Ольга Свиблова:
«Человек без культуры – это животное»
Развивать «стратегическое видение» и чутье на творческих людей предлагает российским губернаторам член Общественной палаты РФ, директор московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. В интервью «Клубу Регионов» она подчеркнула, что в стране должно быть много культурных столиц и задача глав регионов эти столицы создавать. Также, по ее мнению, губернатору необязательно разбираться во всех тонкостях современного искусства, его задача - помогать тем, кто это искусство создает.
«Клуб Регионов»: Можно ли сегодня говорить о феномене «московской культуры», которая не всегда понятна в российской глубинке?
Ольга Свиблова: Можно, конечно. Точно так же можно говорить о феномене нью-йоркской культуры, которая не всегда понятна в американской глубинке, или парижской культуры. Так было всегда. Культура всегда развивалась в каких-то отдельных точках роста и потом транслировалась в окружающее пространство. Не надо думать, что работы Микеланджело или Леонардо были понятны любому итальянскому крестьянину.
«Клуб Регионов»: Россия – это синтез сотен культур, кто их сегодня может сохранить - федеральная власть или губернаторы на местах?
Ольга Свиблова: Это дурная привычка - думать, что все зависит от власти царя, президента, губернатора. Привычка, которая не может привести ни к чему хорошему. Власть должна создавать условия для саморазвития на местах. Художественную культуру развивают деятели культуры. Вот им и нужна поддержка власти. Если вспомнить историю, то русские передвижники, которые сегодня наиболее понятны людям, тоже не создавали свои работы просто так. У них были заказчики - Третьяков, например. Если взять роскошную коллекцию Пушкинского музея, то ее основы были заложены Александром III. Это была личная коллекция царя. Какой бы музей мира мы ни взяли, Лувра не было бы без Наполеона! Разумеется, потом музей развивается при поддержке министерства культуры, разумеется, но развивается он деятелями культуры. Президент Франции не развивает Лувр лично, он полагается на мнения специалистов. Это цивилизованная модель, и поэтому разговоры о том, что власть что-то должна развивать, не верны. Власть должна не мешать и поддерживать. Вот это – функция государства, во всех сферах жизни. Власть не может развивать науку, она может сделать ее приоритетом, но развивать науку все равно будут ученые.
«Клуб Регионов»: Сегодня за признанием и развитием художники едут в Москву, наступит когда-нибудь ситуация, что самореализация для человека искусства будет возможна и в провинции?
Ольга Свиблова: Можно что угодно решить на бумаге и создать какие угодно модели, но ситуация, когда крупные художники тянутся в центр, всегда остается неизменной. Другой вопрос: культурных столиц в стране должно быть много. Это сменяемые процессы централизации и децентрализации не только искусства, но и жизни вообще. В Российской империи культура была децентрализирована. Казань, Самара, Харьков и многие другие города были центрами культуры и науки. В СССР, в силу ряда обстоятельств, многое было централизировано. Именно советская власть, декларируя самобытность и своеобразие каждого региона, привела к нивелировке и централизации культуры. Хотя культура стремится к децентрализации. В той же Германии культурная жизнь кипит в очень многих городах, и это никак не связано с официальной столицей государства. В городе Катель с полумиллионом жителей есть потрясающий музей современного искусства. Это ростковый слой культуры! Малюсенький городок Винтертур в Швейцарии обладает фантастическими музейными коллекциями.
Но нельзя запретить художнику из провинции пробовать свои силы в Москве или Петербурге, ведь потом они выходят на крупнейшие выставочные площадки всего мира. Но это никак не отменяет культуры или огромных музейных институций в провинциальных городах. Закладывают культурную традицию конкретные люди. Мы заложили традицию фотографической весны в Москве, сделали в 96-м году бьеннале, и сегодня Москву называют фотографической столицей мира. В Красноярске есть замечательное бьеннале современного искусства. В Перми появился фестиваль «Белые ночи», и местная власть поддержала фестиваль, выполнила свою задачу.
Художник - это человек мира, мир сегодня открытый и глобализованный. И первыми ласточками глобализации всегда были художники, поэты, музыканты. Они никогда не замыкались в своем локальном контексте. Культура тем и интересна, что транслирует общечеловеческие ценности. Когда мир будет охотиться за нашими художниками, можно будет сказать, что с культурой в России все в порядке. А сегодня мы платим за семьдесят лет изоляции, и не надо махать шашками – это факт. Надо скрупулезно и очень качественно работать, и тогда у людей будет представление о России не только как о стране, в которой до революции были Чехов, Толстой, Достоевский. Как сегодня судят об Америке как о стране мирового поп-арта, минимализма. Культура сегодня – это первая форма дипломатии. Культура – это явление общечеловеческое, но ее национальная специфика чрезвычайно важна.
Если мы говорим о российских регионах, то, повторюсь, ничего страшного в том, что художники, добившиеся успеха у себя, едут в Москву, нет.
«Клуб Регионов»: В Москве художники из провинции интересны? Они могут рассчитывать на помощь с Вашей стороны в организации выставок, например?
Ольга Свиблова: Мы очень много выставляем художников из регионов - из Екатеринбурга, Перми, из других городов. Но все равно важно, чтобы в регионах были свои культурные центры. Если будут, то, кстати, людям возможно и не захочется уезжать из регионов. Ведь одна из причин миграции – это культурный вакуум. Ведь человеку кроме колбасы нужен и культурный досуг. Мы живем в реалиях современного мира, у человека есть досуг, и он должен быть обеспечен. И человек должен иметь возможность культурной самореализации на досуге, хоть в форме самодеятельности. Ведь и «Битлз» - это была самодеятельная группа из провинции, просто и в провинции у человека возникает потребность в эмоциональном самовыражении. И наш российский рок, как культурное явление, тоже зарождался в провинции.
«Клуб Регионов»: Есть такое понятие – культурная традиция, как ее сохранять и создавать условия для развития этой традиции?
Ольга Свиблова: Чтобы человек мог связать искусство полувековой давности и современное искусство, он должен иметь представление о преемственности. Нужны центры современного искусства, в которых и взрослые, и дети могли бы получить представление о том, куда развивается искусство. В той же Франции или Италии это обязательная часть школьного обучения. Наши учителя тоже когда-то водили детей в музеи, по доброй воле, но сегодня этой воли нет, потому что за нее не платят. А ведь это систематическая работа по связи образования и художественной культуры. У искусства есть развивающийся слой, ростковый, и его нужно популяризировать, делать общедоступным, он и будет работать на будущее. Но чтобы его понять, нужны базисные знания, вот их и нужно делать доступными для каждого человека.
Ну, а развитие очагов культуры – это возможность сделать жизнь человека наполненной смыслами. Культура – это главный носитель смыслов, а работа в этой сфере является ненасыщаемой потребностью. Если в селе есть клуб, а в нем культурные события, то молодежь там останется с большей охотой, чем если просто повысят ей заработную плату.
Кстати и еще один миф, что у нас люди не ходят в музеи. У нашего музея посещаемость под сорок тысяч в месяц, и это с учетом того, что мы не бренд, нам всего шестнадцать лет. И в провинции люди ходят в музеи и на выставки. Мы делали выставку в Перми, на которую в течение двух месяцев пришли более семидесяти тысяч посетителей. Люди голосуют за искусство купленными билетами.
«Клуб Регионов»: В чем, на Ваш взгляд, главная ценность культуры? Почему она не менее важна, чем экономика и политика?
Ольга Свиблова: Культура учит человека принимать решения. Учит смыслам, учит достоинству. И еще культура учит человека персональной ответственности. Ответственности, и тогда не надо вмешательства президента, чтобы построить детсад или провести газопровод.
«Клуб Регионов»: Но культура тоже требует расходов?
Ольга Свиблова: Деньги, конечно, важны. Культура – это производство. И еще это способ вырастить людей, а кадры решают все. Ведь и образование ничто без культуры. Гитлеровская армия была самой образованной армией мира… Мораль и ценности создает культура. Ведь и человек без культуры - это просто животное. Культура – это важнейший фактор выживания человеческой цивилизации. А культура умирает, если не развивается. Нельзя законсервировать культуру на каком-то уровне. Культура девятнадцатого века нам помогает сегодня, служит фундаментом для развития. Когда-то прялку создавали для того, чтобы прясть, а сегодня она произведение искусства. И мы можем показать эту прялку так, что в ней будет море смыслов.
«Клуб Регионов»: Вам было бы интересно создать фотогалерею российских губернаторов?
Ольга Свиблова: Галерея губернаторов – это дурная идея. Сегодня во многих регионах даже выставочных площадок нет. Вот мы думаем, как работать с Магнитогорском. Там одна замечательная магнитогорская галерея, но ее явно недостаточно. Ну, не может быть в почти миллионом Магнитогорске всего одна галерея! Губернатор должен думать, чтобы у него в регионе культура бурлила! Просто распоряжением – давайте развивать искусство – ничего не сделаешь! Появляется горстка людей – подвижников, вот на них губернатор и должен делать ставку, помогать им.
«Клуб Регионов»: А это важно, чтобы губернатор сам был высококультурным человеком?
Ольга Свиблова: Нет. Губернатор должен быть хорошим функционером, а хороший функционер – это великий человек. Хороший функционер – это такая же редкость, как хороший художник или писатель. У губернатора должно быть стратегическое видение, как должен развиваться его регион. Не надо требовать от губернатора фундаментальных познаний в искусстве. Задача губернатора – это находить и опираться на профессионалов, хоть в экономике, хоть в искусстве. У него должно быть чутье на людей. А вот распоряжаться, какие спектакли ставить и какую музыку играть, - это не задача губернатора.
С Ольгой Свибловой беседовал Сергей Прудников