Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
17 июля 2008 | Архив

«Губернаторы должны иметь возможность выбора приоритетов»

Председатель Правительства России провел встречу с руководством Совета Федерации.

Верхняя палата неделю назад завершила весеннюю сессию, утвердив 170 законов. На встрече Владимир Путин заявил, что Совет Федерации – важнейшее звено в связи регионов и федерального центра. Более 1 триллиона рублей выделит последний на развитие субъектов, отметил премьер, и это не считая средств из Инвестфонда и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Вместе с тем, «из московских кабинетов не должны указывать губернатору, на что потратить деньги, – это будет решение его и депутатского корпуса». Таким образом, Владимир Путин высказался за расширение полномочий региональных властей, что особенно важно, учитывая, что с 1 января начинает действовать закон о местном самоуправлении.

Премьер обратил внимание Сергея Миронова и четырех Вице-спикеров Совета Федерации на то, что в осеннюю сессию сенаторам следует уделить особое внимание наведению законодательного порядка на рынке жилья. Владимир Путин попросил также верхнюю палату подсказывать правительству «те места, которые нужно поправить».

Вступительное слово В.В.Путина на встрече с руководством Совета Федерации:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наши встречи и в прежние годы проходили регулярно. Были плодотворными, содержательными. И сегодня это тем более востребовано, потому что работа Правительства и Парламента должна строиться на постоянной основе, должна быть плотной, практически ежедневной. В рабочем ключе мы должны обсуждать все законопроекты – так же, как и с Государственной Думой мы это делаем в режиме так называемого «нулевого» чтения. Надеюсь, практически такая же практика установится у нас и в работе с верхней палатой Парламента.

Хотел бы поблагодарить вас за очень активную работу в весеннюю сессию. Советом Федерации рассмотрено около 170 проектов законов. Особо хочу отметить законы о повышении минимального размера оплаты труда, опеке и попечительстве, Фонде содействия жилищному строительству, софинансировании добровольных пенсионных вкладов, накоплений.

Сегодня мы рассмотрим законодательные планы на перспективу. Но прежде хотел бы остановиться на вопросах, связанных с региональной составляющей деятельности Совета Федерации.

Мы с вами и в прежние времена – да, собственно, и закон так определяет – говорили и говорим о том, что Совет Федерации, верхняя палата Парламента – это важнейшее звено в связи регионов и федерального центра, важнейший орган, который определяет взаимодействие между федеральными центром и регионами. И, имея в виду общенациональные задачи, самым тщательным образом отслеживает интересы регионов Российской Федерации.

Такая обратная связь нужна постоянно. Особенно сейчас, когда мы работаем над серьезными программными документами. Вы знаете, что в ближайшие месяцы должна быть принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.

Важно, чтобы ее ключевые направления стали приоритетами для работы на всех уровнях власти – и на федеральном, и на региональном. Я очень надеюсь, что и на муниципальном – тоже. Тогда, за счет сложения федеральных, региональных и местных ресурсов, будет получен максимальный эффект.

Мы направляем серьезные федеральные ассигнования на увеличение заработной платы, стипендий, других выплат.

Очевидно, что реализация такой активной социальной политики потребует дополнительных расходов и от региональных бюджетов. Мы будем искать решения, в том числе и с участием Совета Федерации.

Главное, чтобы новый уровень социальных гарантий был равнодоступен для граждан. Независимо от того, в каком регионе человек проживает, и из какого источника получают выплаты. Я об этом скажу чуть позже – о том, как федеральный центр на деле помогает регионам.

Вы знаете о принятом недавно решении об увеличении на 30% Фонда оплаты труда бюджетникам федеральных учреждений. Конечно, это будет иметь определенный эффект и для бюджетников регионов. И, конечно, мы будем помогать решать эту задачу.

Вместе с тем, хотел бы обратить ваше внимание и внимание руководителей регионов: это не значит, что с регионов снимаются задачи по поддержанию соответствующих выплат и заработных плат для работников их уровня, их учреждений. Это, прежде всего, их задача. И это – определение приоритетов внутри региональных бюджетов. А о том, как растут региональные бюджеты, я скажу ниже.

Выполнение обязательств регионами прямо зависит от доходной части их бюджетов. Знаю, что 4 июля вы рассматривали вопросы налогообложения на «правительственном часе». В том числе – как отразятся на местных бюджетах недавние новации, связанные со снижением налоговой нагрузки на граждан и экономику.

В этой связи напомню, что логика наших действий состоит в том, чтобы расширить финансовые возможности регионов. И за последние годы общий объем региональных бюджетов существенно вырос. В 2006 году он составил 3,7 трлн. рублей, а в 2007 году – 4,8 трлн. Рост на 15%. Хочу подчеркнуть: в реальном выражении, несмотря на инфляцию.

В 2008 году, по нашим прогнозам, рост будет еще на 1 трлн. – 5,8 трлн. рублей. Это вполне сопоставимо с тем, что может себе позволить в расходной части федеральный бюджет.

Ежегодно растет и федеральная помощь регионам. В текущем году она превысит один трлн. рублей. И это – не считая тех средств, которые поступят в территории через другие механизмы. Имею в виду Фонд содействия реформированию ЖКХ и Инвестиционный фонд. Это дополнительные деньги, сверх того триллиона, о котором я сказал выше.

Продолжится финансирование программ в рамках национальных проектов. Субсидии регионам на дорожное строительство составят порядка 100 млрд. рублей ежегодно.

Мы намерены и впредь серьезно заниматься повышением эффективности механизмов оказания федеральной поддержки регионам. Сейчас я скажу об этом подробнее. Считаю, что это очень важно, и мы должны с вами посоветоваться на этот счет, если вопрос есть.

Сейчас Министерство регионального развития готовит изменения в порядок предоставления субсидий регионам на решение социально значимых проблем. Мы с вами и в прежние годы обсуждали эти механизмы. Нельзя сказать, чтобы они были совсем уж неработающими, но все-таки, справедливости ради, нужно сказать, что были и проблемы. Да и до сих пор они существуют.

Не всегда наиболее нуждающиеся регионы получают то, что должны были бы получать из федерального бюджета. К сожалению, бывало и так, что получали те регионы, руководство которых ведет себя более активно в министерствах и ведомствах, московских коридорах власти, как говорится.

Сейчас в федеральном бюджете у нас примерно 80 видов поддержки регионов на общую сумму 415 млрд. рублей. Но при этом многие из них совсем небольшие по объему.

Вместо этого предполагается сформировать перечень приоритетов, и в соответствии с ним предоставлять региональным бюджетам субсидии в укрупненном виде. Субъекты Федерации получат большую свободу выбора конкретных направлений их использования с тем, чтобы из московских кабинетов напрямую не указывали губернаторам, руководителям регионов, на что конкретно они должны потратить деньги. Чтобы губернатор вместе с депутатским корпусом региона имел возможность выбора приоритетов. Естественно, это будет функционировать при условии достижения установленных целевых показателей. Мы с вами и в Правительстве, и в Парламенте, в том числе в Совете Федерации, должны будем внимательно посмотреть не только на то, по каким направлениям расходуются эти средства, но и на эффективность.

Предлагаю сегодня в связи с этим поговорить и о контроле за осуществлением полномочий, переданных на места из федерального центра. Среди них – вопросы водопользования, лесного хозяйства, градостроения, политики занятости, культуры.

Эффективное исполнение таких полномочий имеет общегосударственное значение. И, если мы что-то передаем на места, это совсем не значит, что мы на федеральном уровне должны отмахнуться от этого, забыть, считать, что это совсем не наше. Принцип «с глаз долой – из сердца вон» здесь совершенно неприменим, не подходит. Это значит, что сфера деятельности региональных властей должна быть в зоне нашего постоянного общего внимания.

Не менее важная тема – оптимизация работы территориальных органов федеральной власти. Они по-прежнему часто дублируют местные структуры, недостаточно эффективно взаимодействуют с ними. Есть и объективные претензии к качеству деятельности федеральных чиновников на местах, да и к их количеству.

Что касается перераспределения полномочий, здесь тоже нужно повнимательнее, подетальнее посмотреть.

Вчера, как вы знаете, я был в Ростовской области. Губернатор мне рассказывал о ситуации там. Что касается рыбной отрасли: вроде бы, многое передано в этой части регионам, а построить рыбоотвод он не имеет права. Это только федеральные полномочия. Почему? Губернатор говорит: если я истрачу эти деньги, придут проверяющие органы и будут претензии по поводу их нецелевого расходования. Вот таких вещей еще очень много осталось. Я бы просил членов Совета Федерации внимательно посмотреть на эти проблемы, включиться в эту работу и подсказать Правительству те места, которые еще нужно поправить.

В заключение хотел бы вновь вернуться к планам законодательной работы.

В ходе следующей сессии прошу уделить особое внимание блоку вопросов по жилищному строительству. Речь идет о принятии новых строительных регламентов.

Вы, наверняка, обращали внимание на мои публичные высказывания в этой части, совсем недавние. При осуществлении крупных проектов – это касается и подготовки Сочи к Олимпиаде, и подготовки к саммиту азиатских государств АТЭС во Владивостоке, да и по некоторым другим объектам – мы сталкиваемся с совершенно уникальной ситуацией, когда определенный объем строительных, инженерных работ в России стоит в разы дороже, чем у наших соседей в Европе. Хотя у нас по многим параметрам составляющие этих работ являются более дешевыми. Я уже не говорю про рабочую силу, но и электроэнергия, и земля, и даже вода и другие ресурсы – намного дешевле. А конечный результат получается дороже. Что это такое? И, вроде, по закону все правильно. Это – устаревшие регламенты еще 50-х, 60-х годов, накрученные на, вроде бы, естественные и понятные инструменты. А на самом деле, в конце концов, получается ерунда.

Вот этому нужно положить конец. Я перед Правительством, перед Министерством регионального развития поставил задачу завершить эту работу где-то в ноябре. Останется немного времени для того, чтобы принять решение на законодательном уровне. Поэтому я просил бы вас уже сейчас включиться в эту работу с тем, чтобы, когда она будет завершена окончательно, и Дума, и Совет Федерации смогли, будучи в материале, быстро принять это решение.

Это все, что я хотел сказать вначале.

Заключительное слово Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на встрече с руководством Совета Федерации:

Если позволите, несколько замечаний. Не на все, но хотя бы на некоторые вещи, которые мне показались наиболее интересными, важными.

Что касается перераспределения налоговых поступлений по различным уровням бюджета, надо внимательно посмотреть. В своем вступительном слове я сказал о некоторых направлениях нашей совместной работы в ближайшее время, но не упомянул о главном – бюджете. Бюджет надо будет принять.

Ясно, что бюджет на сегодня сформирован, посчитан. Сейчас мы в различных ведомствах дорабатываем детали. Идут еще споры, баталии между Минфином и отраслевыми министерствами, между коллегами по отраслям, выбираются, определяются приоритеты. И, разумеется, что, когда мы выйдем с бюджетом, то перераспределять нагрузку на законодательном уровне не представляется возможным.

Тем не менее, я считаю, что ваше предложение заслуживает внимательного рассмотрения. Особенно имею в виду малый бизнес и заинтересованность муниципалитетов в развитии этого вида деятельности. Но это мы должны, разумеется, сделать таким образом – бюджет принять, а потом спокойно начать в рабочем порядке смотреть на то, что будет происходить дальше в сфере налогообложения, и как мы должны стимулировать различные виды деятельности и различные уровни власти к поддержанию этих видов деятельности. Я поэтому не буду вдаваться в детали. В целом, мне кажется, что это интересно.

Теперь – Болонский процесс. {Обращаясь к С.М.Миронову} Если я Вас правильно понял, то Вы считаете, что выдача дипломов, по сути, европейского образца, признаваемых в европейских странах, является дополнительным стимулом для наших выпускников, для их трудоустройства в иностранных компаниях, либо вообще за границей. Сергей Михайлович, у нас здесь с Вами концептуальное расхождение. Несмотря на то, что это действительно создает условия для трудоустройства наших молодых людей в иностранных компаниях, а, может быть, даже и за границей, и несмотря на то, что мне как Председателю Правительства, не нравится, что наши выпускники покидают территорию Российской Федерации, трудоустраиваются где-то за рубежом, тем не менее, ограничивать наших людей в правах считаю неправильным. Наоборот, как бы это ни было нам неприятно, но здесь есть и плюсы. Плюсы заключаются в том, что таким образом наша система образования показывает, что она является конкурентоспособной. А это тоже существенно и показывает конкурентоспособность нашей экономики, нашего общества в целом. Само по себе это не так уж и плохо.

А что касается выполнения тех задач, которые государство считает приоритетными, то в этом случае нам надо действовать не путем каких-то ограничений, а путем создания наилучших условий для применения квалифицированной рабочей силы. Что это значит? Это значит, что нужно повышать заработную плату, это значит, что нужно создавать условия для того, чтобы молодые люди могли заключать браки и создавать семьи. То есть, нужно создавать соответствующие жилищные условия. Вы знаете, что мы с Академией наук, допустим, приняли решение – на свободных землях Академии наук начать строительство жилья для молодых ученых.

Если мы будем действовать по этим принципам, по этим направлениям, то, я думаю, мы не только будем способствовать тому, чтобы люди трудоустраивались на территории Российской Федерации, в наших компаниях и тем более в регионах, которые являются для нас критическими, наиболее важными с этой точки зрения – скажем, Восточная Сибирь, Дальний Восток... Платить надо больше, создавать условия для жизни, квартиры строить. Так вот, если мы будем решать эти проблемы таким образом, то это будет способствовать не только тому, что люди будут трудоустраиваться у нас, но и тому, чтобы те, кто работали за границей, возвращались. А такая тенденция есть.

И в этом смысле здесь тоже есть определенный плюс. Если человек чувствует себя свободным, он поработал где-то за границей, потом у него возникло желание и возможность вернуться в страну, он не только приезжает обогащенный опытом и знанием новых технологий, но и у себя на родине работает еще более эффективно.

В целом, конечно, хотелось бы, чтобы все работали у нас. Но быть частью мировой системы образования и частью мировой экономики тоже неплохо и здесь тоже есть свои плюсы. Нужно только умело использовать это для собственного развития. Так и будет.

Теперь что касается некоторых других вопросов, которые вы затронули. По поводу дачной амнистии.

Многое сделано. И на моих телевизионных линиях практически каждый год мы возвращались к этому вопросу. Думаю, что многое сделано для совершенствования этого процесса. Обращаю ваше внимание на то, что, если за весь прошлый год мы зарегистрировали 600 тысяч садовых участков и садовых хозяйств, то в этом году только за полгода – уже 600 тысяч. То есть, процесс идет. И нарастающими темпами.

Что касается оплаты. Наверное, можно еще раз посмотреть на эту оплату, если, действительно, она великовата для рядового гражданина. Вот по этому пути, мне кажется, нужно идти.

Что касается того, чтобы переоформлять сразу на садоводство, и, как Вы сказали, там проблем не будет, то надо внимательно посмотреть на это. А может, там будут проблемы. И, если мы туда это все отдадим, то в разных садоводствах тоже по-разному строятся отношения между административным управлением, хотя оно и является общественным, тем не менее – и рядовыми членами садоводства. Как они это между собой будут делить? И что, государство совсем отстранится от этого? А, может быть, мы кого-то оставим незащищенными в этих условиях, сбрасывая туда эти полномочия? Я не говорю, что так нельзя сделать, но нужно внимательно посмотреть.

Давайте подумаем на этот счет. Уж извините за моветон, но мы же должны исходить из нашей реальной жизни. Посмотреть, что там будет. Ну, сбросили туда эти полномочия. А дальше что? Вы так уверены, что там все справедливо будет сделано? Я не говорю, что так нельзя сделать. Так можно сделать. Но перед тем, как сделать, перед тем, как «отрезать», нужно «семь раз отмерить».

Теперь про материнский капитал. Вы знаете, когда мы решали, на какие цели можно израсходовать деньги в рамках материнского капитала, мы не случайно выбрали возможность улучшения жилищных условий. Но мы, конечно, не исходили из того, что только на материнский капитал можно купить квартиру. Это добавка, это прибавка к семейному бюджету, причем та прибавка, которую приносит в семью сама женщина для того, чтобы улучшить жилищные условия.

И, как я и обещал, когда инициировал эту форму дополнительных выплат, мы будем индексировать это по инфляции. Мы так и делаем. Вот Вы упомянули сегодняшнюю цифру. Она превышает 250 тысяч, с которых мы начали. И если инфляционные процессы будут развиваться так, как мы сейчас видим, как они должны развиваться, если они не будут прыгать слишком высоко и слишком угрожать экономике, будут в тех параметрах, о которых мы говорим, то мы доиндексируем это и в следующем году. И это может выйти уже за 300 тысяч – в зависимости от инфляции.

Я считаю, что это честный, открытый, ясный и понятный подход. Что же касается привязки к квадратному метру, то теоретически это, наверное, можно себе представить, но это требует очень тщательного расчета по регионам, потому что в разных регионах разная стоимость жилья. Но это не мешает гражданам, если они проживают в одном регионе, но хотят улучшить свои жилищные условия, с более эффективным использованием, в том числе, материнского капитала, приобрести жилье там, где оно стоит дешевле.

Я уже не говорю о жителях Москвы и Санкт-Петербурга, которые здесь кровно привязаны. Особенно те, которые здесь родились, выросли, имеют корни. Вряд ли можно себе представить, что они так легко куда-то переселятся. Но у нас есть миллионы и миллионы граждан, которые рождаются в провинции, всю жизнь живут в провинции и достаточно легко переселяются из одной провинции в другую. Для этой категории граждан такая форма использования «живых денег» является эффективной.

Есть примеры, когда из крупных городов, городов-миллионников люди переезжают в сельскую местность и менее освоенные регионы. В ту же самую Восточную Сибирь. Мне кажется, прежде всего, нужно думать о величине этого материнского капитала и исполнить перед людьми взятые на себя обязательства. Обращаю ваше внимание, что они не очень большие. До сих пор, если мы что-то с вами обещали, то всегда выполняли это. Во всяком случае, делали все для того, чтобы это исполнить.

Сегодняшний механизм использования материнского капитала таков, что он исполняем. Можно, конечно, попробовать улучшить, но, повторяю, к этому вопросу нужно подойти очень внимательно и подумать. Давайте сначала посчитаем.

Что касается общественных советов, то в некоторых частных компаниях такие советы уже созданы. Давайте изучим их опыт, посмотрим на то, как функционирует Общественная палата и соответствующая структура в Общественной палате. Давайте подумаем.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
Главное