Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
2 июля 2013

Александр Хорошавин:

«Сахалин сегодня входит в 10-15 регионов-доноров»

Фото: fishnews.ru

О планах по переходу на газомоторное топливо, перспективах нефте- и газоперерабатывающей отраслей, особенностях строительства автодорог рассказал губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в интервью радиостанции «Эхо Москвы».

- Александр Владимирович Хорошавин, губернатор Сахалинской области, у нас в эфире. Алексей Соломин ведет это интервью. Добрый день.

- Добрый день.

- Рады приветствовать вас здесь сегодня. На Петербургском форуме вы подписывали соглашения, контракты, в том числе с «Роснефтью». Можете рассказать новости нам? Что вы подготовили? Чего вы добились?

- Мне очень приятно быть у вас в радиостудии, приятно пообщаться с радиослушателями. Если говорить о том вопросе, который вы задали, мы сейчас подписали с Игорем Ивановичем Сечиным, президентом компании «Роснефть», соглашение о развитии снабжения Сахалинской области газомоторным топливом. Это новое направление в переработке газа на Сахалине. Вы знаете, что сегодня Сахалин – это реально действующий центр нефте- и газодобычи на Дальнем Востоке, единственный российский такой центр. У нас работает единственный завод сжиженного природного газа в России.

Теперь мы подписали соглашение о том, что будут строиться предприятия, которые будут вырабатывать соответствующего вида топливо, на которые мы будем переводить коммунальную технику и общественный транспорт. Надо сказать, что у нас партнеры достаточно серьезные. Кстати, и в этом направлении тоже. Ранее мы развивали подобного рода сотрудничество и продолжаем развивать и сегодня подобного рода сотрудничество с компанией «Газпром». У нас тоже подписано с ними соглашение. В целом мы инвестируем в это направление по тем намерениям, которые у нас есть, порядка 2,5-3 млрд рублей на ближайшие 4 года, примерно по 600-700 млн в год мы будем выделять на приобретение нового вида техники.

- Сама идея перехода на газомоторное топливо, во всяком случае на публичном пространстве, возникла не так давно. В общем-то в относительно краткие сроки предложено перейти на этот вид топлива. Это большая нагрузка? Для вас стало сюрпризом? Если да, то каким - скорее положительным или скорее отрицательным?

- Для нас это сюрпризом не стало. Концентрированно эта дискуссия, точнее, решение возникло недавно. Но вопрос прорабатывался достаточно давно, это очевидные вещи. Мы к этому готовились, с «Газпромом» мы давно обсуждали. Он был пионером в этом направлении на Сахалине, мы давно с ним обсуждали это направление совместной деятельности. Те решения, которые были приняты на уровне правительства – и Дмитрий Анатольевич подписал соответствующие документы в этой связи, - они для нас большой новостью не стали. Что касается нагрузки, надо сказать, что мы достаточно уверенно развиваемся. Сахалин сегодня входит в 10-15 регионов, которые являются регионами-донорами, по темпам роста бюджета на Сахалинской области мы в лидерах в РФ. Имеем определенные возможности, чтобы это направление развивать, и развивать за счет собственных средств. Те деньги, о которых я говорил, мы собираемся инвестировать.

- Основная часть инвестиций идет в том числе на строительство газозаправочных станций, которых сейчас в России не очень плотная сеть.

- На сегодняшний день на Сахалине их нет вообще. Я сказал, что мы инвестируем порядка 2,5 млрд рублей. Примерно столько же планируют инвестировать наши партнеры в строительство газозаправочных станций.

- Это частные инвестиции?

- Это инвестиции «Газпрома» и инвестиции «Роснефти». У нас достаточно широкая сеть обыкновенных АЗС. Там есть возможность. Но эти АЗС в основном принадлежат «Роснефти». Примерно 22 заправки – это заправки, которые принадлежат «Роснефти». С этой точки зрения «Роснефти» проще развивать свою сеть. «Газпрому» надо строить новые заправочные станции. Земельные участки под них выделены, во всяком случае под то количество, которое они запросили. Пока планируется в ближайший год построить две заправочные станции в городе Южно-Сахалинске. И дальше поэтапно двигаться. Земельные участки мы выделили. Теперь наши коллеги, партнеры должны начать работу в этом направлении.

- Еще один вопрос, связанный с этой темой непосредственно. Наверняка же есть идея, чтобы люди переходили на газомоторное топливо. А людям, в том числе для увеличения парка, для прочих других вещей, необходимо надлежащее качество дорожного покрытия, развитие сети дорог. На Дальнем Востоке с этим большая проблема. Сахалин в этом смысле отличается от материка или все-таки разделяет участь?

- И да, и нет. Если говорить в целом о состоянии дорог, о процентном соотношении дорог с твердым покрытием к общей протяженности дорог, то ситуация у нас не очень благоприятная, она не отличается ничем от той ситуации, которая в других регионах Дальнего Востока. Но мы двигаемся вперед, причем значительно более быстрыми, опережающими темпами, чем другие регионы Дальнего Востока. Мы имеем возможность сегодня инвестировать в дороги.

Я вам скажу для примера, что порядка 10 млрд рублей ежегодно мы инвестируем в дороги. По Сахалину строительство километра дороги обходится примерно в 3 млн долларов, или 100 млн рублей. Это, кстати, очень небольшая цена, учитывая, что у нас болота, у нас нерестовые реки. Каждую нерестовую реку надо пройти только зимой, пройти переходом соответствующим. Это усложняет работу и утяжеляет стоимость километра дорог. Тем не менее, порядка 10 млрд ежегодно мы выделяем. Значит, примерно 100 километров дорог в общей сложности в асфальтовом покрытии мы прирастаем. Мы двигаемся вперед хорошими темпами. Сегодня мы приближаемся к середине острова асфальтовой дорогой.

Мы за последние годы очень значительно в этом отношении продвинулись. Строятся в асфальтовом покрытии межмуниципальные дороги, строятся дороги внутри городов, внутри муниципалитетов. В этом отношении ситуация улучшается. Те прогнозы, которые мы видим сегодня, говорят о том, что темпы, которые мы на сегодняшний день набрали, они снижены не будут. Мы сейчас перешли на трехлетнее бюджетирование, смотрим уже бюджет 2014-2016 годов. Инвестиции в дорожное строительство у нас не падают, они будут только подрастать. Не очень значительно, но будут подрастать. 10-миллиардный рубеж, он останется рубежом и пойдет на увеличение.

- Существуют разные идеи по тому, как увеличить дорожные фонды регионов. У вас какое-то видение изменений стоимости акцизов, стоимости в других каких-то историях есть?

- Мы никаких революционных новаций в этом отношении не применяем. Каждая эта революционная новая – акциз и так далее – это все-таки утяжеляет нагрузку в данном случае на каждого сахалинца. У нас сегодня есть возможность за счет переориентирования средств, которые поступают в бюджет Сахалинской области, переориентировать их в дорожный фонд, добавлять деньги на строительство дорог. Мы этим и занимаемся. Это приоритетное направление. Скажу так, что у нас основной лидер по расходам бюджета – это здравоохранение Сахалинской области, это примерно 17% бюджета, в суммарном отношении это где-то 13-14 млрд рублей. Потом идет образование, чуть-чуть ниже, чем здравоохранение. Жилищно-коммунальное хозяйство – примерно 11 млрд рублей. И вот дороги – 10 млрд рублей. Т.е. дороги где-то на четвертом месте по расходам. Мы понимаем, что это комфортная среда, и туда надо инвестировать.

- А с чем связана такая разница по бюджетным отчислениям? Почему здравоохранение у вас идет на первое место?

- Проблемы. Действительно, серьезные проблемы. Вообще, надо сказать, что в здравоохранении проблемы существуют везде. Вы, наверняка, общаетесь с большим количеством ответственных людей в этом отношении, и все они говорят о том, что проблемы здравоохранения существуют. Существует дефицит кадров. На сегодняшний день по Сахалинской области у нас дефицит кадров – примерно около 600 врачей нам надо привлечь. Это приличное количество.

У нас принята специальная кадровая программа, для того чтобы привлечь врачей на территорию Сахалинской области. Средняя заработная плата врача сегодня достигает 80 тыс. рублей. На Сахалине, на Курилах она значительно больше, надо сказать. Мы даем жилье, мы даем серьезные подъемные. У нас отдельная программа по молодым специалистам. Сейчас по врачам высокой квалификации мы рассматриваем возможность выплаты им ежегодных бонусов. Обсуждается сумма в 1 млн рублей.

Допустим, врач высокой квалификации заключил контракт с правительством Сахалинской области или с Министерством здравоохранения Сахалинской области, ежегодно он будет получать по истечении года миллион рублей. За 5 лет у него получится сумма 5 млн рублей. Это помимо зарплаты, помимо других выплат. Это уже те деньги, которые он сможет инвестировать в приобретение жилья где-то в других регионах РФ. Мы вынуждены на это идти.

Мы закупаем сегодня высокотехнологичное оборудование, строим современные больницы. Это тоже в эти затраты входит, в 17% расходов бюджета. Но это высокотехнологичное оборудование – это бесполезные железки, если не будет квалифицированных кадров. Мы это понимаем, поэтому идем осознанно на эти расходы и надеемся, что представителям здравоохранения, врачам, молодым или опытным, такие предложения понравятся – и мы кадровую проблему закроем. Это осознанная необходимость. И больницы ветшают, и оборудование надо покупать, и привлекать кадры, и целый комплекс других проблем, которые связаны со здравоохранением.

- В сфере образования сейчас тоже есть необходимость поддерживать уровень зарплат на уровне средней по региону. Это тоже большие цифры.

- Это решенный вопрос. Надо сказать, что те указы президента, которые он сформулировал в мае при вступлении в должность, мы серьезно подошли к решению этого вопроса, прикинули объем средств, которые нам необходимо потратить, для того чтобы выполнить в данном случае 600-й, по-моему, указ президента, который касается социальных выплат и повышения заработной платы. Нам необходимо инвестировать в этом направлении порядка 70 млрд рублей. Они расписаны по годам до 2017-го или 2018-го года, там разные категории, в разное время мы должны достичь. Но уже сегодня заработная плата учителя несколько превышает среднюю заработную плату по Сахалинской области.

- Какой размер примерно?

- От 45 до 50 тыс. рублей заработная плата учителя. Мы серьезно подошли к решению проблемы обеспечения детей от 3 до 7 лет местами в детских садах. Была поставлена задача, была написана специальная программа, она стоит 12 млрд рублей. В следующем году – я надеюсь, к концу следующего года (и надеюсь, и цель такая поставлена) – мы решим эту проблему, и дети от 3 до 7 лет местами будут обеспечены. Сегодня есть перспектива, четкое видение, как мы будем продвигаться в решении тех задач, которые поставил президент.

- Александр Владимирович, а где вы деньги на это берете? Нефть?

- В основном, конечно, нефть и газ.

- Т.е. зависимость серьезная от сырьевого рынка?

- Что тут скрывать? Сегодня Сахалин – это, конечно, сырьевой регион, на 80% бюджет, или объем производства, валовый региональный продукт на 80% формируется за счет нефти и газа. Если говорить о налоговых отчислениях, то это более 60% дохода от нефти и газа в консолидированном бюджете Сахалинской области. Но надо сказать, что мы очень активно работаем над переработкой, над добавленной стоимостью, которая, как мы полагаем, должна оставаться в Сахалинской области, в том числе переработка нефти и газа. И вот за последние годы опережающими темпами у нас идет переработка, у нас идут обрабатывающие отрасли. Рост в этих отраслях опережает рост промпроизводства в добывающих отраслях. Это хорошая тенденция, это хорошая динамика. Но если говорить о вале, то, конечно, бюджет Сахалинской области еще долго будет зависеть от добычи нефти и газа. Это хорошо, с одной стороны. Но я уже говорил, что мы работаем над переработкой. И сегодня мы будем, я надеюсь, подписывать соглашения, которые дадут дополнительный импульс для развития перерабатывающих отраслей в нефтегазовой промышленности на Сахалине.

- Спасибо большое. Александр Владимирович Хорошавин - губернатор Сахалинской области. Я надеюсь, не последняя наша встреча. Ждем вас в Москве на более широкое интервью.

- Спасибо вам, Алексей. Пригласите – приду.

- Обязательно.

«Эхо Москвы»

Беседовал А. Соломин

Версия для печати