Неверов:  наши коллеги могут сосредоточиться на ведении избирательной кампании, а не только на поиске спонсоров у себя в регионе
11 декабря 2009 | Архив

Владимир Путин: в пермской трагедии отразились все пороки нашей бюрократии

Премьер провел заседание президиума Правительства РФ. Владимир Путин заявил, что необходимо принять административные меры и ужесточить законодательство для повышения ответственности служащих надзорных и контролирующих органов. Также обсуждались вопросы формирования бюджета и увеличения выплат по «материнскому» капиталу.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый вечер, уважаемые коллеги. Начнем с обмена оперативной информацией.

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), несколько слов о динамике изменения параметров дефицита бюджета.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, идет завершение исполнения федерального бюджета на 2009 год. На этот год мы планировали дефицит бюджета при пересмотре его в феврале-апреле, когда вносили бюджет в Государственную Думу, исходя из дефицита 8,3%.

В настоящий момент, с учетом более высокой цены на нефть, которая сложилась на рынках (мы закладывали 41 доллар, сейчас уже чуть выше 60 долларов – средняя за год), с учетом того, что мы часть средств, которые были запланированы на капитализацию банков, не используем, дефицит бюджета этого года ожидается в размере 6,9%.

Если считать еще и платежи в виде субординированных кредитов ВЭБу и нашим банкам, связанным с повышением капитализации, то дефицит бюджета с учетом квазифискальных мер составит 7,3%. Это наш прогноз – если все министерства исполнят свои расходы, как и запланировано, в рамках своих бюджетов.

В.В.Путин: Хорошо. Вы знаете, что в ходе «прямой» телевизионной линии с гражданами страны было много вопросов по поводу использования материнского капитала с предложением несколько изменить порядок использования этих средств.

Мы недавно с вами согласовали, и мною подписаны правила направления части средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), я прошу Вас это прокомментировать.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, просто напомню, что прошло три года с момента принятия закона о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей. Фактически, 21 января уже в полной мере можно будет использовать материнский капитал. Естественно, это те семьи, у которых с момента рождения второго или третьего ребенка прошло 3 года.

Сегодня материнский капитал у нас составляет с учетом всех проводимых индексаций уже 343 тыс. 378 рублей. Когда начинали – первая сумма была 250.

В.В.Путин: В начале года было 317 тыс., да?

А.Д.Жуков: Да, но с 1 января будет уже 343 тысячи. Мы в рамках антикризисных мер разрешили уже использовать средства материнского капитала, даже раньше, чем предполагали изначально, на погашение ипотечных кредитов, взятых на приобретение жилья. И на основной долг, и на уплату процентов. Кроме того, дали право получения единовременной выплаты в размере 12 тысяч рублей за счет материнского капитала.

Надо сказать, что и та, и другая мера оказались очень востребованными в течение года. По состоянию на 4 декабря, Пенсионным фондом уже удовлетворено около 92 тысяч заявлений граждан о направлении материнского капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по ипотеке. И перечислено на эти цели уже 23 млрд рублей.

А единовременную выплату в размере 12 тысяч рублей получил 1 млн 89 тысяч граждан. И на эти цели перечислено более 13 млрд рублей.

С 1 января уже в полной мере можно будет использовать материнский капитал – не только на цели жилищного строительства, но также и на образование, и на накопительную часть пенсии. У нас в бюджете на эти цели заложено 102 млрд рублей. По предварительным оценкам Пенсионного фонда, в 2010 году с заявлениями о распоряжении средствами материнского капитала обратится около 356 тысяч граждан.

А сейчас, действительно, обращалось очень много людей и в ходе «прямой линии», и в Правительство обращались – о возможностях, направленных на расширение использования материнского капитала.

В частности, должно быть подписано Постановление, которое предполагает, что использовать средства из материнского капитала на приобретение и строительство жилья может не только то лицо, которое получило сертификат на материнский капитал (как правило, это мать, может, отец в определенных случаях), но также и супруг такого лица. Об этом много запросов.

Кроме того, установлена возможность направления средств материнского капитала на погашение кредита и займа, полученного на строительство индивидуального жилого дома уже на стадии его строительства, а не только по окончании строительства.

А в целом, если в этом году люди могли использовать эти средства только на погашение ипотеки, то с 1 января следующего года можно будет и на приобретение квартир использовать эти деньги, и на строительство жилого дома, то есть вариантов здесь намного больше.

В.В.Путин: Хорошо. Теперь несколько слов о трансфертах из федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда социального страхования.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, мы предлагаем сейчас в рамках бюджета 2009 года перебросить 15,5 млрд рублей, которые первоначально предполагалось потратить на антикризисные меры по поддержке банков, в Фонд социального страхования.

На что эти деньги пойдут? Они пойдут, в первую очередь, на расходы, связанные с материнством, и покрытие дополнительных расходов по нетрудоспособности. Здесь, видимо, свою определенную роль сыграл кризис: у нас на больничный в этом году больше уходило людей с высоким заработком – руководителей компаний, так что расходы оказались выше. И также матери по уходу за детьми до полутора лет. Поэтому мы изыскали возможность направить на эти социальные цели 15,5 млрд рублей.

В. В.Путин: Хорошо. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), Вы подготовили решение о выделении дополнительной помощи «АвтоВАЗу».

И.И.Шувалов: Уважаемый Владимир Владимирович, это решение связано в целом с той программой, которую мы по Вашему поручению разрабатываем в Правительстве, с программой по развитию отечественного автопрома. Мы исходим из того, что в согласованном виде Правительству такая программа будет представлена в 1 квартале 2010 года.

Готовясь к этой программе, мы в течение 2009 года активно работали со всеми крупнейшими автопроизводителями и изучали их финансовое состояние. Каждое предприятие представило программу сокращения издержек – мы рассматривали на заседании Комиссии финансовое состояние этих предприятий. И в течение 2009 года было принято решение о поддержке таких крупных автопроизводителей, как КАМАЗ, «Cоллерс» и ГАЗ. Были приняты решения о выделении государственных гарантий. И это, помимо тех решений, которые Вы принимали в отношении финансирования государственного спроса на продукцию, выпускаемую этими предприятиями.

По «АвтоВАЗу» мы договорились в настоящий момент предложить Вам решение о выделении 12 млрд рублей государственной корпорации «Ростехнологии», которая является акционером «АвтоВАЗа» с тем, чтобы «Ростехнологии» предоставили беспроцентный займ «АвтоВАЗу» для того, чтобы рассчитаться за поставленную продукцию с предприятиями, производящими комплектующие, а также рассчитаться с кредиторами, крупнейшими банками, в том числе с государственным участием, и с тем, чтобы мы закрыли этот год не с какими-то финансовыми потерями, которые в настоящий момент грозят «АвтоВАЗу».

Исходим из того, что эти 12 млрд затем можно использовать для увеличения уставного капитала «АвтоВАЗа». Таким образом «Ростехнологии» будут увеличивать свою долю в уставном капитале «АвтоВАЗа». Также ориентируемся на то, что и другие акционеры должны соразмерно участвовать своими технологиями либо денежными средствами – кто какие возможности имеет, – чтобы обеспечивать технологическую модернизацию «АвтоВАЗа».

Другие средства, о которых мы Вам ранее докладывали, дополнительные средства, которые потребуются для финансового оздоровления «АвтоВАЗа», мы считаем необходимым связать с окончательными решениями по технической модернизации «АвтоВАЗа», с теми обязательствами, которые на себя возьмут другие акционеры, включая «Рено-Ниссан». Такие решения будут представлены Вам для согласования чуть позже.

В настоящий момент мы считаем, что эта позиция согласована, и она будет помогать банкам, поскольку их кредиторы волнуются: будет ли закрыта задолженность? Необходимо предоставлять дополнительный оборотный капитал «АвтоВАЗу». И при принятии такого решения предприятие будет чувствовать себя значительно лучше.

В.В.Путин: Хорошо. Распоряжение о направлении дополнительных бюджетных средств на поддержку «АвтоВАЗа» в объеме 12 млрд рублей сегодня будет выпущено.

Подписаны также два распоряжения о поддержке Объединенной авиастроительной корпорации – 45,2 млрд рублей, и на строительство новой техники, новых самолетов – 13,5 млрд рублей.

Пожалуйста, Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), прокомментируйте.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, действительно, подписаны. Спасибо Вам. Два распоряжения – оба касаются Объединенной авиастроительной корпорации.

Я бы выделил особенно первое распоряжение. Речь идет о выделении 13 млрд 587 млн рублей в уставной капитал открытого акционерного общества ОАК для обеспечения выпуска целой серии гражданских самолетов и самолетов для государственной авиации.

Речь идет, в частности, о том, что ОАК получила новый пакет заказов, сформировала пакет контрактов на производство в период до 2014 года 27 гражданских самолетов ТУ-204 СМ (это у нас в Воронеже и в Ульяновске будут производиться); 57 гражданских самолетов АН-148 (их серийное производство только что начато, и первый самолет, как я Вам докладывал, уже куплен авиакомпанией ГТК «Россия»); а также заявки на поставку 30 самолетов Б-200, тоже хорошо известных, которые будут производиться у нас в Таганроге.

То есть ОАК получила поддержку на развертывание серийного производства вот этого модельного ряда гражданских и специальных самолетов.

Что касается второго распоряжения – мы обсуждали этот вопрос, кстати, как и первый, на Правительственной комиссии, возглавляемой Шуваловым.

Рассмотрели весь кредитный портфель ОАК, а он на сегодняшний день составляет 162 млрд рублей. Из них частично сумма, которую Вы упомянули, – 31,7 млрд рублей во втором распоряжении, идет на погашение срочной задолженности ОАК перед банками. Также часть средств в размере 7,7 млрд рублей – в качестве взноса Российской Федерации через «Внешэкономбанк» с целью погашения процентов и субсидирования ставок по кредитам для того, чтобы облегчить долговую нагрузку на ОАК.

Но большую часть долгов – около 100 млрд рублей – ОАК в состоянии сама обслуживать, обслуживает, продолжает их обслуживать перед банком. Это дает возможность корпорации чувствовать себя более уверенно в финансовом плане.

Кстати, я Вам уже докладывал, что завершился процесс – он достаточно долго шел – по акционированию всех государственных активов всех наших авиационных заводов. И ОАК сейчас уже сформирована, и акции ее начали даже, пока в ограниченном количестве, котироваться на биржевых площадках.

В.В.Путин: Сегодня также будут выпущены еще два распоряжения по поддержке Омского моторостроительного объединения и Центра судоремонта «Звездочка».

С.Б.Иванов: Да, в этих распоряжениях речь идет конкретно об оказании помощи непосредственно Научно-производственному объединению им. Баранова, которое в соответствии с Указом Президента вошло в состав более крупного холдинга НПО им. Хруничева. Этому предприятию, расположенному в Омске, выделяется государственная поддержка в размере 568 млн рублей.

А по центру нашего судоремонта «Звездочка», расположенному в Северодвинске, происходят дополнительные эмиссии, выделение средств в размере 495 млн рублей. Это тоже конкретная помощь нашим предприятиям реального сектора.

В.В.Путин: Вы рассчитываете, что это будет эффективная поддержка, своевременная?

С.Б.Иванов: Да. Это тоже все просчитано через комиссии.

В.В.Путин: Хорошо. 9 декабря состоялось совещание по вопросам управления и развития особыми экономическими зонами. Эльвира Сахипзадовна, расскажите, пожалуйста.

Э.С.Набиуллина: Вчера провела совещание на территории техниковнедренческой зоны в Дубне по развитию особых экономических зон в России. В этом совещании приняли участие около 40 резидентов – инвесторы проектов, которые инвестируют в особые экономические зоны. Сейчас у нас их во всех зонах 207. Принимали участие и представители федеральных и региональных органов власти, а также наших институтов развития, «Внешэкономбанка», «Роснано», Российской венчурной компании и крупных инвестиционных банков.

Мы обсуждали ряд вопросов, связанных с совершенствованием управления зонами, в том числе в связи с принятыми решениями по упрощению структуры управления – с тем, чтобы резиденты зон также могли более активно принимать участие в органах управления зонами. Также – по сокращению административных процедур, прежде всего, упрощению таможенных процедур в зонах, в планах обеспечения необходимой инфраструктурой. И, что особенно важно, финансирование высокотехнологичных проектов, проектов в области высоких технологий и инноваций.

Также резиденты ставили вопросы и по созданию благоприятной социальной среды на территории зон. Это особенно важно для техниковнедренческих зон. Строительство жилья. Надо сказать, что те поправки в закон, которые сейчас рассматриваются Думой, предусматривают и возможность строительства жилья рядом с зоной. Дело в том, что многие предприятия начинают функционировать на территории зон, экспортировать-импортировать продукцию, появляются некоторые проблемы. И мы с Федеральной таможенной службой договорились создать специальную рабочую группу, которая принимала бы оперативные решения.

Но самое, наверное, важное, – это вопросы финансирования тех проектов, которые в зонах начинают реализовываться. Здесь договорились, что наши институты развития будут участвовать, в том числе, при отборе проектов, которые будут реализовываться в зонах, с тем чтобы были и перспективы их развития. Потому что нам такие проекты нужно поддерживать по всей цепочке.

Договорились, что такие совещания будем проводить регулярно. С тем, чтобы наши зоны действительно, как мы планировали, стали инструментом для того, чтобы инновационные проекты, проекты в области высоких технологий, связанные с диверсификацией экономики, находили применение.

В.В.Путин: Хорошо. Основную часть нашего сегодняшнего совещания я вынужден опять начать с двух страшных трагедий: теракта против «Невского экспресса» и пожара в Перми. Врачи сейчас борются за жизни пострадавших. Мы сегодня должны будем принять решение о поддержке семей, в которые пришла беда, оказать людям материальную помощь. И сегодня, повторяю, должны принять по этому поводу соответствующее решение.

Но прежде хотел бы отметить следующее. В случае с «Невским экспрессом» мы, конечно, имеем дело с заранее спланированным преступлением. И здесь дело службы безопасности, правоохранительных органов – найти и обезвредить преступников.

В то же время пожар в Перми, повлекший даже более тяжелые последствия, стал результатом безответственности. В пермской трагедии, я уже говорил об этом публично и хочу еще раз повторить: со всей очевидностью отразились все пороки нашей бюрократии – её некомпетентность, коррумпированность, сращивание с бизнесом там, где это не нужно, там, где этого нельзя допускать.

Арендаторы возвели несанкционированную пристройку к зданию, естественно, с нарушением всех норм и правил, а реакции со стороны федеральных и региональных чиновников, местных – вообще никакой, хотя буквально в соседнем доме находится территориальное управление Росимущества. Да и другие контрольные службы расположены не так уж далеко – все в центре города.

В клубе, где собирались сотни людей, всего один нормальный выход и наглухо заделаны окна, хотя по документам – там огромные витражи на этом месте. Пожарный надзор отделывался формальными предписаниями. Разрешение на работу заведения было выдано человеком, который на тот момент уже уволился. Другие чиновники не позаботились о том, чтобы посмотреть, что же там на самом деле происходит.

Где были чиновники Роспотребнадзора, которые так любят объяснять свои частые проверки искренней заботой о потребителе? По документам, заведение рассчитано на 50 мест, а реально там собиралось до 400. Никакого внимания к этой проблеме.

А чем занималось БТИ? Просто подписывало заведомо подложные документы. Что, не знали об этом? Да знали, конечно! Куда смотрели архитектурный и строительный надзор? Муниципальные власти? Почему они закрывали глаза на все это?

Ряд чиновников перечисленных мною ведомств, как вы знаете, уже уволены либо отстранены от занимаемых должностей.

Надо сказать прямо: трагедия, подобная пермской, могла произойти где угодно, в любом российском городе. Чтобы устранить угрозу, нужны системные решения, надо внимательно проанализировать законодательство, при необходимости – внести изменения.

Но что крайне важно – это навести порядок в самих надзорных органах и службах. Дело не в том, что у чиновников не хватает полномочий. Их у контрольных служб и сейчас достаточно. Просто никто в достаточной мере не использовал эти полномочия. Ни один орган! Ни одно должностное лицо! Я хочу это подчеркнуть.

Я не хочу сейчас приводить печальную статистику последних 2-3 лет, она хорошо известна, можете посмотреть.

Проверок вообще – если уж мы говорим о том, как осуществлять эти контрольные мероприятии, – должно быть не много, не мало, их должно быть ровно столько, сколько необходимо. И они должны проходить там, где реально возникает угроза здоровью и жизни граждан.

Всем министерствам и ведомствам поручаю провести ревизию собственных контрольных и надзорных полномочий, навести порядок самостоятельно, не дожидаясь пока придет прокурор.

Теперь, что касается изменений в законодательстве. У нас до сих пор системно не отрегулированы многие нормы и технические требования, касающиеся безопасности. Прошу внимательно разобраться с этим и вернуться еще раз.

Далее. Нужны поправки, усиливающие уголовные санкции для чиновников за нарушения в сфере государственного контроля и надзора, особенно – за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое привело к трагедии, к смерти людей.

Разумеется, надо повысить ответственность и для бизнеса. Халатность, нарушение норм безопасности, сознательное игнорирование предписаний контролирующих органов должны вести за собой жесткие административные либо уголовные санкции.

Наряду с этим нужно подключить экономические механизмы, которые побуждали бы бизнес не скупиться на безопасности. Прежде всего, это обязательное страхование ответственности, оно широко применяется во всем мире.

И, конечно, государство и наши компании, инфраструктурные компании, компании с государственным участием должны также вкладывать необходимые средства, ресурсы для безопасности.

В нашей повестке дня сегодня стоит инвестиционная программа компании «Российские железные дороги» на 2010 год. Ее общий объем составит 271 млрд рублей. Я хочу напомнить, что в текущем 2009 году – это 250,2 млрд рублей. То есть мы идем в следующем году с повышением.

И, конечно, нужно подумать о безопасности. На направление «антитеррор» и в инвестпрограмме предусмотрены средства в объеме 450 млн рублей. На обеспечение пожарной безопасности – 426,5 млн рублей. На повышение безопасности движения – 2,5 млрд рублей. Думаю, вот в такой пропорции. Во всяком случае, сегодня мы на эти расходы должны пойти.

Остановлюсь на ещё одном пункте повестки. Речь идёт о сфере занятости и реализации наших мер по борьбе с безработицей.

В 2009 году в целом удалось решить задачу смягчения напряжённости на рынке труда. Все-таки наши усилия, не во всех аспектах, но, тем не менее, положительный результат имели. В соответствующих региональных программах смогли принять участие почти 2 млн 200 тыс. человек, которые из-за кризиса столкнулись с безработицей или оказались под угрозой увольнения. То есть люди получили реальную помощь именно тогда, когда особенно в ней нуждались.

Конечно, мы хорошо знаем и понимаем, что люди справедливо ставят вопрос о качестве этих рабочих мест. Но, повторяю еще раз, это временное решение, в условиях острого экономического кризиса. В этой связи мы приняли решение – продолжить реализацию антикризисных мер поддержки рынка труда и в 2010 году. На эти цели выделяется 36,3 млрд рублей.

Но с учётом изменения экономической ситуации в программах содействия занятости будут серьёзно смещены акценты. На первый план выйдут задачи формирования гибкого и эффективного рынка труда. Люди должны получить дополнительные возможности для переобучения и повышения своей квалификации.

Также необходимо усилить стимулы для открытия собственного дела. В этом году начинающим предпринимателям выплачивается единовременное пособие в размере 58,8 тысяч рублей. Кстати говоря, это мерой многие воспользовались. Хотя и здесь очень много бюрократии, много сложностей. Но все-таки есть такие люди, которые этой мерой воспользовались.

В 2010 году размер выплаты будет удвоен, правда, при условии, что в рамках нового бизнеса создаётся рабочее место не только самому себе, но и ещё одному, как минимум, человеку, оставшемуся без работы.

Дополнительные меры поддержки предусматриваются для выпускников образовательных учреждений, для людей с ограниченными возможностями. За каждое рабочее место, созданное специально для инвалида, работодатель получит субсидию в размере 30 тысяч рублей. А для выпускников техникумов и вузов планируется расширить оплачиваемые стажировки на предприятиях, что позволит молодым людям приобрести опыт практической работы.

И, наконец, для моногородов и других мест, где на рынке труда складывается особенно неблагоприятная, либо острая ситуация, будут разрабатываться специальные комплексные программы. Первая такая программа – по решению проблем города Тольятти и работников «АвтоВАЗа» – уже принята. Объём её финансирования составит почти 5 млрд рублей.

Давайте начнем работать.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.