Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
11 декабря 2009 | Архив

Владимир Путин: в пермской трагедии отразились все пороки нашей бюрократии

Премьер провел заседание президиума Правительства РФ. Владимир Путин заявил, что необходимо принять административные меры и ужесточить законодательство для повышения ответственности служащих надзорных и контролирующих органов. Также обсуждались вопросы формирования бюджета и увеличения выплат по «материнскому» капиталу.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый вечер, уважаемые коллеги. Начнем с обмена оперативной информацией.

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), несколько слов о динамике изменения параметров дефицита бюджета.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, идет завершение исполнения федерального бюджета на 2009 год. На этот год мы планировали дефицит бюджета при пересмотре его в феврале-апреле, когда вносили бюджет в Государственную Думу, исходя из дефицита 8,3%.

В настоящий момент, с учетом более высокой цены на нефть, которая сложилась на рынках (мы закладывали 41 доллар, сейчас уже чуть выше 60 долларов – средняя за год), с учетом того, что мы часть средств, которые были запланированы на капитализацию банков, не используем, дефицит бюджета этого года ожидается в размере 6,9%.

Если считать еще и платежи в виде субординированных кредитов ВЭБу и нашим банкам, связанным с повышением капитализации, то дефицит бюджета с учетом квазифискальных мер составит 7,3%. Это наш прогноз – если все министерства исполнят свои расходы, как и запланировано, в рамках своих бюджетов.

В.В.Путин: Хорошо. Вы знаете, что в ходе «прямой» телевизионной линии с гражданами страны было много вопросов по поводу использования материнского капитала с предложением несколько изменить порядок использования этих средств.

Мы недавно с вами согласовали, и мною подписаны правила направления части средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), я прошу Вас это прокомментировать.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, просто напомню, что прошло три года с момента принятия закона о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей. Фактически, 21 января уже в полной мере можно будет использовать материнский капитал. Естественно, это те семьи, у которых с момента рождения второго или третьего ребенка прошло 3 года.

Сегодня материнский капитал у нас составляет с учетом всех проводимых индексаций уже 343 тыс. 378 рублей. Когда начинали – первая сумма была 250.

В.В.Путин: В начале года было 317 тыс., да?

А.Д.Жуков: Да, но с 1 января будет уже 343 тысячи. Мы в рамках антикризисных мер разрешили уже использовать средства материнского капитала, даже раньше, чем предполагали изначально, на погашение ипотечных кредитов, взятых на приобретение жилья. И на основной долг, и на уплату процентов. Кроме того, дали право получения единовременной выплаты в размере 12 тысяч рублей за счет материнского капитала.

Надо сказать, что и та, и другая мера оказались очень востребованными в течение года. По состоянию на 4 декабря, Пенсионным фондом уже удовлетворено около 92 тысяч заявлений граждан о направлении материнского капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по ипотеке. И перечислено на эти цели уже 23 млрд рублей.

А единовременную выплату в размере 12 тысяч рублей получил 1 млн 89 тысяч граждан. И на эти цели перечислено более 13 млрд рублей.

С 1 января уже в полной мере можно будет использовать материнский капитал – не только на цели жилищного строительства, но также и на образование, и на накопительную часть пенсии. У нас в бюджете на эти цели заложено 102 млрд рублей. По предварительным оценкам Пенсионного фонда, в 2010 году с заявлениями о распоряжении средствами материнского капитала обратится около 356 тысяч граждан.

А сейчас, действительно, обращалось очень много людей и в ходе «прямой линии», и в Правительство обращались – о возможностях, направленных на расширение использования материнского капитала.

В частности, должно быть подписано Постановление, которое предполагает, что использовать средства из материнского капитала на приобретение и строительство жилья может не только то лицо, которое получило сертификат на материнский капитал (как правило, это мать, может, отец в определенных случаях), но также и супруг такого лица. Об этом много запросов.

Кроме того, установлена возможность направления средств материнского капитала на погашение кредита и займа, полученного на строительство индивидуального жилого дома уже на стадии его строительства, а не только по окончании строительства.

А в целом, если в этом году люди могли использовать эти средства только на погашение ипотеки, то с 1 января следующего года можно будет и на приобретение квартир использовать эти деньги, и на строительство жилого дома, то есть вариантов здесь намного больше.

В.В.Путин: Хорошо. Теперь несколько слов о трансфертах из федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда социального страхования.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, мы предлагаем сейчас в рамках бюджета 2009 года перебросить 15,5 млрд рублей, которые первоначально предполагалось потратить на антикризисные меры по поддержке банков, в Фонд социального страхования.

На что эти деньги пойдут? Они пойдут, в первую очередь, на расходы, связанные с материнством, и покрытие дополнительных расходов по нетрудоспособности. Здесь, видимо, свою определенную роль сыграл кризис: у нас на больничный в этом году больше уходило людей с высоким заработком – руководителей компаний, так что расходы оказались выше. И также матери по уходу за детьми до полутора лет. Поэтому мы изыскали возможность направить на эти социальные цели 15,5 млрд рублей.

В. В.Путин: Хорошо. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), Вы подготовили решение о выделении дополнительной помощи «АвтоВАЗу».

И.И.Шувалов: Уважаемый Владимир Владимирович, это решение связано в целом с той программой, которую мы по Вашему поручению разрабатываем в Правительстве, с программой по развитию отечественного автопрома. Мы исходим из того, что в согласованном виде Правительству такая программа будет представлена в 1 квартале 2010 года.

Готовясь к этой программе, мы в течение 2009 года активно работали со всеми крупнейшими автопроизводителями и изучали их финансовое состояние. Каждое предприятие представило программу сокращения издержек – мы рассматривали на заседании Комиссии финансовое состояние этих предприятий. И в течение 2009 года было принято решение о поддержке таких крупных автопроизводителей, как КАМАЗ, «Cоллерс» и ГАЗ. Были приняты решения о выделении государственных гарантий. И это, помимо тех решений, которые Вы принимали в отношении финансирования государственного спроса на продукцию, выпускаемую этими предприятиями.

По «АвтоВАЗу» мы договорились в настоящий момент предложить Вам решение о выделении 12 млрд рублей государственной корпорации «Ростехнологии», которая является акционером «АвтоВАЗа» с тем, чтобы «Ростехнологии» предоставили беспроцентный займ «АвтоВАЗу» для того, чтобы рассчитаться за поставленную продукцию с предприятиями, производящими комплектующие, а также рассчитаться с кредиторами, крупнейшими банками, в том числе с государственным участием, и с тем, чтобы мы закрыли этот год не с какими-то финансовыми потерями, которые в настоящий момент грозят «АвтоВАЗу».

Исходим из того, что эти 12 млрд затем можно использовать для увеличения уставного капитала «АвтоВАЗа». Таким образом «Ростехнологии» будут увеличивать свою долю в уставном капитале «АвтоВАЗа». Также ориентируемся на то, что и другие акционеры должны соразмерно участвовать своими технологиями либо денежными средствами – кто какие возможности имеет, – чтобы обеспечивать технологическую модернизацию «АвтоВАЗа».

Другие средства, о которых мы Вам ранее докладывали, дополнительные средства, которые потребуются для финансового оздоровления «АвтоВАЗа», мы считаем необходимым связать с окончательными решениями по технической модернизации «АвтоВАЗа», с теми обязательствами, которые на себя возьмут другие акционеры, включая «Рено-Ниссан». Такие решения будут представлены Вам для согласования чуть позже.

В настоящий момент мы считаем, что эта позиция согласована, и она будет помогать банкам, поскольку их кредиторы волнуются: будет ли закрыта задолженность? Необходимо предоставлять дополнительный оборотный капитал «АвтоВАЗу». И при принятии такого решения предприятие будет чувствовать себя значительно лучше.

В.В.Путин: Хорошо. Распоряжение о направлении дополнительных бюджетных средств на поддержку «АвтоВАЗа» в объеме 12 млрд рублей сегодня будет выпущено.

Подписаны также два распоряжения о поддержке Объединенной авиастроительной корпорации – 45,2 млрд рублей, и на строительство новой техники, новых самолетов – 13,5 млрд рублей.

Пожалуйста, Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), прокомментируйте.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, действительно, подписаны. Спасибо Вам. Два распоряжения – оба касаются Объединенной авиастроительной корпорации.

Я бы выделил особенно первое распоряжение. Речь идет о выделении 13 млрд 587 млн рублей в уставной капитал открытого акционерного общества ОАК для обеспечения выпуска целой серии гражданских самолетов и самолетов для государственной авиации.

Речь идет, в частности, о том, что ОАК получила новый пакет заказов, сформировала пакет контрактов на производство в период до 2014 года 27 гражданских самолетов ТУ-204 СМ (это у нас в Воронеже и в Ульяновске будут производиться); 57 гражданских самолетов АН-148 (их серийное производство только что начато, и первый самолет, как я Вам докладывал, уже куплен авиакомпанией ГТК «Россия»); а также заявки на поставку 30 самолетов Б-200, тоже хорошо известных, которые будут производиться у нас в Таганроге.

То есть ОАК получила поддержку на развертывание серийного производства вот этого модельного ряда гражданских и специальных самолетов.

Что касается второго распоряжения – мы обсуждали этот вопрос, кстати, как и первый, на Правительственной комиссии, возглавляемой Шуваловым.

Рассмотрели весь кредитный портфель ОАК, а он на сегодняшний день составляет 162 млрд рублей. Из них частично сумма, которую Вы упомянули, – 31,7 млрд рублей во втором распоряжении, идет на погашение срочной задолженности ОАК перед банками. Также часть средств в размере 7,7 млрд рублей – в качестве взноса Российской Федерации через «Внешэкономбанк» с целью погашения процентов и субсидирования ставок по кредитам для того, чтобы облегчить долговую нагрузку на ОАК.

Но большую часть долгов – около 100 млрд рублей – ОАК в состоянии сама обслуживать, обслуживает, продолжает их обслуживать перед банком. Это дает возможность корпорации чувствовать себя более уверенно в финансовом плане.

Кстати, я Вам уже докладывал, что завершился процесс – он достаточно долго шел – по акционированию всех государственных активов всех наших авиационных заводов. И ОАК сейчас уже сформирована, и акции ее начали даже, пока в ограниченном количестве, котироваться на биржевых площадках.

В.В.Путин: Сегодня также будут выпущены еще два распоряжения по поддержке Омского моторостроительного объединения и Центра судоремонта «Звездочка».

С.Б.Иванов: Да, в этих распоряжениях речь идет конкретно об оказании помощи непосредственно Научно-производственному объединению им. Баранова, которое в соответствии с Указом Президента вошло в состав более крупного холдинга НПО им. Хруничева. Этому предприятию, расположенному в Омске, выделяется государственная поддержка в размере 568 млн рублей.

А по центру нашего судоремонта «Звездочка», расположенному в Северодвинске, происходят дополнительные эмиссии, выделение средств в размере 495 млн рублей. Это тоже конкретная помощь нашим предприятиям реального сектора.

В.В.Путин: Вы рассчитываете, что это будет эффективная поддержка, своевременная?

С.Б.Иванов: Да. Это тоже все просчитано через комиссии.

В.В.Путин: Хорошо. 9 декабря состоялось совещание по вопросам управления и развития особыми экономическими зонами. Эльвира Сахипзадовна, расскажите, пожалуйста.

Э.С.Набиуллина: Вчера провела совещание на территории техниковнедренческой зоны в Дубне по развитию особых экономических зон в России. В этом совещании приняли участие около 40 резидентов – инвесторы проектов, которые инвестируют в особые экономические зоны. Сейчас у нас их во всех зонах 207. Принимали участие и представители федеральных и региональных органов власти, а также наших институтов развития, «Внешэкономбанка», «Роснано», Российской венчурной компании и крупных инвестиционных банков.

Мы обсуждали ряд вопросов, связанных с совершенствованием управления зонами, в том числе в связи с принятыми решениями по упрощению структуры управления – с тем, чтобы резиденты зон также могли более активно принимать участие в органах управления зонами. Также – по сокращению административных процедур, прежде всего, упрощению таможенных процедур в зонах, в планах обеспечения необходимой инфраструктурой. И, что особенно важно, финансирование высокотехнологичных проектов, проектов в области высоких технологий и инноваций.

Также резиденты ставили вопросы и по созданию благоприятной социальной среды на территории зон. Это особенно важно для техниковнедренческих зон. Строительство жилья. Надо сказать, что те поправки в закон, которые сейчас рассматриваются Думой, предусматривают и возможность строительства жилья рядом с зоной. Дело в том, что многие предприятия начинают функционировать на территории зон, экспортировать-импортировать продукцию, появляются некоторые проблемы. И мы с Федеральной таможенной службой договорились создать специальную рабочую группу, которая принимала бы оперативные решения.

Но самое, наверное, важное, – это вопросы финансирования тех проектов, которые в зонах начинают реализовываться. Здесь договорились, что наши институты развития будут участвовать, в том числе, при отборе проектов, которые будут реализовываться в зонах, с тем чтобы были и перспективы их развития. Потому что нам такие проекты нужно поддерживать по всей цепочке.

Договорились, что такие совещания будем проводить регулярно. С тем, чтобы наши зоны действительно, как мы планировали, стали инструментом для того, чтобы инновационные проекты, проекты в области высоких технологий, связанные с диверсификацией экономики, находили применение.

В.В.Путин: Хорошо. Основную часть нашего сегодняшнего совещания я вынужден опять начать с двух страшных трагедий: теракта против «Невского экспресса» и пожара в Перми. Врачи сейчас борются за жизни пострадавших. Мы сегодня должны будем принять решение о поддержке семей, в которые пришла беда, оказать людям материальную помощь. И сегодня, повторяю, должны принять по этому поводу соответствующее решение.

Но прежде хотел бы отметить следующее. В случае с «Невским экспрессом» мы, конечно, имеем дело с заранее спланированным преступлением. И здесь дело службы безопасности, правоохранительных органов – найти и обезвредить преступников.

В то же время пожар в Перми, повлекший даже более тяжелые последствия, стал результатом безответственности. В пермской трагедии, я уже говорил об этом публично и хочу еще раз повторить: со всей очевидностью отразились все пороки нашей бюрократии – её некомпетентность, коррумпированность, сращивание с бизнесом там, где это не нужно, там, где этого нельзя допускать.

Арендаторы возвели несанкционированную пристройку к зданию, естественно, с нарушением всех норм и правил, а реакции со стороны федеральных и региональных чиновников, местных – вообще никакой, хотя буквально в соседнем доме находится территориальное управление Росимущества. Да и другие контрольные службы расположены не так уж далеко – все в центре города.

В клубе, где собирались сотни людей, всего один нормальный выход и наглухо заделаны окна, хотя по документам – там огромные витражи на этом месте. Пожарный надзор отделывался формальными предписаниями. Разрешение на работу заведения было выдано человеком, который на тот момент уже уволился. Другие чиновники не позаботились о том, чтобы посмотреть, что же там на самом деле происходит.

Где были чиновники Роспотребнадзора, которые так любят объяснять свои частые проверки искренней заботой о потребителе? По документам, заведение рассчитано на 50 мест, а реально там собиралось до 400. Никакого внимания к этой проблеме.

А чем занималось БТИ? Просто подписывало заведомо подложные документы. Что, не знали об этом? Да знали, конечно! Куда смотрели архитектурный и строительный надзор? Муниципальные власти? Почему они закрывали глаза на все это?

Ряд чиновников перечисленных мною ведомств, как вы знаете, уже уволены либо отстранены от занимаемых должностей.

Надо сказать прямо: трагедия, подобная пермской, могла произойти где угодно, в любом российском городе. Чтобы устранить угрозу, нужны системные решения, надо внимательно проанализировать законодательство, при необходимости – внести изменения.

Но что крайне важно – это навести порядок в самих надзорных органах и службах. Дело не в том, что у чиновников не хватает полномочий. Их у контрольных служб и сейчас достаточно. Просто никто в достаточной мере не использовал эти полномочия. Ни один орган! Ни одно должностное лицо! Я хочу это подчеркнуть.

Я не хочу сейчас приводить печальную статистику последних 2-3 лет, она хорошо известна, можете посмотреть.

Проверок вообще – если уж мы говорим о том, как осуществлять эти контрольные мероприятии, – должно быть не много, не мало, их должно быть ровно столько, сколько необходимо. И они должны проходить там, где реально возникает угроза здоровью и жизни граждан.

Всем министерствам и ведомствам поручаю провести ревизию собственных контрольных и надзорных полномочий, навести порядок самостоятельно, не дожидаясь пока придет прокурор.

Теперь, что касается изменений в законодательстве. У нас до сих пор системно не отрегулированы многие нормы и технические требования, касающиеся безопасности. Прошу внимательно разобраться с этим и вернуться еще раз.

Далее. Нужны поправки, усиливающие уголовные санкции для чиновников за нарушения в сфере государственного контроля и надзора, особенно – за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое привело к трагедии, к смерти людей.

Разумеется, надо повысить ответственность и для бизнеса. Халатность, нарушение норм безопасности, сознательное игнорирование предписаний контролирующих органов должны вести за собой жесткие административные либо уголовные санкции.

Наряду с этим нужно подключить экономические механизмы, которые побуждали бы бизнес не скупиться на безопасности. Прежде всего, это обязательное страхование ответственности, оно широко применяется во всем мире.

И, конечно, государство и наши компании, инфраструктурные компании, компании с государственным участием должны также вкладывать необходимые средства, ресурсы для безопасности.

В нашей повестке дня сегодня стоит инвестиционная программа компании «Российские железные дороги» на 2010 год. Ее общий объем составит 271 млрд рублей. Я хочу напомнить, что в текущем 2009 году – это 250,2 млрд рублей. То есть мы идем в следующем году с повышением.

И, конечно, нужно подумать о безопасности. На направление «антитеррор» и в инвестпрограмме предусмотрены средства в объеме 450 млн рублей. На обеспечение пожарной безопасности – 426,5 млн рублей. На повышение безопасности движения – 2,5 млрд рублей. Думаю, вот в такой пропорции. Во всяком случае, сегодня мы на эти расходы должны пойти.

Остановлюсь на ещё одном пункте повестки. Речь идёт о сфере занятости и реализации наших мер по борьбе с безработицей.

В 2009 году в целом удалось решить задачу смягчения напряжённости на рынке труда. Все-таки наши усилия, не во всех аспектах, но, тем не менее, положительный результат имели. В соответствующих региональных программах смогли принять участие почти 2 млн 200 тыс. человек, которые из-за кризиса столкнулись с безработицей или оказались под угрозой увольнения. То есть люди получили реальную помощь именно тогда, когда особенно в ней нуждались.

Конечно, мы хорошо знаем и понимаем, что люди справедливо ставят вопрос о качестве этих рабочих мест. Но, повторяю еще раз, это временное решение, в условиях острого экономического кризиса. В этой связи мы приняли решение – продолжить реализацию антикризисных мер поддержки рынка труда и в 2010 году. На эти цели выделяется 36,3 млрд рублей.

Но с учётом изменения экономической ситуации в программах содействия занятости будут серьёзно смещены акценты. На первый план выйдут задачи формирования гибкого и эффективного рынка труда. Люди должны получить дополнительные возможности для переобучения и повышения своей квалификации.

Также необходимо усилить стимулы для открытия собственного дела. В этом году начинающим предпринимателям выплачивается единовременное пособие в размере 58,8 тысяч рублей. Кстати говоря, это мерой многие воспользовались. Хотя и здесь очень много бюрократии, много сложностей. Но все-таки есть такие люди, которые этой мерой воспользовались.

В 2010 году размер выплаты будет удвоен, правда, при условии, что в рамках нового бизнеса создаётся рабочее место не только самому себе, но и ещё одному, как минимум, человеку, оставшемуся без работы.

Дополнительные меры поддержки предусматриваются для выпускников образовательных учреждений, для людей с ограниченными возможностями. За каждое рабочее место, созданное специально для инвалида, работодатель получит субсидию в размере 30 тысяч рублей. А для выпускников техникумов и вузов планируется расширить оплачиваемые стажировки на предприятиях, что позволит молодым людям приобрести опыт практической работы.

И, наконец, для моногородов и других мест, где на рынке труда складывается особенно неблагоприятная, либо острая ситуация, будут разрабатываться специальные комплексные программы. Первая такая программа – по решению проблем города Тольятти и работников «АвтоВАЗа» – уже принята. Объём её финансирования составит почти 5 млрд рублей.

Давайте начнем работать.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати