Губернатор ХМАО:  я замечаю, что и я, и мои коллеги зажаты в рамки офисных костюмов
27 сентября 2011

Наталья Зубаревич:

«Никакой особой медведевской инвестиционной политики в России нет»

Объявленная рокировка Путин-Медведев, помимо очевидных политических последствий, влечет за собой и экономические изменения, содержание которых не столь прогнозируемо. С одной стороны, аналитики подчеркивают, что для иностранных инвесторов принципиально важна предсказуемость российской политической системы и запланированное возвращение Путина в президентское кресло обеспечивает необходимую стабильность. С другой – «либеральный» Медведев, как полагают некоторые эксперты, симпатичнее западным политическим и бизнес-элитам, чем «консервативный» Путин. По самым пессимистичным прогнозам, потеплевший, как считается, за последние годы инвестиционный климат может обернуться резким похолоданием после возвращения нынешнего премьер-министра на пост главы государства. Нервозности в настроения инвесторов добавила и скандальная отставка министра финансов Кудрина, напрямую связанная с грядущими весной перестановками в российском руководстве. И все эти события происходят на фоне ожидания второй волны кризиса. О том, что ждет страну в 2012-м и насколько экономическая ситуация зависит от фамилии президента, в интервью «Клубу Регионов» рассказала профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

«Клуб Регионов»: Насколько инвестиционная привлекательность России зависит от того, кто ее возглавляет, и правда ли, что со сменой лидера наша страна рискует потерять действующих или потенциальных инвесторов?

Наталья Зубаревич: Инвестиционная привлекательность России резко снизилась во время кризиса и не повысилась до сих пор. И поэтому путать политическую и экономическую конъюнктуру – это путать божий дар с яичницей. И собственно рост инвестиций докризисных тоже был связан с большим кэшпо, который шел во все страны, а спад инвестирования связан и с кризисом, и с плохой институциональной средой в России. Поэтому я не понимаю установки, что при Путине инвестиционная привлекательность России не росла, а при Медведеве – наоборот. Это неправильно. Поэтому я, как экономист, никакого оптимизма не испытываю. Россия в целом еще при господине Медведеве перестала быть привлекательным объектом для инвестиций. Все в любом случае будет зависеть от мировой конъюнктуры.

«Клуб Регионов»: Политическая конъюнктура хоть и не имеет непосредственного влияния на экономику, однако во многом ее формирует. Действующий президент России неоднократно подчеркивал, что будет развивать высокотехнологичные производства в регионах, особенно в дотационных, и с этим были связаны определенные надежды жителей экономически провальных областей. Как вы считаете, со сменой российского лидера этот «нанокурс» для бедных изменится?

Наталья Зубаревич: По существующей формальной статистике, в России дотационным является 71 регион из 82, и среди дотационных есть еще и высокодотационные регионы. И разве для этих регионов начиналась новая экономическая политика? Сколково? Это не регион – это персональный проект. Та же Калужская область искала инвесторов сама. Это не было результатом политики Медведева. Калининградская область сохранила некоторую инвестпривлекательность благодаря статусу особой экономической зоны, Ленинградская - благодаря географическому положению. Какая-то особая инвестиционная политика в России сейчас ведется в отношении всего двух регионов – это Приморский край – персональный проект ВВП и Краснодарский край - тоже персональный олимпийский проект Владимира Путина. Никаких других инвестиционных проектов в России нет. И никакой особой медведевской инвестиционной политики, кроме Сколково, в России тоже нет. И не надо придумывать несуществующие в природе проекты. Не надо слушать слова, необходимо смотреть цифры!

«Клуб Регионов»: Есть еще одна версия грядущего возвращения Владимира Путина на высший пост в стране. Она такова: вторая волна мирового экономического кризиса с такой силой обрушится на Россию, что от власти потребуются очень непопулярные решения в экономической сфере, в том числе резкое сокращение социальных расходов в бюджетах всех уровней, что повлечет за собой рост недовольства. И справиться с этой ситуацией сможет лишь такой популярный и в то же время жесткий лидер, как Владимир Путин…

Наталья Зубаревич: Владимир Владимирович Путин никогда не был сильным экономическим лидером и не стоит ему приписывать несуществующих достоинств. А вот кризис, его вторая волна, скорее всего, будет, и запаса экономической прочности у России сегодня значительно меньше, чем было в 2008 году. И раздутость бюджета сегодня значительно больше, чем была во время первого кризиса. И как следствие этого, во-первых, уже не будут такими темпами расти доходы населения, они собственно уже не росли в 2011 году, а все деньги, которые оставались в госбюджете, «ушли» за последние предвыборные месяцы. У нас уровень инфляции в январе – феврале 2011 года был выше, чем за такой же период 2010-го! И государство вынуждено было увеличивать суммы социальных выплат, потому что инфляция попросту пожирает любые фиксированные доходы. При первом правлении Путина рост доходов опережал инфляцию и опережал экономический рост почти в два раза, что само по себе безумно с экономической точки зрения. Сегодня, при Медведеве, в 2011 году мы видим уже обратный тренд - доходы фактически заморожены, поскольку растут медленнее, чем инфляция. Конечно, в предвыборный период пенсии и другие социальные выплаты будут расти, но надеяться, что это продолжится после выборов, может только наивный. К тому же административные меры не применимы к экономическому управлению, применимы институциональные. Это комплекс мер, который улучшает ситуацию для агентов рынка. Право собственности, неподкупные суды, возможность честно решать споры между субъектами бизнеса без покупки прокуратуры – это не административные меры, это институты, с которыми в России дела обстоят из рук вон плохо. И рассчитывать на значимый рост инвестиций, при любом президенте, можно только в одном секторе – нефтегазовом. В эту отрасль инвесторы вкладывают деньги даже в Нигерии. Однако в России пускать туда иностранцев никому не хочется, но, видимо, придется.

С Натальей Зубаревич беседовал Сергей Прудников

Версия для печати
Эксперты: глава Ставрополья создает возможности многодетным семьям меньше зависеть в будущем от мер социальной поддержки
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров в ходе встречи с главой Минтруда региона Иваном Ульянченко обсудил инициативы, которые будут способствовать решению вопросов демографии и борьбе с бедностью. Так, одной из мер, предложенных губернатором, станет увеличение ежегодной выплаты многодетным семьям на подготовку детей к школе. Владимиров поручил увеличить выплаты на подготовку детей к школе до 5 тыс. руб. на каждого ребенка, а также повысить в два раза выплату в рамках социального контракта и число его получателей. Член ОП РФ Елена Тополева-Солдунова и профессор РАНХиГС Любовь Храпылина отмечают, что эти инициативы хорошо вписываются в те задачи, которые поставил перед главами регионов президент Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному Собранию.
Депутаты гордумы Иркутска спорят из-за процедуры голосования на выборах сити-менеджера
В гордуме Иркутска продолжаются споры в связи с переходом на тайное голосование по кандидатуре сити-менеджера. В марте истекают полномочия действующего главы города Дмитрия Бердникова. Выбирать сити-менеджера будут депутаты гордумы из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Политолог Сергей Шмидт подчеркнул, что смена процедуры голосования может повлиять на расклад сил. По мнению экспертов, процедуру тайного голосования продавливают депутаты, представляющие «строительный клан» и желающие смены Бердникова. Политобозреватель Галина Солонина отметила, что часть парламентариев не хочет принимать решение публично и из-за того, «что в будущем на них будет возложена ответственность за работу мэра, а они этого не хотят».