прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
20 июня 2008

Владимир Артяков:

Плюсы и минусы «варяга»

Губернатор Самарской области Владимир Артяков считает, что уровень жизни в его регионе сопоставим со столичным.

Плюсы и минусы «варяга»

– Владимир Владимирович, вот уже почти год, как вы – губернатор Самарской области, одного из ключевых регионов России. Как вам, москвичу, в Самаре?

– Период моей адаптации к региону закончился еще в Тольятти. В качестве руководителя АвтоВАЗа, а затем и депутата самарской Думы я имел возможность достаточно глубоко изучить социально-экономическую ситуацию и проблемы региона, его конкурентные преимущества. Потому на момент назначения губернатором был, как говорится, в теме. Все это время во мне крепло убеждение, что Самарская область – регион с большим потенциалом. И масштаб решаемых в области задач сегодня соответствует тем показателям развития, которые обозначены в наших стратегических планах до 2020 года. Что же до вашего вопроса, то живется и работается в Самаре нормально. Уже считаю себя самарцем.

– «Варяг» в качестве руководителя области имеет больше плюсов или минусов?

– Наверное, тут нет единого рецепта. Местному населению, может быть, на эмоциональном уровне ближе тот, кто родился и вырос в регионе. Но ведь в конечном итоге доверие завоевывается реальными делами. И я считаю, некий кредит доверия от жителей Самарской области мы получили и должны его оправдать.

– Мы – это кто?

– Я имею в виду себя как губернатора и наше областное правительство. Не справимся – грош нам всем цена. Но мы оправдаем оказанное нам доверие, в этом у меня просто нет сомнений.

– Кого в вашей команде больше – москвичей или местных?

– Ну, москвичей в такую активно развивающуюся область много не привезешь. Здесь и своих кадров хватает, причем высокопрофессиональных.

– И какой после назначения вы нашли область?

– Конечно, проблемы есть, как, наверное, и в любом регионе. Хотя деятельность прежнего руководства комментировать не хочу, считаю это неэтичным.

– Вам не скучно в провинции?

– Самара – это не провинция.

– В Москве многие считают провинцией все, что за МКАД, даже, прости господи, Питер.

– Наверное, удел москвичей так считать. Не исключаю, что они имеют на это право, потому что столица есть столица. Но я убежден: в Приволжском федеральном округе наш регион – один из ведущих по многим позициям, и провинцией я бы его не называл ни в коем случае. И не потому, что я губернатор. Посмотрите на уровень жизни людей, ее качество. Какие строятся дома, коттеджи, на каких автомобилях здесь ездят, какая у нас культурная жизнь. Конечно, Москва и Санкт-Петербург – это исторически сложившиеся лидеры. Но то, что Самара – самобытный город и по ряду позиций может дать фору обеим столицам – на мой взгляд, сомнению не подлежит.

– Фору в чем?

– И по уровню развития науки, высшего образования, и по решению молодежных проблем. Студенчество у нас очень прогрессивное, активное, я много раз бывал в наших университетах и все это видел. Политическая жизнь опять же у нас тут кипит вовсю, как в столицах.

– Как вы расцениваете сегодняшнее состояние области?

– После прошедших выборов в Госдуму и Президенты России я бы назвал его стабильным. Прежде всего нам удалось объединить людей вокруг социально-экономического курса, провозглашенного руководством страны и партией «Единая Россия». Хотя, конечно, были элементы сепаратизма, попыток расшатывания ситуации, но в итоге мы смогли консолидировать общество для решения самых насущных проблем области. Это еще один кредит доверия, который мы должны оправдать.

Кое-что уже сделано. Так, к примеру, мы приняли трехлетний бюджет. По 2008 году мы сориентированы с плюсом в миллиард рублей, плюсом к тем социальным программам, которые уже были запланированы. То есть мы перекроили расходную часть бюджета, сделав его четко социально ориентированным. Ведь вложения в человека – это сегодня главные инвестиции. Если мы не обеспечим людям качественную жизнь, то для кого все это?

Увеличиваем наш бюджетный портфель на 10 млрд к 2010 году. Это как раз тот инвестиционный ресурс, который можно вкладывать в экономику области и направлять на социальные нужды. У нас есть и стратегия развития региона на ближайшие 12 лет, где расписано, по каким направлениям будет развиваться область.

Прежде всего мы будем активно развивать свою кластерную политику. Я имею в виду аэрокосмический, автомобильный и нефтехимический кластеры. Кроме того, Самарский регион находится на известном маршруте так называемого Шелкового пути Восток – Запад. И мы собираемся создать в регионе мощный логистический комплекс. А это перевалка и обработка грузов, транспортные услуги. Проект уже начал реализовываться. Мы имеем замечательную водную артерию, нет проблем с железнодорожным транспортом, ведь штаб-квартира Куйбышевской железной дороги находится в Самаре. Очень интенсивно развивается международный аэропорт Курумоч – единственный в Приволжском федеральном округе, включенный в федеральную систему авиахабов. Мы летаем по всей стране и за рубеж. И у нас основная транспортная артерия Москва – Челябинск, связующая Восток с Западом, по которой проходит свыше 60 тысяч автомобилей в сутки.

Весь мир сегодня строит на этом серьезный бизнес. Пройдет немного времени, Россия войдет в ВТО, и такая транспортная артерия будет востребована.

В общем, сегодня область открыта, и каждый инвестор, который хочет работать в нашем интенсивно развивающемся регионе, может прийти к нам и начинать самореализовываться. И таких примеров уже немало. Так, у нас запущены новые производственные линии на таких предприятиях, как «Куйбышевазот», «Таркетт», «Энерготехмаш», «Самарский резервуарный завод», в филиале пивоваренной компании «Балтика». В Самаре открылись новый торгово-развлекательный комплекс «Космопорт», гостиница «Холидей Инн Самара». Совместно с американской компанией построен завод по производству керамических блоков. В сельскохозяйственном секторе у нас в качестве долгосрочного инвестора уже работает «Группа Черкизово».

В итоге в прошлом году в Самарской области отмечены рекордные, самые высокие с 2000 года темпы роста инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал составил около 130 млрд рублей.

– А что вам пока не удалось сделать?

– Увы, немало. Ведь за такой короткий период большой результативности добиться невозможно даже теоретически. Возьмем, к примеру, агропромышленный комплекс. Облетев несколько районов на вертолете, я увидел неприглядную картину – необработанные поля, заброшенные земли. На начало этого года у нас было 1 миллион 100 тысяч гектаров таких земель. Это примерно 30% от общей площади сельхозугодий! Мы поставили задачу ввести их в оборот. Работа идет активно, практически половина этих земель уже распахана. Но еще очень многое предстоит сделать. Мы должны добиться, чтобы в области не осталось ни одного пустующего клочка плодородной земли.

Другая проблема. У нас, за редким исключением, почти нет современных животноводческих ферм. Чтобы переломить ситуацию, мы утвердили концепцию развития сельского хозяйства на пять лет вперед. На ее основе будет принята областная целевая программа с объемом финансирования почти 40 млрд рублей, которая позволит поднять наше животноводство и сельское хозяйство в целом на новый качественный уровень. Так что определенный задел на будущее сделан.

Еще один вопрос – развитие малого и среднего бизнеса. Мы активизируем работу в этом направлении. В областном правительстве прошло совещание о мерах по реализации государственной политики в этой сфере, создается совет по развитию малого и среднего предпринимательства, состоялась конференция по финансовой поддержке малого бизнеса. В ближайшее время планируем принять областную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области», рассчитанную на восемь лет.

Ну и, конечно, несмотря на значительный рост инвестиций, мы по-прежнему не удовлетворены тем, как идут к нам инвесторы. Хотим, чтобы их было больше. С этой целью областным правительством принята концепция создания Корпорации развития Самарской области. Это форма государственно-частного партнерства. То есть будет создано акционерное общество с долей Самарской области в уставном капитале. Корпорация сосредоточит внимание на реализации крупных проектов, которые станут «точками роста» экономики губернии. Кстати, по этому же пути идут и другие регионы.

– Но ведь некоторые политологи и даже депутаты Госдумы утверждают, что в области будет создаваться госкорпорация.

– Порой просто диву даешься, какая путаница происходит в головах тех, кто берется «квалифицированно» рассуждать на эту тему. Хочу подчеркнуть: российское законодательство предусматривает право учреждения государственных корпораций исключительно на федеральном уровне и только на основании специального федерального закона. Понятно, что такие корпорации создаются под конкретные задачи в интересах всего государства. У нас же задача – привлечь инвестиции в регион. Именно с этой целью мы используем такую организационно-правовую форму, как акционерное общество. ОАО «Корпорация развития Самарской области – это цивилизованный инструмент объединения усилий и ресурсов государства и инвесторов для решения задач социально-экономического развития региона.

Кстати, вопросы инвестиций мы как раз хотим обсудить и на втором межрегиональном экономическом форуме по кластерной политике, который пройдет с 3 по 6 июля в Самарской области в «Волжском утесе». Его основная цель – выработка шагов по внедрению кластерного подхода в развитии экономики как отдельных регионов, так и в целом России.

– В прошлом году в Самарской области активизировалось строительство дорог. А кто все это финансирует?

– У нас несколько источников. Во-первых, здорово помогла «Единая Россия». Благодаря инициативе партии для таких городов, как наша Самара, где более миллиона населения, поступили средства из федерального бюджета.

К сожалению, Самарская область в российском рейтинге по объему ежегодно выполняемых дорожных работ находится где-то на 35-40-м месте. На мой взгляд, это никуда не годится, потому что регион-донор имеет все возможности интенсивно развивать эту отрасль. Сегодня мы направили на строительство дорог дополнительные средства. Кроме того, приняли решение, что 95 процентов дотаций территориям на строительство и ремонт дорог правительство области берет на себя, и лишь 5 процентов – муниципальные образования. Но в значительной степени надеемся на федеральный бюджет, поскольку понимаем, что без поддержки федеральных структур, в том числе минтранса, эффекта не добьемся.

– Вы неоднократно заявляли, что у области большое отставание по вводу жилья. Сейчас в основном строятся дома, квартиры в которых простым людям не по карману. Как думаете решать эту проблему у себя?

– В том, что касается стоимости жилья, мы, к сожалению, не отстаем от общероссийских тенденций. Но по вводу его в эксплуатацию – к концу 2007 года все же был сделан значительный рывок. Мы ввели 1300 тысяч квадратных метров, хотя перспективы были 900 тысяч. И все равно для области это недопустимо маленькая цифра.

В этом году задача не только 1300 тысяч подтвердить, но и превысить эту цифру. Кроме того, пересматриваем возможности ипотеки. Вы правы, сегодня купить с рынка жилье может позволить себе далеко не каждый. Поэтому разрабатываем программу под условным названием «Социальное жилье». Намерены привлекать как инвесторов, которые строят в регионе, так и средства бюджета. И эти деньги пойдут на строительство домов для малообеспеченных и нуждающихся.

Но бесплатно ведь сегодня ничего нельзя сделать. За счет собственных бюджетных средств и средств, которые привлечем из центра, мы хотим сделать ипотеку максимально доступной именно для категории социального жилья, которое быстро строится. И дать возможность населению получить эту льготную ипотеку.

Программа разрабатывается, она очень сложная. Но задача поставлена, наше министерство экономики над ней работает, и, я полагаю, в ближайшее время эта программа будет нами принята.

– А какие у области перспективы по поводу улучшения ситуации в ЖКХ?

– Надо четко понимать: только на региональном уровне этот вопрос не решить. Мы возлагаем большие надежды на министерство регионального развития и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, где сосредоточены основные средства на реформу ЖКХ.

Ведь система ЖКХ затрагивает не только отдельно стоящий дом или квартиру, нужны структурные преобразования. Важен вопрос и с ветхим жильем, которого в области немало. И здесь надо определиться: либо мы вкладываем деньги в жилье, которое все равно разрушится через пять-десять лет, а пока остается его минимально поддерживать, либо давайте все это сносить и вкладывать деньги в новое строительство. Сегодня мы такие консультации с министерством проводим, но это новая, в том числе и для них, задача. Потому решение этого вопроса, по-видимому, быстрым не будет.

У нас, например, есть территории, где котельные отапливаются не газом, а сырой нефтью. Это технология 40-х годов! Представьте себе объем предстоящей работы.

Проблем колоссальное количество. Мы от них не отгораживаемся. И хотя пока, грубо говоря, занимаемся латанием дыр, все-таки параллельно вырабатываем стратегию. Должен быть системный подход. Убежден, что к решению проблем ЖКХ надо привлекать больше частных компаний, создавая на конкурентной основе наиболее эффективные службы управления жилищно-коммунальным хозяйством наших городов и поселков. Административным методом этого добиться сложно.

– Цены на продукты сегодня растут во всем мире, говорят даже, что это может стать причиной войн. И Россия здесь, как и Самарская область, не исключение. Остановить рост цен вряд ли удастся, а как-то облегчить участь людей можно?

– На кошельке среднеобеспеченного человека подорожание того же молока на рубль или хотя бы на 50 копеек особо не скажется. А вот для тех, кто ограничен в средствах – для пенсионеров, малообеспеченных, семей с большим числом детей или потерявших кормильцев, – это весьма ощутимо. Потому нами приняты меры по поддержке этой категории населения. Социально значимые продукты мы выделили в отдельный пакет. Это недорогие хлеб, молоко, творог и еще кое-какие продукты, производителей которых мы в счет погашения их упущенной выгоды и прибыли продотировали.

Но этого недостаточно. За счет собственного производства мы покрываем потребности области в животноводческой продукции только на 50 процентов, остальное завозим извне. При возможностях, которые есть у нас в регионе, мы просто не можем мириться с таким положением дел. Необходимо, как я уже говорил, поднимать сельское хозяйство в целом. Без этого с ростом цен не справиться.

Чтобы стимулировать развитие отрасли, мы ввели систему дотаций, что позволило замедлить темпы сокращения поголовья крупного рогатого скота и увеличить производство свинины. Дотируем также птицеводство и, чего не было раньше, производство молока.

Если говорить о продовольственной безопасности, у нас есть мысль создать в регионе некий продовольственный резерв, чтобы можно было осуществлять зерновые интервенции на внутренний рынок и сдерживать цены. Но идея госрегулирования рынка внутри одного региона не бесспорная, все это может привести и к перекосам. Скажем, мы будем получать дешевое зерно, которое потом пойдет в другой регион. Поэтому к решению данной проблемы надо подходить крайне осторожно.

– Ну и про оборонку. У вас в области масса стратегических предприятий – от двигателе – и самолетостроительных до космических. Что там сегодня происходит?

– Если по узкоотраслевому признаку, то можно выделить три основные проблемы оборонного комплекса. Прежде всего это город Чапаевск, где издавна сосредоточено наше основное боеприпасное производство. Это казенные предприятия, которые сегодня не могут выжить без помощи государства. Нестабильность же поступлений средств из федерального бюджета лихорадит ситуацию и на заводах, и в городе. Здесь мы в постоянном диалоге с минпромом, но вопрос сложный. И нам его не решить без правительства России. Либо заводы, на которых работает большая часть населения города, все же остаются казенными, и тогда их надо исправно финансировать, либо все-таки они приватизируются, после чего появляется возможность инвестирования. Людям нужна определенность, и нам в том числе.

Вторая проблема – двигателестроительные заводы, объединившиеся вокруг СНТК Кузнецова. Это «Моторостроитель», «Металлист» и прочие. Здесь мы надеемся, что образованная не так давно госкорпорация «Ростехнологии» создаст двигателестроительный холдинг и наши предприятия, войдя в него, получат новые возможности. Уже есть решение президента включить их в этот холдинг и, я думаю, здесь хорошие перспективы.

И третье. Есть у нас одно из ведущих предприятий – самарский авиазавод «Авиакор». До недавних пор он выпускал Ту-154, но сейчас, поскольку заказов нет, он переориентируется на самолеты семейства АНов. Ведутся переговоры с Украиной. Владелец «Авиакора» – известный бизнесмен Олег Дерипаска, и есть надежда, что все-таки он вопрос загрузки завода решит. Мы ему всячески помогаем. Недавно, к примеру, пролонгировали кредит на производство новых моделей самолетов. Но владелец тоже не может оставаться в стороне, он должен чувствовать свою ответственность за развитие производства.

Понимание есть. Потому и работаем плечом к плечу. А остальные наши предприятия ВПК чувствуют себя более или менее нормально. Завод «Прогресс», к примеру, выпускающий ракетоносители «Союз», обеспечен заказами из Роскосмоса на несколько лет вперед. Как и ряд других.

– Вы около двух лет руководили АвтоВАЗом – крупнейшим налогоплательщиком области. Как оцениваете нынешнее состояние завода?

– Сегодня завод на подъеме. Начало 2007 года было для него сложным, но ряд мероприятий, которые мы провели, позволил заметно улучшить ситуацию. Мы оптимизировали производственные процессы, сократили издержки. Главное – нам удалось позиционировать модельный ряд в соответствии с требованиями рынка. Теперь покупатель может выбрать автомобиль в зависимости от набора опций и цены. Такого раньше не было.

Ну и, конечно же, серьезный импульс к дальнейшему развитию предприятия дало создание альянса с «Рено». Думаю, в дальнейшем это позволит заводу совершить технологический прорыв. И рынок, кстати, воспринял это правильно. Сегодня перед АвтоВАЗом открылись новые перспективы, о которых раньше и не мечтали. Это качественно новый уровень. Но оценить его мы сможем, может, через пару лет.

– Каковы, по-вашему, варианты развития ситуации на заводе?

– А вариант один, и у него есть конкретный сценарий. Ведь АвтоВАЗ – это единственный в российском автопроме устоявшийся бренд, который знают во всем мире. И когда компания «Рено» входила на завод, одним из условий было сохранение бренда «Лада». Причем задача ставилась не только сохранить его, но и активизировать работу по его продвижению. И наши партнеры в «Рено» с этим согласились. Потому сегодня все взаимоотношения на заводе и в технологическом, и в коммерческом плане будут строиться исходя из трех постулатов. Это сохранение бренда, рост числа продаваемых автомобилей и привнесение новых технологий «Рено» в бренд «Лада».

– То есть «Рено» не поглотит АвтоВАЗ?

– Ни в коем случае. Когда два года назад мы только начинали переговоры, одним из моих первых условий было как раз это: не поглощение, а именно альянс.

Кроме того, мы с «Рено» договорились: будем развивать компонентное производство. У нас достаточно серьезные профессиональные кадры именно в рабочей среде. На АвтоВАЗе сохранился уникальный рабочий костяк, который болеет за завод, для них это больше чем просто рабочее место. Мало где такое сохранилось. И это надо ценить.

Личное

– Чем занимаетесь в свободное время?

– К сожалению, свободное время для меня понятие относительное. По возможности стараюсь регулярно заниматься спортом, плаваю в бассейне. Еще очень люблю русскую баню, попариться с веником раз в неделю для меня – обязательное условие. Иногда с женой выбираемся в театр.

– Болеете за «Крылья Советов»?

– Конечно!

– Перед тем как «Ростехнологии» взяли их под свою опеку, дела в команде были совсем плохи. А как они обстоят сейчас?

– Проблемы достигли пика в конце сезона 2007 года,

команда была уже на грани вылета из премьер-лиги. Но мы предприняли ряд организационных и финансовых мер. Чтобы помочь ей, договорились с «Ростехнологиями», что они станут генеральным партнером клуба. Пришли новые игроки, тренеры. И сегодня «Крылья» на подъеме – и морально, и физически. Первую половину чемпионата мы завершили на шестом месте. Сейчас, на мой взгляд, надо дать «Крыльям» возможность уверенно ощущать себя командой как минимум – выше середины турнирной таблицы. А дальше нацелимся и на еврокубки.

– А как с хоккеем?

– «Лада» – это вазовская команда со своей историей и традициями. Там тоже были проблемы – и с тренерским составом, и с игроками. Мы возлагаем особые надежды на детско-юношескую спортивную школу при команде, где занимаются больше 600 мальчишек. Для них это образ жизни, да и родители довольны.

Думаю, при поддержке АвтоВАЗа у «Лады» есть все шансы стать лидером. Достаточно сказать, что недавно защитник команды Дмитрий Воробьев, пришедший в «Ладу» именно из этих мальчишек, в составе сборной России завоевал «золото» чемпионата мира. Так что потенциал есть.

– А супруга ваша болеет за самарские команды?

– Да, вместе со мной. И хотя на матчи не ходит, мы вместе радуемся победам наших команд.

– Семью оставили в Москве?

– Жена живет со мной в Самаре. Сын уже взрослый, получает в Москве второе образование. И семья его там, жена тоже учится, у них сын растет, мой внук. А дальше жизнь покажет, как они решат строить свои карьеры.

– И последний вопрос. Какой вы видите губернию в ближайшей перспективе?

– То, что мы начали в Самарской области, теперь просто обязаны довести до конца. А главное – мы должны оправдать надежды людей, которые поверили в нашу команду, поверили в то, что их жизнь станет лучше. Уверен, все у нас получится.

Игорь Черняк.

«Российская Газета» от 20 июня 2008 г.

Версия для печати