конструкции, формирование право и левобережных походов к первому пусковому комплексу. Думаю, не позднее ноября мы откроем по метромосту движение наземного пассажирского транспорта. С физическим выполнением работ трудностей нет. Трудности только с объемами финансирования.

ВОПРОС: Все меньше времени остается до визита в Нижегородскую область патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на проведение Александровских дней, посвященных князю Александру Невскому. Как идет подготовка к Александровским дням? Какие мероприятия запланированы, и что значат для Нижегородской области эти дни?

ОТВЕТ: Мероприятия в рамках Александровских дней в области идут уже с 1 января этого года. Всего в рамках этой программы планируется 148 мероприятий. Большие мероприятия запланированы на 11 – 12 сентября в Нижнем Новгороде, Городце, Арзамасе. Это будут массовые спортивные, религиозные мероприятия. Сейчас проходят конференции, круглые столы, семинары и «Александровские» уроки в школах.

Поднимает нашу область на очень большую высоту проведение Александровских дней, и, главное – участие в них святейшего Патриарха Кирилла. У него будет очень много встреч. Самая главная – 11 сентября в нижегородском Дворце профсоюзов. На встречу с Патриархом Московским и Всея Руси придут студенты, кадеты, учащиеся православных гимназий, молодые врачи, учителя, представители общественных молодежных организаций.

Главная акция называется «Юности в пример!», она направлена, прежде всего, на воспитание патриотизма в молодежи. Александр Невский – это имя России. История Нижегородской области связана с Александром Невским: 14 ноября 1263 года он скончался на территоргии нынешней Нижегородской области, «в Городце волжском», возвращаясь на Русь из ставки хана Берке, в очередной раз спасши русские земли от уничтожения и порабощения. В Федоровском монастыре он принял схиму под именем Алексия. Этот храм восстанавливается и должен быть освящен в Александровские дни.

Кроме того, святейший Патриарх отслужит литургию в нижегородском кафедральном Староярмарочном соборе. В рамках Александровских дней пройдет видеоконференция, в которой примут участие Ярославль, Владимир и Санкт-Петербург, – города, которые связаны с именем Александра Невского.

Если говорить о значении этого праздника для нижегородцев – оно очевидно. Во-первых, это поднимет на более высокий уровень нашу ориентацию на патриотическое воспитание и формирование исторической памяти. Тем более, что в области и в Нижнем Новгороде проводится, пожалуй, самый запоминающийся праздник – День народного единства. И Александровские дни станут еще одним шагом в направлении того, что мы называем гражданским самосознанием, пониманием своей ответственности за судьбу Родины.

Эта историческая память должна прийти к молодому поколению не откуда-то извне, а со своей земли. В том числе на примере Александра Невского – это военачальник, дипломат, политик, очень искусный переговорщик, государственный деятель который поднял в то непростое время Русь. Многие его уклады до сих пор у нас «работают» в обществе.

ВОПРОС: Ряд приволжских регионов, в том числе Татарстан, Оренбургская, Саратовская и Самарская области заявили, что они очень сильно пострадали от засухи и уже подсчитывают много миллиардный ущерб. Какая ситуация обстоят дела с урожаем?

ОТВЕТ: Нас не коснулись катаклизмы природы. У нас не было засухи. Сейчас полным ходом идет уборочная страда, мы убрали урожай зерновых с более чем 65% площадей. На сегодня собрано более 900 тыс. тонн зерновых культур.

Напомню, что в прошлом году мы собрали 1 млн. 350 тыс. тонн, и думаю, что в этом году соберем не меньше, потому что урожайность примерно на 18-20% выше прошлогодней.

Отличительной чертой нынешней уборочной кампании является то, что хорошие погодные условия сформировали очень высокий уровень клейковины пшеницы, и в этом году мы получим товарного зерна, которое идет на муку и хлебопечение, примерно, в полтора – два раза больше, чем имели в 2008 году. То есть, если нам нужно было около 350 тыс. тонн для удовлетворения собственных потребностей в муке для хлебопечения, то в этом году мы будем иметь такого зерна около 650- 700 тыс. тонн. И в связи с тем, что у наших соседей не очень хороший урожай, мы можем оказать им помощь – продать излишки этого зерна по согласованным ценам.

В этом году в области нет проблем и с фуражным зерном, оно будет в полном объеме заложено в закрома. Сегодня погода дала нам возможность хорошо заготовить корма, сена и сенажа заложено в траншеи больше плановых объемов, такая же ситуация и с заготовкой силоса.

Неплохо в области обстоит дело и с урожаем картофеля. Виды на его урожай сегодня очень хорошие. На полях вовсю идет его уборка, и есть шанс собрать картофеля приблизительно в 2,5 раза выше потребностей региона. Поэтому ранний картофель сейчас продают в соседние регионы, потребность в картофеле в области составляет порядка 350 тыс. тонн.

Неплохие прогнозы и на обеспеченность населения области овощами. Можно сказать, что овощами регион будет обеспечен на 100% Мы получим урожай капусты, моркови, свеклы в объеме около 300 тыс. тонн. Поэтому с точки зрения урожая нам Бога гневить не надо.

ВОПРОС: Эксперты прогнозируют на осень дефицит молока из-за низких закупочных цен, и существуют опасения, что производители молока, опасаясь разорения, могут пустить коров «под нож». Какие меры принимаются в Нижегородской области, чтобы сохранить молочное поголовье и не остаться без молока?

ОТВЕТ: Дефицита молока у нас точно не будет. Сейчас мы ежедневно имеем 200 тонн лишнего молока. Особенно это заметно было летом. Но зимой молока производится в 2 раза меньше, и это связано с несовременной и неправильной технологией ведения хозяйства. Поэтому мы сейчас многое делаем, чтобы изменить технологию ведения животноводческих хозяйств, с тем, чтобы и зимой и летом было одинаковое количество молока, которое обеспечивало бы наши потребности. Начиная, с мая и по октябрь, мы в два раза превышаем тот объем производства молока, который производится зимой.

Что касается поголовья молочного стада, то оно уменьшается. Чтобы стабилизировать ситуацию, мы разработали несколько мероприятий. Во-первых, в рамках областной программы помощи агропромышленному комплексу в начале было выделено 225 млн. рублей, а затем еще 106 млн. рублей. То есть приблизительно по 1 тыс. рублей дотации на каждую голову будет выплачиваться хозяйствам на содержание коров.

А затем, чтобы поддерживать объемы производства молока, мы решили проработать на 2010 год вопрос о размещении в бюджете области еще 225 млн. рублей на компенсацию низких закупочных цен. Получится по 2 рубля на каждый литр молока, закупаемый у сельхозпроизводителей. Если, к примеру, закупочная цена 1 литра молока – 6 рублей, то еще 2 рубля добавляет областной бюджет. Это даст возможность хозяйствам выжить, и им не надо будет сводить коров «на нет». Мы посоветуемся еще со специалистами, но думаем, что это будет хорошая мера.

Еще одна мера поддержки животноводов – увеличение до 50% суммы поддержки хозяйств на покупку племенных коров. То есть половину стоимости племенного стада, приобретаемого хозяйством, оплачивает областной бюджет. Есть и другие меры поддержки.

ВОПРОС: В начале августа было подписано постановление областного правительства, которое устанавливает порядок и условия предоставления из средств областного бюджета компенсаций нижегородцам – физическим лицам при обмене ими старых автомобилей с датой выпуска до 1 января 2003 года на автомобили выпуска 2009 года, произведенные на территории Нижегородской области. Проводились ли какие-либо подсчеты, позволяющие определить, сколько автовладельцев смогут воспользоваться этой компенсацией, и как будет обстоять дело с утилизацией старых автомобилей?

ОТВЕТ: Мы сейчас определяем дилерские центры, которые будут работать по этой технологии. Этим дилерским центрам будет предоставлена возможность заключать определенные договора с выплатой 50 тыс. рублей первого взноса тому, кто решил заменить старую машину на новую. Мы выделили из областного бюджета 150 млн. рублей на программу обмена старых машин на новые автомобили. Простой расчет показывает, что, если поделить эту сумму на 50 тыс. рублей, получается, что 3 тысячи человек смогут воспользоваться на сегодняшний день этой возможностью. Мы считаем, что пока этого достаточно. Потому что за последний месяц Горьковский автозавод произвел 5 тыс. «ГАЗелей», и, значит, на обмен пойдет практически более половины месячной нормы выпуска машин.

Если проект по обмену старых машин на новые автомобили пойдет успешно, то мы готовы и дальше выделять деньги, потому что каждый вложенный нами рубль дает бюджету больше прибыли, чем составляют его затраты на компенсации.

Что касается утилизации старых машин, то они попадают в собственность дилерских центров, и уже они решают, куда направлять эти автомобили: на вторичную продажу, на автозапчасти, либо на металлолом. Если на металлолом, то у нас в Выксе есть литейно-прокатный комплекс, который этот металлолом примет.

Я думаю, в сентябре это постановление заработает. В конце августа заканчивается определение дилерских центров, которые будут работать по этой программе. Мы можем дать этот проект только конкретным, надежным и проверенным структурам.

ВОПРОС: На днях министр спорта и молодежной политики РФ Виталий Мутко назвал Нижний Новгород в числе пяти «точек роста», где в ближайшее время начнут строиться современные трамплинные комплексы. В какой стадии находится этот проект?

ОТВЕТ: Сейчас заканчивается проектирование трамплинов. Контракт на разработку проекта, позволяющий привлечь внебюджетные средства, заключен с австрийской фирмой «Малоер», строившей трамплины для Олимпийских игр в австрийском Инсбруке. По сути, наш трамплин будет «родным братом» олимпийского трамплина в Инсбруке, Только у нашего длина будет побольше, – не 120 метров, как у австрийского трамплина, а 125 метров.

Это будет одна из частей того комплекса, который нам разработала английская фирма. Планируется создание такого места, где будут развиваться зимние виды спорта. Будет освещенная лыжная трасса в 5 км для тренировок и для лыжных прогулок, и трасса для соревнований двоеборцев. Там будет и подъемник, и аквапарк, гостиничный и торговый центры. Мы рассчитываем сделать это место одним из любимых мест отдыха и формирования здорового образа жизни не только для жителей Нижнего Новгорода, но и для гостей города.

Сроки завершения строительства самого трамплина до конца 2011 года реальны, здесь позиции согласованы с федеральным министерством спорта. Что касается сроков формирования всего комплекса, то их нам, конечно, притормозит финансовый кризис. Сложнее будет привлекать инвестиции. Но вместе с тем, опыт показывает, что сейчас свободных денег на Западе, где мы планировали изыскивать инвестиционные средства, становится все больше. Если зарубежным инвесторам предложить реальный проект, то деньги найдутся.

Кстати, финансовый кризис не оказал влияния на настроение инвесторов. Инвестиции в экономику региона, в том числе и иностранные, растут, об этом говорят итоги 7 месяцев этого года. Сейчас мы имеем рост на уровне 18%. Это не просто бумажки, а реально вложенные деньги, инвестированные в основной капитал. Они уже освоены в виде основных фондов, оборудования.

Мы планируем рост инвестиций от этих 18%, пусть и небольшой, примерно до 5%, и на 2010 год.

ВОПРОС: Хотелось бы задать несколько личный вопрос. В этом году Вы не ушли в традиционный августовский отпуск. С чем это связано?

ОТВЕТ: В этом году я был в отпуске в июне. Съездил отдохнуть на 10 дней за границу, потом еще дней пять отдыхал в России. С июня до августа не так уж много времени прошло, поэтому я еще не успел устать. Думаю, что отдохну позже, возможно в первой половине октября.

ИТАР-ТАСС

Версия для печати
Главное