Неверов:  наши коллеги могут сосредоточиться на ведении избирательной кампании, а не только на поиске спонсоров у себя в регионе
19 декабря 2011

Владимир Меньшов:

«В новом формате региональный кинематограф в России мог бы возродиться уже сегодня»

Фото: gazeta.ru

Режиссер Владимир Меньшов в беседе с корреспондентом «Клуба Регионов» рассуждает о том, что необходимо для возрождения регионального кинематографа в России. О том, зачем отечественному киноискусству поддержка государства и еще о том, какие фильмы хочет смотреть зритель и чем недоволен избиратель.

«Клуб Регионов»: Свердловская, Одесская, Ленфильм, Ялтинская киностудии, и этот список можно продолжать – все эти фабрики кино производили качественный продукт, в провинции формировались своеобразные художественные стили, открывались новые имена. По известным причинам в 90-е гг. провинциальное кинопроизводство остановилось. На ваш взгляд, реально сегодня возродить региональный кинематограф и какую роль в этом могут сыграть губернаторы?

Владимир Меньшов: Это проблема не сегодняшнего дня. Но, в принципе, это возможно. И хотя кино – это дорогой продукт и не всякий региональный бюджет его потянет, но ведь и технологии не стоят на месте. На цифровую технику можно снимать малобюджетные, но, тем не менее, хорошие картины. Вот в этом жанре, пожалуй, региональный кинематограф мог бы в России возродиться уже сегодня. Без претензий на какой-то размах! Но, повторюсь, и такое кино нуждается в поддержке государства, пусть и на местном уровне. Но, надеюсь, в таком формате в любом городе, области, республике России свое кино снова появится.

В свое время людьми, которые отвечали за кинематограф, были совершены очень серьезные ошибки. Мы начали их совершать еще на заре перестройки и продолжаем совершать сегодня. Мы уповали и уповаем на рынок – это иллюзия, что рынок все расставит на места. Выживут, дескать, сильнейшие. Но складывается впечатление, что этот капитализм из учебника остался только в России, в остальном мире его давно нет. Все давно и серьезно лоббируют интересы собственного кинематографа. политика протекционизма по отношению к своей кинопродукции, в той же Америке, огромна. У нас такая практика, увы, не применяется. С другой стороны, в 90-е гг. мы произвели столько плохих картин, что потеряли зрителя, отучили его ходить на наши фильмы. Есть целая категория русских… русскоязычных зрителей, которая принципиально не ходит на российское кино. Но и из этого печального правила есть радостные исключения. Есть очень достойные российские фильмы, которые побеждали в честной борьбе и становились рекордсменами нашего проката. Пока есть такие фильмы и такие режиссеры, есть и надежда что из этой ямы мы наконец выберемся. Но поддержка государства отечественному кинематографу необходима.

«Клуб Регионов»: Кино - серьезный идеологический инструмент, превращающий страну в единое культурное пространство. Что нужно, чтобы вернуть интерес зрителей к нашему кино? Промоушен, запрет на иностранное кино, талант своих кинематографистов?

Владимир Меньшов: Талант, конечно, главный секрет. И появляются интересные фильмы. Но здесь много нюансов. Вот, например, Тимур Бекмамбетов, наш режиссер очень успешных фильмов «Ночной» и «Дневной дозоры», сегодня работает в Голливуде… К сожалению, Голливуд всегда привлекает талантливых режиссеров, в какой бы стране они ни жили. Просто перетаскивают к себе. И тот же Бекмамбетов уже снял на «фабрике грез» одну картину «Особо опасен», теперь снимает еще одно кино - «Авраам Линкольн – охотник на вампиров», кажется… Собственно, этим и объясняется такой стабильный успех Голливуда. Таланты просто перекупаются задорого…

«Клуб Регионов»: Возможно, этим и объясняется тот факт, что награда именно Американской киноакадемии стала самой престижной в мире. Сергей Бондарчук, вы - Владимир Меньшов и Никита Михалков – наши «оскароносцы», кто-нибудь сегодня на постсоветском пространстве может претендовать на подобное признание?

Владимир Меньшов: Это невозможно просчитать или предсказать. Кстати, то, что моя картина «Москва слезам не верит» вообще номинировалась на «Оскар», было для меня весьма странным. И мы все полагали, что никаких шансов у этого кино нет. А получили «Оскара»… Вот то, что награду американских киноакадемиков получит «Война и Мир» Бондарчука, можно было хоть как-то предположить. И фильм Михалкова «Утомленные солнцем» был как-то просчитан и сделан с прицелом на награду. Но свой фильм я к числу фаворитов никак не относил. Знаете, у этого «Оскара» столько составляющих, иногда меньше всего имеют значение художественные достоинства фильма. Политические игры вокруг этой награды имеют большое значение. Сегодня, по-моему, на «Оскар» пытаются представить картину «Ходорковский», и, знаете, шансы велики. Эта фамилия постоянно тиражируется западными СМИ, она на слуху, так же, как и фильм «Анна Политковская». Вот только по политическим мотивам картина может получить серьезную награду.

«Клуб Регионов»: Многие зрители сетуют, что на федеральных телеканалах позавчера «Бригада», вчера «Некст», сегодня «Мишка Япончик», и спрашивают, когда с экранов уйдет апологетика бандитов и наступит время кино о добром и вечном?

Владимир Меньшов: Есть такое явление: выходит добрая и хорошая картина, а зрителей нет! Знаете, публика в своих посылах бывает такая правильная: зачем мне «Мишка Япончик»? А переключает каналы с «доброго и вечного» на сериал про бандитов… Ну нет рейтинга у «доброго и вечного»! А руководству телеканалов надо привлечь рекламодателя – они с этого живут. Вот и получается некоторое расхождение деклараций и запросов. В том, что он смотрит, зритель виноват не менее, чем руководство телекомпаний. Руководители ловят настроение общества и занимаются этим серьезно. Они точно знают, чего вы хотите, а не чего вы говорите. Это как с выборами нынче. Все говорят о массовой нечестности, а привести конкретные примеры не могут. Им предлагают обращаться в суд, приводить доказательства, и вдруг оказывается, что примеров подтасовок-то очень немного, мало. А разговоров о том, что все нечестно и нехорошо – много. Власть-то, собственно, и предлагает разобраться и готова сотрудничать, разбирая каждый фактический случай фальсификации – этого тоже почему-то не надо… Хотя о правовом государстве твердят все.

«Клуб Регионов»: Это правда или такое режиссерское кокетство, что постановщик любит все свои картины одинаково?

Владимир Меньшов: Это абсолютная правда, что режиссер любит свои фильмы, как собственных детей, и говорить, что кого-то любишь особенно сильно, нельзя. С каждой картиной связан кусок жизни. Наиболее, может быть, профессионально сделанными своими картинами я считаю «Ширли-Мырли» и «Зависть Богов». Эти картины лично мне очень дороги, но вот такого слияния со зрителем, как у «Москва слезам не верит», у них не случилось. Может, еще и потому, что они были сделаны в 90-х, когда и кинематографа-то нашего не было, не было проката элементарно. Это «пиратство» было тотальное. А вот мой фильм «Любовь и голуби» вообще попал под каток борьбы с пьянством. Так и была картина обречена на «вторые» экраны. Правда, все равно это кино добралось до зрителей. Фильм разобрали на цитаты, и это мне ужасно приятно.

«Клуб Регионов»: Режиссер Меньшов на съемочной площадке – это диктатор или либерал? Он приказывает актерам или договаривается с ними?

Владимир Меньшов: Договаривается все-таки. Да и как приказывать Юрскому или Гурченко, или Михайлову, или Табакову?! На съемочной площадке должна быть свободная атмосфера, люди не должны чувствовать себя винтиками. Хотя вот на съемках приходилось стучать кулаком в адрес Ирины Муравьевой, но это эпизод. Есть, конечно, актеры молодые, но этим приходится не приказывать, а скорее показывать, что нужно сделать. Так было, например, в моем фильме «Розыгрыш». Там снимались ребята, которых мы взяли с улицы. Вот и пришлось мне прыгать перед ними, что-то показывать, а они повторяли за мной. И так бывает.

«Клуб Регионов»: Многие наши маститые актеры и режиссеры свое внеэкранное общение со зрителями или журналистами часто сводят к рассказыванию смешных историй, приключившихся с ними на съемочных площадках. Это такая особенность художественного мироощущения или просто нежелание обсуждать серьезные проблемы?

Владимир Меньшов: Знаете, у меня таких историй не накоплено. Да, есть актеры, которые свои выступления перед зрителями строят на таких историях. У кого там штаны спали… Со мной таких историй не приключалось. Хотя смеялись на съемочной площадке много, и в примету режиссерскую, что если смеются на съемках комедии, то в зале будут молчать, я не верю.

С Владимиром Меньшовым беседовал Сергей Прудников

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.