19 декабря 2011

Владимир Меньшов:

«В новом формате региональный кинематограф в России мог бы возродиться уже сегодня»

Режиссер Владимир Меньшов в беседе с корреспондентом «Клуба Регионов» рассуждает о том, что необходимо для возрождения регионального кинематографа в России. О том, зачем отечественному киноискусству поддержка государства и еще о том, какие фильмы хочет смотреть зритель и чем недоволен избиратель.

«Клуб Регионов»: Свердловская, Одесская, Ленфильм, Ялтинская киностудии, и этот список можно продолжать – все эти фабрики кино производили качественный продукт, в провинции формировались своеобразные художественные стили, открывались новые имена. По известным причинам в 90-е гг. провинциальное кинопроизводство остановилось. На ваш взгляд, реально сегодня возродить региональный кинематограф и какую роль в этом могут сыграть губернаторы?

Владимир Меньшов: Это проблема не сегодняшнего дня. Но, в принципе, это возможно. И хотя кино – это дорогой продукт и не всякий региональный бюджет его потянет, но ведь и технологии не стоят на месте. На цифровую технику можно снимать малобюджетные, но, тем не менее, хорошие картины. Вот в этом жанре, пожалуй, региональный кинематограф мог бы в России возродиться уже сегодня. Без претензий на какой-то размах! Но, повторюсь, и такое кино нуждается в поддержке государства, пусть и на местном уровне. Но, надеюсь, в таком формате в любом городе, области, республике России свое кино снова появится.

В свое время людьми, которые отвечали за кинематограф, были совершены очень серьезные ошибки. Мы начали их совершать еще на заре перестройки и продолжаем совершать сегодня. Мы уповали и уповаем на рынок – это иллюзия, что рынок все расставит на места. Выживут, дескать, сильнейшие. Но складывается впечатление, что этот капитализм из учебника остался только в России, в остальном мире его давно нет. Все давно и серьезно лоббируют интересы собственного кинематографа. политика протекционизма по отношению к своей кинопродукции, в той же Америке, огромна. У нас такая практика, увы, не применяется. С другой стороны, в 90-е гг. мы произвели столько плохих картин, что потеряли зрителя, отучили его ходить на наши фильмы. Есть целая категория русских… русскоязычных зрителей, которая принципиально не ходит на российское кино. Но и из этого печального правила есть радостные исключения. Есть очень достойные российские фильмы, которые побеждали в честной борьбе и становились рекордсменами нашего проката. Пока есть такие фильмы и такие режиссеры, есть и надежда что из этой ямы мы наконец выберемся. Но поддержка государства отечественному кинематографу необходима.

«Клуб Регионов»: Кино - серьезный идеологический инструмент, превращающий страну в единое культурное пространство. Что нужно, чтобы вернуть интерес зрителей к нашему кино? Промоушен, запрет на иностранное кино, талант своих кинематографистов?

Владимир Меньшов: Талант, конечно, главный секрет. И появляются интересные фильмы. Но здесь много нюансов. Вот, например, Тимур Бекмамбетов, наш режиссер очень успешных фильмов «Ночной» и «Дневной дозоры», сегодня работает в Голливуде… К сожалению, Голливуд всегда привлекает талантливых режиссеров, в какой бы стране они ни жили. Просто перетаскивают к себе. И тот же Бекмамбетов уже снял на «фабрике грез» одну картину «Особо опасен», теперь снимает еще одно кино - «Авраам Линкольн – охотник на вампиров», кажется… Собственно, этим и объясняется такой стабильный успех Голливуда. Таланты просто перекупаются задорого…

«Клуб Регионов»: Возможно, этим и объясняется тот факт, что награда именно Американской киноакадемии стала самой престижной в мире. Сергей Бондарчук, вы - Владимир Меньшов и Никита Михалков – наши «оскароносцы», кто-нибудь сегодня на постсоветском пространстве может претендовать на подобное признание?

Владимир Меньшов: Это невозможно просчитать или предсказать. Кстати, то, что моя картина «Москва слезам не верит» вообще номинировалась на «Оскар», было для меня весьма странным. И мы все полагали, что никаких шансов у этого кино нет. А получили «Оскара»… Вот то, что награду американских киноакадемиков получит «Война и Мир» Бондарчука, можно было хоть как-то предположить. И фильм Михалкова «Утомленные солнцем» был как-то просчитан и сделан с прицелом на награду. Но свой фильм я к числу фаворитов никак не относил. Знаете, у этого «Оскара» столько составляющих, иногда меньше всего имеют значение художественные достоинства фильма. Политические игры вокруг этой награды имеют большое значение. Сегодня, по-моему, на «Оскар» пытаются представить картину «Ходорковский», и, знаете, шансы велики. Эта фамилия постоянно тиражируется западными СМИ, она на слуху, так же, как и фильм «Анна Политковская». Вот только по политическим мотивам картина может получить серьезную награду.

«Клуб Регионов»: Многие зрители сетуют, что на федеральных телеканалах позавчера «Бригада», вчера «Некст», сегодня «Мишка Япончик», и спрашивают, когда с экранов уйдет апологетика бандитов и наступит время кино о добром и вечном?

Владимир Меньшов: Есть такое явление: выходит добрая и хорошая картина, а зрителей нет! Знаете, публика в своих посылах бывает такая правильная: зачем мне «Мишка Япончик»? А переключает каналы с «доброго и вечного» на сериал про бандитов… Ну нет рейтинга у «доброго и вечного»! А руководству телеканалов надо привлечь рекламодателя – они с этого живут. Вот и получается некоторое расхождение деклараций и запросов. В том, что он смотрит, зритель виноват не менее, чем руководство телекомпаний. Руководители ловят настроение общества и занимаются этим серьезно. Они точно знают, чего вы хотите, а не чего вы говорите. Это как с выборами нынче. Все говорят о массовой нечестности, а привести конкретные примеры не могут. Им предлагают обращаться в суд, приводить доказательства, и вдруг оказывается, что примеров подтасовок-то очень немного, мало. А разговоров о том, что все нечестно и нехорошо – много. Власть-то, собственно, и предлагает разобраться и готова сотрудничать, разбирая каждый фактический случай фальсификации – этого тоже почему-то не надо… Хотя о правовом государстве твердят все.

«Клуб Регионов»: Это правда или такое режиссерское кокетство, что постановщик любит все свои картины одинаково?

Владимир Меньшов: Это абсолютная правда, что режиссер любит свои фильмы, как собственных детей, и говорить, что кого-то любишь особенно сильно, нельзя. С каждой картиной связан кусок жизни. Наиболее, может быть, профессионально сделанными своими картинами я считаю «Ширли-Мырли» и «Зависть Богов». Эти картины лично мне очень дороги, но вот такого слияния со зрителем, как у «Москва слезам не верит», у них не случилось. Может, еще и потому, что они были сделаны в 90-х, когда и кинематографа-то нашего не было, не было проката элементарно. Это «пиратство» было тотальное. А вот мой фильм «Любовь и голуби» вообще попал под каток борьбы с пьянством. Так и была картина обречена на «вторые» экраны. Правда, все равно это кино добралось до зрителей. Фильм разобрали на цитаты, и это мне ужасно приятно.

«Клуб Регионов»: Режиссер Меньшов на съемочной площадке – это диктатор или либерал? Он приказывает актерам или договаривается с ними?

Владимир Меньшов: Договаривается все-таки. Да и как приказывать Юрскому или Гурченко, или Михайлову, или Табакову?! На съемочной площадке должна быть свободная атмосфера, люди не должны чувствовать себя винтиками. Хотя вот на съемках приходилось стучать кулаком в адрес Ирины Муравьевой, но это эпизод. Есть, конечно, актеры молодые, но этим приходится не приказывать, а скорее показывать, что нужно сделать. Так было, например, в моем фильме «Розыгрыш». Там снимались ребята, которых мы взяли с улицы. Вот и пришлось мне прыгать перед ними, что-то показывать, а они повторяли за мной. И так бывает.

«Клуб Регионов»: Многие наши маститые актеры и режиссеры свое внеэкранное общение со зрителями или журналистами часто сводят к рассказыванию смешных историй, приключившихся с ними на съемочных площадках. Это такая особенность художественного мироощущения или просто нежелание обсуждать серьезные проблемы?

Владимир Меньшов: Знаете, у меня таких историй не накоплено. Да, есть актеры, которые свои выступления перед зрителями строят на таких историях. У кого там штаны спали… Со мной таких историй не приключалось. Хотя смеялись на съемочной площадке много, и в примету режиссерскую, что если смеются на съемках комедии, то в зале будут молчать, я не верю.

С Владимиром Меньшовым беседовал Сергей Прудников

Версия для печати
Главное