Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
27 октября 2008

Константин Емешин:

исполнительный секретарь Общественной палаты Алтайского края

«Любой человек, который имеет другую точку зрения, может высказать свое мнение. Вот это принцип работы нашей палаты»

– Во многих регионах общественные палаты были созданы властями с целью имитации работы с общественными организациями. Ваша палата позиционирует себя как вполне самостоятельная структура с твердыми позициями. От чего, на Ваш взгляд, зависит эффективная работа общественной палаты?

– Палаты формируются властными структурами, т.е. так же, как и федеральные. Назначает президент, назначенец назначает следующих, его назначенец назначает следующих, а в регионах тоже назначается, как правило, федеральным полномочным представителем президента. Т.е., начиная с федеральной палаты, большинство регионов – это палаты, которые формируются властью. И соответственно, они выполняют те задачи, которые им ставит власть. Эти палаты устраивают детские праздники, помощь собирают и так далее. Это нужное и очень важное дело, я очень уважительно отношусь к таким общественным организациям. Но это модель, при которой власть с помощью таких общественников пытается решить какие-то задачи, которые сама выполнить не в состоянии. Это одна модель. В Алтайском крае в 2005 году, когда разрабатывался этот закон, было разделение ветвей власти. Была власть исполнительная, и была не применимая к ней власть депутатов. Это был прекрасный момент, когда две ветви власти не ладили между собой. А в ситуации, когда разрабатывался этот закон, общественники приходили и говорили: вот депутаты такие сякие хотят подстроить палату под себя. И в конце концов приняли закон, по которому палата стала представительной. И тут у нас развернулась определенная конкурентная борьба. В палате первого созыва было таких семь независимых из 35. Остальные были люди, которые прислушивались к указаниям власти. А палата второго созыва уже была сформирована из независимых людей, которые имеют свое мнение, и тех, которые могут высказывать боли общества. Вот, например, я сегодня сдал к губернатору обращение, принятое на вчерашнем совете по поводу проездных билетов в Барнауле.

– На каких принципах должна строиться работа общественной палаты?

– Первый принцип – это демократическая процедура избрания. Палата – это не палата избранных людей, а палата, которая обеспечивает площадку для диалога общества и власти. Т.е. мы являемся представителями общества, и поэтому мы в регламенте написали, что любая общественная организация имеет право делегировать своих представителей для работы в общественной палате. Это статус эксперта. И второе, это так называемые рабочие группы. По какой-то теме общественная палата может формировать рабочие группы, в которые могут входить любые эксперты, кто от общества пожелает и готов к работе. Поэтому в нашей общественной палате существуют: вот такой институт экспертов – раз, институт рабочих групп – два. И еще третий у нас есть вариант: любая общественная палата, если она хочет получать информацию и участвовать, может аккредитоваться, причем аккредитация в уведомительном порядке, а не в разрешительном. Т.е. они нас уведомляют, что они готовы работать и участвовать. Мы обязаны приглашать их, и при обсуждении их мнение учитывать. Четвертый принцип – это то, что палата обсуждает и принимает какое-то решение по любому вопросу, она обязана, как в конституционном суде, отразить все точки зрения. Т.е. в конституционном суде так: суд принял решение по какому-то делу, а дальше особое мнение судьи такого-то. Так и в общественной палате – большинство соглашается с таким-то решением, но любой человек, который имеет другую точку зрения, может высказать свое мнение. Вот это принципы работы нашей палаты.

– Как Вы выстраиваете отношения с краевой властью, и достаточно ли легко она идет с Вами на диалог?

– В наше время любая структура уважает некую определенную позицию и силу. И поэтому у нас строятся нормальные взаимоотношения, и мы понимаем, что для них мы создаем некие сложности. Поскольку мы доносим какие-то предложения людей, естественно, с ними нужно считаться, в конце концов, мы отражаем мнение общества.

– Что нужно сделать, чтобы власть больше прислушивалась к общественникам?

– Это не зависит от отношения власти к общественникам. Это вообще зависит от природы самой власти. Авторитарная власть по своей природе никогда не готова была, чтобы к кому-то прислушиваться. Она абсолютно не прислушивается ни к кому-либо из депутатов, ни к мнению общества. Т.е. модель авторитарной власти не направлена на то, чтобы отражать какое-то общественное мнение. Поэтому зачем губернатору прислушиваться, он прислушивается к тому, кто его назначил. Тут проблема не с тем, как выстроить, тут проблема в природе власти.

Мы выступили инициаторами создания Сибирского общественного альянса – это как раз одна из наших идей, поэтому мы считаем, что это правильно. Это идея вызывает интерес, это модель будущего механизма формирования федеральной общественной палаты. Вот если мы сейчас начнем объединяться, то тогда будет шесть представителей от СФО, и мы уже договоримся, кого назначить. А если так палата будет формироваться снизу, то изменится принцип федеральной общественной палаты. А кроме этого нам нужно друг с другом взаимодействовать, потому что у нас общие проблемы.

С Константином Емешиным беседовал Вадим Попов

Версия для печати