Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
3 сентября 2010 | Архив

Владимир Путин: спекулировать – недопустимо. Это касается всех участников рынка – от поля до прилавка!

В ходе заседания Президиума Правительства В.В.Путин сообщил, что им подготовлен ряд поручений по итогам его полуторанедельной поездки по регионам Сибири и Дальнего Востока. В частности, по его словам, следует оперативно завершить работу над программой строительства космодрома «Восточный» и комплексного обустройства трассы Чита – Хабаровск.

Премьер также сказал, что Правительство, идя навстречу дальнобойщикам, внесёт в регламент о безопасности колёсного транспорта поправки, разрешающие использовать автопоезда увеличенных габаритов до 20 м в длину.

По итогам посещения Камчатского края В.В.Путин дал поручения, касающиеся оптимизации контрольных и надзорных таможенных процедур в рыбной отрасли. На развитие и благоустройство Петропавловска-Камчатского будет дополнительно выделен 1 млрд рублей.

По итогам поездки в Красноярский край Премьер поручил Министерству образования и науки «подумать над дополнительными стимулами поддержки инновационной активности высших учебных заведений».

Кроме того, глава Правительства потребовал активизировать работу по ликвидации ветхого жилья и обустройству сибирских и дальневосточных населённых пунктов.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы обменяемся вначале оперативной информацией. Сегодня у нас есть и приятное событие: осуществлён успешный запуск трёх космических аппаратов по системе ГЛОНАСС. Таким образом, у нас на орбите стало 24 спутника плюс два резервных. В ближайшее время должно быть запущено ещё три космических аппарата и в декабре текущего года ещё один. Таким образом, на орбите будет 28 плюс два резервных – 30. Полная группировка, для того чтобы работать глобально.

По линии поддержки оборонно-промышленного комплекса принято решение поддержать несколько предприятий. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), пожалуйста, прокомментируйте.

С.Б.Иванов: Сегодня ночью с «Байконура» осуществлён успешный пуск и уже выведено на расчетную орбиту три очередных навигационных аппарата системы ГЛОНАСС, как Вы сказали. Сейчас у нас на орбите всего 26 аппаратов, из них два – в резерве. По существу, через некоторое время, когда новые аппараты после проведения соответствующих технических процедур будут введены в действие, у нас группировка достигнет уровня глобальной. Совсем недавно, когда Вы проезжали по дороге Чита-Хабаровск, Вы видели, что там даже в безлюдных местах сигнал ГЛОНАСС работает вполне устойчиво даже сейчас.

В.В.Путин: Устойчиво принимается везде.

С.Б.Иванов: В планах у нас – к концу этого года завершить формирование полноценной постоянной группировки уже в глобальном масштабе. 30 ноября мы планируем очередной пуск ещё с тремя аппаратами, и, как Вы сказали, в конце декабря у нас начало лётных испытаний аппарата нового навигационного поколения – «ГЛОНАСС-К» он называется. Срок существования и работы на орбите одного аппарата повышается до 10 лет. И, как мы совсем недавно говорили в Рязани на совещании по ГЛОНАСС под Вашим руководством, сейчас у нас проблемы уже не в космосе, а с внедрением результатов получения этого сигнала на земле. И в протоколе, который Вы подписали по результатам совещания, предусматривается целый комплекс мер: там 13 порученческих пунктов, связанных с деятельностью регионов, транспортников, многих министерств и ведомств, муниципальных властей. Всё это позволит максимально быстро окупить те средства, которые мы затратили на формирование космической группировки, для того чтобы это приносило пользу реальному хозяйству, экономике и повышало, кстати, её прозрачность. Такие поручения Вами даны совсем недавно, мы это контролируем.

Что касается поддержки предприятий ОПК, то в рамках Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению или предотвращению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также ряда организаций ОПК (оборонно-промышленного комплекса), три таких предприятия получили субсидию: ростовский Оптико-механический завод, который расположен в городе Ростов Ярославской области (не Ростов-на-Дону, а в Ярославской области), – в размере 274 млн рублей; завод «Маяк» в городе Москве (он относится к корпорации «Ростехнологии», это авиационное приборостроение) – 177 млн рублей; и дальневосточное предприятие «Восход» – 77,4 млн рублей. Данные средства направляются на погашение задолженности этих трёх предприятий по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые не подлежат реструктуризации в установленном порядке, то есть это их долги перед казной.

Естественно, предоставление этих средств каждому предприятию обусловлено их конкретным планом, который представлен в Правительство, по оздоровлению, повышению эффективности производства – только на таких условиях мы выдаем такие субсидии. Все три предприятия, естественно, участвуют в выполнении государственного оборонного заказа.

В.В.Путин: Хорошо.

Сергей Кужугетович (обращаясь к С.К.Шойгу), подписано также распоряжение о перечне закупаемой для нужд вашего министерства авиационной техники. Прокомментируйте, пожалуйста, это решение: когда, что предполагается сделать, как эта техника будет использоваться, на каких направлениях?

С.К.Шойгу: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Подписано распоряжение Правительства о выделении средств на приобретение воздушных судов – пяти вертолётов Ка-32. Это сделано в соответствии с поручением Президента и Председателя Правительства после всех событий на скоростной трассе Москва-Санкт-Петербург, на железной дороге, и для организации обеспечения скоростного движения по этой трассе. И, безусловно, обеспечения безопасности на автомобильной трассе.

Для этого подготовлен пилотный проект. У нас в I квартале 2011 года во всех лечебных учреждениях по этой трассе будут уже завершены посадочные площадки для принятия пострадавших и больных.

Вторая задача, которая ставится перед этими вертолётами, – это обеспечение в Новгородской, Тверской, Московской и Ленинградской областях работы санавиации.

Вы знаете о том, что в связи с убытием таких вертолётов, как Ми-2, и самолётов Ан-2 у нас фактически серьёзно усложнена работа санавиации. Совместно с Минздравсоцразвития эта работа также осуществляется.

Следующее. Мы также по этому распоряжению в ближайшие два года должны получить два самолёта Ан-148-100. Это самолёты для обеспечения работы спасателей и доставки пострадавших в районах Дальнего Востока и Сибири.

Самолёт достаточно хорошо показал себя в ходе испытаний. Он садится на грунтовые полосы. Ему нужна достаточно короткая полоса как на взлёт, так и на посадку, он приспособлен для средних магистралей.

Нами уже отработан вариант с достаточно быстрой постановкой медицинского оборудования на этот самолёт. Необходимость этого показали нам и события на Саяно-Шушенской ГЭС, и на шахте «Распадская», когда мы должны были эвакуировать большое количество людей.

Поэтому я хочу ещё раз сказать спасибо всем, кто принял такое решение. Я надеюсь, оно послужит скорейшей реализации программы комплексной безопасности на трассах и М4 «Дон», и М10, и М7 «Волга», потому что следующие этапы – это эти трассы. Там рассматриваем отдельно всё то же самое – привязки к лечебным учреждениям. И более того, мы сейчас уже готовим вместе с Минздравсоцразвития программу по обеспечению посадочной площадки именно на клиниках, чтобы нам садиться не где-то в стороне, ещё одно плечо транспортное устраивать, а чтобы сразу на крыше – так, как это принято в Европе, так, как это принято на Западе.

В.В.Путин: Крышу только не обвалите...

С.К.Шойгу: Постараемся.

В.В.Путин: ...в какой-нибудь районной поликлинике. А то Ми-8 посадите на крышу...

С.К.Шойгу: Нет, это К-32, он очень хороший.

В.В.Путин: ... и поликлинику нужно будет восстанавливать, и людей лечить дополнительно.

С.К.Шойгу: Владимир Владимирович, постучите по дереву!

В.В.Путин: Я к этому ещё вернусь.

На трассе «Амур», где мы были сейчас, тоже нужно провести соответствующую работу. Заканчивается строительство – я сейчас скажу ещё об этом несколько слов, – но нужно заняться основательно её обустройством. Она пустая, голая, и нужно сделать это комплексно. Я соответствующее поручение сформулировал...

В.Ф.Басаргин: В Чите.

В.В.Путин: Да, в Чите на совещании. Ваш заместитель там был, он всё знает. Прошу оперативно тоже решить.

Что касается Минздрава. Подписано также Постановление Правительства «Об осуществлении бюджетных инвестиций в Российский научный центр радиологии и хирургических технологий». Деньги немаленькие – свыше 6 млрд рублей до 2013 года. Объекты должны быть введены в строй как раз в 2013 году. Пожалуйста, несколько слов по этому вопросу.

В.С.Белов (замглавы Минздравсоцразвития): Спасибо, Владимир Владимирович, действительно, деньги немаленькие. За последнее время Правительством, Вами подписан целый ряд постановлений именно по инвестициям в лечебные учреждения.

Реализация мероприятий, направленная на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, является одним из приоритетов национального проекта в сфере здравоохранения. Федеральное государственное учреждение «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий», конечно, вносит существенный и интеллектуальный, и практический вклад в реализацию этой программы. Анатолий Михайлович Гранов (А.М.Гранов – заведующий отделом Центрального научно-исследовательского рентгенорадиологического института), конечно, уважаемый и ответственный человек. Поэтому вместе с ним мы предпримем все действия для того, чтобы в срок в 2013 году сдать этот объект в эксплуатацию. Это, конечно, очень и очень серьёзный объект, который позволит и методологически, и практически помочь решению актуальной проблемы борьбы с этими заболеваниями.

В.В.Путин: Хорошо. Анатолию Михайловичу привет передавайте, а я заеду посмотрю на предполагаемые площадки.

С 1 сентября вступил в силу закон об обороте лекарственных средств.

Пожалуйста, тоже несколько слов.

В.С.Белов: Действительно, Владимир Владимирович, с 1 сентября вступил закон в силу. Естественно, когда мы готовили проект закона, мы хотели прописать нормы прямого действия. Но это не совсем получилось, поэтому в плане реализации закона была предусмотрена подготовка 13 решений Правительства. Все эти решения внесены в настоящий момент в Правительство Российской Федерации. Сейчас они дорабатываются в аппарате, и количество их уменьшится, потому что некоторые соединили: будет, наверное, 9 или 10 решений Правительства.

Я бы хотел сказать, что мы при подготовке этих решений Правительства, так же как и при подготовке закона, очень тесно общались с фармпроизводителями. И поэтому – по нашему, может быть, субъективному мнению, но время покажет – всё-таки нашли точки соприкосновения. Мы считаем, что мы в правильном направлении приняли решение по этому закону, и он должен заработать в полную силу.

Вы сегодня также подписали положение о лицензировании производства лекарственных средств. В этом постановлении определены федеральные органы исполнительной власти, которые будут лицензировать производство. Это Министерство промышленности и торговли (по производству медикаментов для населения) и Федеральная служба ветеринарного, фитосанитарного контроля (по производству лекарственных средств для животных). В этом постановлении определены ответственность, сроки, меры. Оно своевременно и должно заработать. И тем более, по нашему глубокому убеждению, реализация этого постановления позволит нам выполнить в полном объёме стратегию лекарственных средств до 2010 года, которая была принята.

В.В.Путин: Хорошо. Первого сентября, как известно, начался новый учебный год. Мы в последнее время много говорили о новых образовательных стандартах. Что с этим происходит? Первое.

И второе. Вводится новая система аттестации учителей. Согласована ли эта новая аттестация с профсоюзами?

А.А.Фурсенко: Уважаемый Владимир Владимирович, по поводу новых стандартов. С первого сентября началось их практическое применение. У нас утверждены стандарты для начальной школы.

Во всех первых классах переход на новый стандарт начнётся с первого сентября следующего года. Но в этом году 200 тыс. первоклассников из общего количества более 1 млн 400 тыс. уже начали эти стандарты применять. Дано было добро тем школам, которые в полной мере подготовились, потому что в новых стандартах, помимо самого содержания, есть ещё такая важная вещь, как условия для их осуществления: новые методические пособия, по-новому оборудованные классы.

Во время августовского педсовета я встречался с несколькими учителями. Они считают, что это очень интересно, потому что в этих новых стандартах предусмотрен довольно большой кусок внеклассной работы (это входит в нагрузку преподавателя), и те подходы, те сведения, которые сообщаются первоклассникам, тоже по-новому организованы.

Во всяком случае, сильные учителя сами изъявили желание начать эту работу. Посмотрим. Я абсолютно убеждён: за этот год мы подготовим все школы к переходу на новые стандарты – и методические, что очень важно, потому что для других классов это тоже будет первый опыт.

Что касается нового порядка аттестации. Вы как раз давали поручение, когда проводили оргкомитет Года учителя, – порядок согласован с профсоюзами.

Тогда главный вопрос профсоюзов был такой – вы вводите обязательную аттестацию для всех учителей, но при этом должны быть созданы условия для того, чтобы учителя имели возможность эту аттестацию пройти, чтобы они имели возможность повысить свою квалификацию.

В новом порядке это прописано. Это означает, что каждые пять лет учителя должны проходить квалификацию. Если какие-то проблемы есть, если не прошли даже, то, может быть, им будет предоставлена возможность повысить свою квалификацию, узнать те вещи, которые они должны знать как преподаватели, и пройти повторную аттестацию. Если и этого не будет, тогда они должны будут менять место работы.

Этот порядок согласован с профсоюзами. Мы договорились о том, что закрепление процедуры аттестации будет за региональным уровнем, то есть на уровне регионов. Но мы будем контролировать как орган, определяющий политику в этой сфере.

В.В.Путин: Хорошо. Игорь Олегович (обращаясь к И.О.Щёголеву, министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации), мы уже начали, по сути, внедрять новое – разворачивать сеть цифрового телевидения. И договорились о том, что будем делать это с Дальнего Востока, с другой крайней точки России – Калининграда. Пожалуйста, прокомментируйте. Мы говорили применительно к Дальнему Востоку. Что в Калининграде происходит?

И.О.Щёголев: Да, основные работы развернулись на Дальнем Востоке. Там в этом году предстоит оборудовать и дополнительно построить порядка тысячи объектов. Проектирование завершено, законтрактовано. Уже сейчас оборудование на подходе. Там мы полностью в графике.

Калининград – мы сделали исключение – изначально не значился в планах первого этапа. Но, учитывая особое положение области и технологическую возможность и готовность местных властей, мы действительно его тоже включили в первый этап. И за этот год мы уже успели спроектировать, отремонтировать и дооборудовать пять существовавших телевизионных вышек, поставить там передатчики – и уже к сегодняшнему дню у нас охвачено тестовым цифровым вещанием 85% территории. Это достаточно много для таких сроков.

Для того чтобы охватить оставшиеся 15, нам нужно дополнительно построить порядка десятка объектов, 11 – точнее говоря. Они тоже запроектированы, и по нашему графику мы это сделаем в первой половине 2011 года. То есть к середине 2011 года на всей территории Калининградской области у нас будет вещание. Сейчас оно уже ведётся – это делается на 70% за счёт отечественного оборудования. Просто есть ряд вещей, которые в России не производятся, но большая часть того, что мы используем, в том числе и передатчики – наиболее высокотехнологичные приборы, производятся в России.

Там же в Калининграде есть крупный завод по производству телевизионных приставок для населения. И по выходе на проектную мощность он сможет обеспечить население приставками по вполне демократичным ценам.

В.В.Путин: Хорошо. Я уже несколько раз вспоминал о поездке на Дальний Восток, в Сибирь. Хочу сказать, что состоялся целый ряд полезных рабочих совещаний и встреч с трудовыми коллективами. Сегодня по их итогам мною подписан целый перечень поручений различным ведомствам.

Сегодня считаю необходимым обратить внимание на некоторые моменты. Первое. Следует оперативно завершить работу над программой строительства космодрома «Восточный» и комплексного обустройства трассы Чита-Хабаровск – об этом я уже сказал.

Во-первых, нужно завершить создание самой трассы. Там всё на конечном этапе находится – километров 45-50...

Реплика: 30 километров.

В.В.Путин: 30... Ну дай Бог, если 30 осталось без твёрдого покрытия. Но нужно завершить, это твёрдое покрытие сделать, иметь планы развития и приступить к обустройству – комплексному обустройству трассы. Мы говорили об этом на совещании в Чите, и очень надеюсь на то, что работа будет двигаться в этом направлении.

Отмечу, кстати, что Правительство пойдёт навстречу автоперевозчикам, и в регламент о безопасности автотранспорта будут внесены поправки, разрешающие использовать автопоезда увеличенных габаритов (до 20 м в длину). Этот вопрос ставили дальнобойщики Сибири и Дальнего Востока, где такие машины эффективны в эксплуатации.

Но, естественно, речь идёт не только об импорте. Мы очень рассчитываем, что и наша промышленность освоит выпуск такой же техники – экономичной и удобной для людей, что самое главное.

Некоторые вопросы нужно будет рассмотреть отдельно. Они связаны с охраной труда, в частности охраной труда дорожных рабочих. На одной из бесед люди поставили вопрос об отнесении некоторых видов работ к категории вредных. И нужно рассмотреть.

Далее. Это решение проблем рыбной отрасли, прежде всего оптимизация разного рода контрольных, надзорных, таможенных и пограничных процедур. Так, уже сегодня мы обсудим законопроект, который предусматривает упрощённый порядок пересечения границы для наших рыбаков – упрощённый порядок пересечения государственной границы. Тем самым будет сделан ещё один шаг к созданию благоприятного делового климата в рыбной отрасли, снижены материальные и временные издержки предприятий. И что важно, при этом повышается безопасность мореплавания, так как в штормовую погоду, например, рыбаки смогут перегружать пойманную рыбу с судна на судно у берега, в территориальных водах, а не в открытом море.

Но хочу также подчеркнуть: упрощённый порядок процедур не должен стать лазейкой для браконьеров и недобросовестных предпринимателей. Задача государства – не только стимулировать развитие рыбной отрасли, но и защищать биоресурсы от хищнического промысла и разбазаривания.

Третье. Прошу Министерство образования и науки подумать над дополнительными стимулами для поощрения инновационной активности в высших учебных заведениях. Мы были вместе с министром на встрече со студентами в Красноярске, и я думаю, что правильно они обращали внимание на некоторые проблемы, не решённые до сих пор, на некоторые барьеры, которые остаются. Нужно их устранить.

Кроме того, Минприроды России следует разработать программу рационального использования туристического потенциала российских национальных парков и заповедников. На Дальнем Востоке их много, они масштабные, большие, очень привлекательные. Но наша нормативно-правовая база на сегодняшний день такова, что не позволяет людям пользоваться имеющимися у нас богатствами: очень много ограничений, подчас не нужных. Нужно поддержать и научно-исследовательскую, и природоохранную деятельность на Крайнем Севере.

Четвертое. Мы должны более активно заниматься вопросами ликвидации ветхого жилья, обустройства сибирских и дальневосточных городов и посёлков. Это касается и Петропавловска-Камчатского, и зоны БАМа, и небольших посёлков – вообще в целом по стране, но и в данном случае на Дальнем Востоке и в Сибири, где их немало. Да и в городах тоже много проблем. Вот я в Норильске побывал, должен вам сказать: есть над чем работать, мягко говоря.

Что касается Петропавловска-Камчатского, мною сегодня подписано постановление по единственному исполнителю работ. Вот мы выделили Камчатскому краю 3,5 млрд рублей, но так и не смогли за целый год конкурс провести. Целый год прошёл – 3,5 млрд до сих пор лежат на счетах. Вынужден был сегодня подписать соответствующее распоряжение о назначении единственного исполнителя работ.

Что касается Норильска. Я о нём упоминал уже. На решение проблем города будет направлено примерно 27 млрд рублей – на 10 лет и из разных источников. Конечно, ситуация везде разная, но в некоторых дальневосточных городах жилой фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, прямо скажем, находится в крайне запущенном состоянии.

Я уже упоминал Петропавловск-Камчатский. На благоустройство этого города мы дополнительно, целевым образом направим 1 млрд рублей: в текущем году – 300 млн и в будущем ещё 700 млн рублей.

Я вчера попросил руководителей Петербурга оказать содействие Петропавловску-Камчатскому. Нужно, чтобы там был хороший план – такой доброкачественный план развития города, уничтожения этих трущоб несчастных. Там непочатый край работы, огромное поле для деятельности.

Хочу подчеркнуть: за всеми этими поручениями стоят интересы и нужды конкретных людей. Вот я был в одном из общежитий, рекомендую вам тоже сходить и посмотреть, что это такое. И когда Министерство регионального развития будет заниматься вместе с краем решением этих проблем, нужно в первую очередь обратить внимание на расселение такого, с позволения сказать, жилья.

Всё равно там нужно проводить мероприятия, связанные с усилением жилищ в связи с опасностью землетрясений. Строить нужно новое сейсмоустойчивое жильё изначально и нужно делать всё по уму и по современным стандартам.

Теперь несколько слов по повестке нашего сегодняшнего заседания. Сегодня мы обсудим доклады Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в российской экономике. Хотел бы ещё раз подчеркнуть: развитие конкуренции является стратегической задачей государства в целом и Правительства. Конечно, возникающие здесь проблемы не решаются за один день – это понятно. Но, с другой стороны, и откладывать на потом соответствующую работу недопустимо.

В этой связи уже сегодня требуется выстроить национальную систему показателей, которая позволит объективно оценивать состояние конкуренции в стране, чтобы мы понимали реальное положение дел и могли принимать взвешенные решения по вопросам, чувствительным для всех участников рынка.

Не менее важным является и завершение работы по ревизии и отмене избыточного административного регулирования в строительстве, образовании, здравоохранении, других секторах экономики.

И наконец, к 1 сентября этого года все субъекты Федерации должны были утвердить собственные программы развития конкуренции. Ещё раз напоминаю Минэкономразвития и ФАС: необходимо постоянно отслеживать эффективность реализации этих программ, чтобы на выходе мы получили реальные результаты, а не формальные отписки. В том числе повышенное внимание должно уделяться вопросам демонополизации локальных рынков и развития розничной торговли. Там, где этими вопросами серьёзно занимаются (а такие регионы у нас тоже есть), возможностей неправомерно повышать цены в магазинах намного меньше (как правило, они исключены) и сами цены, как правило, ниже. И это особенно важно сейчас, вы это понимаете, учитывая текущую ситуацию на продовольственном рынке.

Федеральной антимонопольной службе России уже дано поручение наладить постоянный мониторинг ценообразования на основные продовольственные товары и незамедлительно принимать меры в случае выявления фактов неправомерного повышения цен. А такие примеры жёсткого реагирования на безответственное поведение некоторых производителей и торговых сетей есть. По некоторым регионам ФАС работает эффективно.

Разумеется, никто, включая федеральные и региональные органы власти, не вправе требовать от производителя работать себе в убыток. Это и законом запрещено. Но спекулировать, используя монопольное положение, и тем самым провоцировать повышение цен недопустимо. Это касается всех участников рынка по цепочке – от поля до прилавка.

Еще один вопрос, который напрямую касается стабильности рынка продовольствия. Для защиты нашего потребителя мы ввели временный запрет на экспорт зерна сроком до 1 января 2011 года. И что мы сейчас видим? Мы видим, что зерно придерживают в ожидании каких-то следующих шагов. Чтобы не порождать ненужную нервозность, обеспечить стабильность и предсказуемость условий хозяйственной деятельности для всех участников рынка, считаю необходимым отметить, что отмену экспорта зерна мы сможем рассмотреть только после того, как будет собран урожай будущего года и появится ясность по зерновому балансу. Шараханий здесь допускать нельзя. Нашим производителям и продавцам зерна следует спокойно работать, исходя из объективных условий и ориентируясь на потребности внутреннего рынка.

Давайте перейдем к работе.

Пресс-служба Правительства России

Версия для печати