Глава Бурятии:  компьютерные игры, социальные сети, доступность разных ресурсов с провоцирующим контентом влияют на детей
26 июля 2011 | Архив

Президент: надо стимулировать не вывоз зерна, а экспорт продукции более высокого передела

Дмитрий Медведев посетил ряд предприятий АПК Тамбовской области, встретился с главой региона Олегом Бетиным и провёл совещание о перспективах урожая и текущей ситуации на зерновом рынке.

Глава государства, в частности, ознакомился с производственным процессом на Сабуровском комбинате хлебопродуктов, который выпускает муку различных сортов для хлебопекарной и кондитерской отраслей и где реализуется проект по увеличению элеваторных мощностей до 50 тысяч тонн единовременного хранения. Президент также посетил фермерское хозяйство «Центральное».

Совещание о перспективах урожая и ситуации на рынке зерна. Обсуждались также вопросы страхования сельхозпроизводителей и меры господдержки отрасли.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Во-первых, я всех поздравляю с успешным началом уборочной кампании. Мы только что посмотрели, как это всё выглядит здесь, в Тамбовской области: в целом выглядит прилично. На середину июля собрали уже около 20 миллионов тонн зерна.

Конечно, погодные условия в целом тоже благоприятствуют урожаю. И если мы так и дальше пойдём, то, надеюсь, получим запланированные 90 миллионов тонн, а может, и немного больше. Тогда мы не только сами будем с хлебом, но и вернёмся к вопросу о развитии зернового экспортного потенциала нашей страны.

На сегодня у нас запасов зерна достаточно, ситуация на внутреннем зерновом рынке вполне стабильная. Напомню, что добиться этого и снизить цены удалось благодаря вовремя проведённым зерновым интервенциям: сейчас запасы интервенционного фонда составляют 6,7 миллиона тонн. Это резерв, и мы можем в очередной раз им воспользоваться, например, при резком скачке цен на зерно на мировом рынке. Считаю, что этого достаточно и пока нет необходимости вводить дополнительные меры по регулированию зернового рынка.

За цифрами обработанных земель, намолоченных тонн стоит тяжёлый крестьянский труд даже в период современной механизации, тем более что предыдущий год стал реальным испытанием для нашего аграрного комплекса. Мы практически потеряли треть урожая – до 30 миллионов тонн; вынужденно приостановили экспорт; фактически в ручном режиме регулировали ситуацию на внутреннем продовольственном рынке. В экстренном так же порядке принимали решения об оказании дополнительной финансовой помощи сельхозпроизводителям, которые оказались в сложных условиях. Напомню, что общий объем вливаний составил тогда около 70 миллиардов рублей: это более половины того, что мы ежегодно тратим на поддержку отрасли в рамках государственной программы развития сельского хозяйства.

Конечно, мы и дальше будем поддерживать аграриев, которые могут попасть в трудную ситуацию. Тем не менее федеральные средства должны расходоваться максимально эффективно и иметь конечной целью развитие отрасли. А риски – включая погодные аномалии, неурожай – нужно страховать, как это делается во всём мире.

Я знаю, что здесь ещё немало проблем, но нам всем нужно научиться работать цивилизованно – и в этой ситуации уже ждать компенсации не от государства, а от страховой компании. Уверен, что и аграрные компании не придётся подталкивать к страхованию, если взносы будут посильными, а гарантии страховщиков будут надёжными и солидными. В прошлом году я дал поручение разработать систему страхования сельхозрисков, в которой в максимальной степени учесть интересы аграриев.

Хотел бы вас, коллеги, проинформировать, что сегодня я подписал закон о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Хотел бы также услышать мнение о нём – ваше мнение, сельхозпроизводителей, страховщиков.

Хотел бы ещё раз сказать, что от грамотной страховой политики в этой сфере зависит очень многое. Это один из ключевых механизмов, который способен обеспечить конкурентоспособность российской сельхозпродукции на внутреннем рынке и, соответственно, на внешнем.

Ещё одна тема, которую хотел бы затронуть, – это вступление России в ВТО. В этом контексте хотел бы сказать, что ни о каком сокращении господдержки сельхозпроизводителей после присоединения к ВТО речь не идёт. Напомню, что там зафиксированы цифры на уровне 9 миллиардов долларов до 2012 года – с определённым поэтапным снижением до 2017 года.

Тем не менее этот уровень господдержки будет практически тождественен тому, что мы имеем сейчас. То есть никаких препятствий для реализации действующих и планируемых долгосрочных программ по развитию и модернизации отечественного сельхозпроизводства у нас нет. Останется достаточным и уровень таможенной защиты базовых сельхозтоваров, а по некоторым из них Россия имеет право увеличить ставки ввозных таможенных пошлин.

Самыми острыми вопросами на переговорах оставались и остаются уровни защиты рынка мяса и процедуры санитарного и фитосанитарного контроля. Мы отстаиваем свои подходы, при которых инвестпроекты в российском животноводстве должны быть выгодными, а правила контроля должны надёжно оберегать потребителей и быть комфортными для торговли.

Вот то, что я хотел сказать вначале. Передаю слово всем, кто желает выступить.

<…>

Д.МЕДВЕДЕВ: Значит, по поводу моих поручений. Конечно, я скажу, чтобы Правительство рассмотрело ещё раз вопрос по тарифам. Рассчитываю на то, что Правительство быстро подготовит набор подзаконных актов в связи с принятием закона.

Эта работа действительно должна быть завершена до конца года. Речь идёт и о постановлениях Правительства, и, насколько я понимаю, о внесении изменений в отдельные законы. В этом случае сделаем это побыстрее: через Правительство или через депутатов постараемся сделать.

По поводу долгосрочных решений по льготам на пять лет или как-то ещё. В принципе, конечно, это было бы солидно со стороны государства. Не знаю, насколько это возможно с учётом текущей финансовой ситуации, но в принципе посмотреть было бы можно. На пять – не на пять, но чтобы какое-то прогнозирование, планирование у сельхозпроизводителей было.

В отношении нашего присутствия на мировых рынках. Я дам поручение Министерству иностранных дел, чтобы они подключили посольства, торгпредства – для возврата на иностранные рынки. Это на самом деле очень важно, и собственно в этом и есть задача наших дипломатических и торговых представительств, чтобы помогать своему бизнесу, – одна из задач.

Печально, конечно, что у нас происходит уменьшение объёма страхования, но это симптом, который показывает общую ситуацию. Будем надеяться, что этот объём будет расти.

Я готов подумать в отношении страхового омбудсмена или какого-то третейского лица, которое, может быть, усилит защиту сельхозтоваропроизводителей. Единственное, нужно понять, куда вносить эту фигуру, – изменение в какой закон. Это возможный вариант, конечно.

Полностью поддерживаю идею подготовки стандартного страхового договора, потому что даже для обычного бизнеса, не сельхозбизнеса, зачастую очень трудно разобраться в этих особых условиях, которые прикладываются к документам или мелкими буковками в конце перечисляются. Что уж говорить про аграриев, которые зачастую даже работают без юристов и находятся в сложной ситуации. Поэтому должен быть стандартный типовой договор, который можно будет заключать, не рискуя попасть в какие-то казуистические ухищрения.

Очень важна также работа с иностранными перестраховщиками, потому что понятно: это особое страхование, и здесь, конечно, всё будет зависеть от того, как смогут договориться между собой наши страховые компании со своими перестраховщиками – конечно, в основном на Западе.

Я поддерживаю идею расширения инструментария по залоговым операциям. Если это нужно сделать, давайте сделаем. Как и идею двойного складского свидетельства или залоговой складской расписки по зерну. Опять же нужно понять, куда интегрировать этот институт, потому что юридическая сторона очевидна.

Насколько помню (я, конечно, не готов сейчас с уверенностью сказать), юридическая основа для ведения двойных складских свидетельств у нас есть: у нас есть это в законе, у нас, по-моему, это есть в транспортных уставах, у нас есть это в Гражданском кодексе. Конечно, здесь должна быть специфика, связанная с аграрным и зерновым рынками. В этом смысле в развитие можно было бы принять какой-то документ.

Я согласен, что нужно заниматься поддержкой экспорта и производства, всё это коллеги правильно говорили.

По поводу ширины транспортных средств, всё-таки это удивительная информация. Поговорите тогда, Виктор Алексеевич [Зубков], с Министром. Если потребуется, скажу Нуралиеву. Могу дать и формальное поручение. Может быть, вообще есть смысл просто поменять этот закон, выйти на какие-то другие габариты, если потребуется.

По поводу общей ситуации и сигнала правоохранительным органам: я его дам и скажу, чтобы эту работу усилили.

Развитие институтов, о которых все говорили: и залоговых интервенций, и развитие биржевой торговли, – это абсолютно системные вещи. Очевидно, что это будущее, и мы все должны этим заниматься. Все полномочия на эту тему есть. Главное, чтобы этот рынок развивался.

Виктор Алексеевич сказал про хлебную инспекцию, которую в какой-то момент закрыли. Если нужно, можно и возродить. Я не помню, если честно, по каким причинам это было сделано. Видимо, это была очередная борьба с бюрократией, которая иногда выходит боком. Давайте подумаем.

Исключительно важным является стимулирование экспорта продукции более высокого передела, с более высокой добавленной стоимостью. Здесь опять же весь инструмент у Правительства есть, и надеюсь, что Правительство соответствующие предложения подготовит.

Коллеги, будем работать дальше. Ещё раз говорю: уверен, что этот закон будет полезным. Но если мы всё-таки обнаружим, что там есть какие-то нюансы, которые требуют изменений, я прошу, чтобы вы не молчали, а сразу же говорили своим кураторам в Правительстве об этом. Я потом буду готов соответствующие поправки к закону внести. Начнём работать.

Официальный сайт Президента России kremlin.ru

Версия для печати
Главное
Политологи Иванов, Давыдов и Марков обсудили с «Клубом Регионов» особенности назначения мэров
Вопрос о возвращении прямых выборов мэра до сих пор поднимают на региональных уровнях. Недавно свое мнение по этому вопросу выразил губернатор Архангельской области Игорь Орлов – возвращать старую модель выборов он не собирается, потому что, по его словам, новая, действующая с 2015г., система хорошо себя зарекомендовала. Политические эксперты также поддерживают действующую систему. «Мера вполне эффективна, особенно в условиях глобального кадрового дефицита», – считает политолог Леонид Давыдов. Его коллега Сергей Марков напомнил, что раньше на выборах власть в городах «захватывали олигархические группировки». А политолог Виталий Иванов убежден, что мэр должен напрямую подчиняться и назначаться губернатором, потому что «независимый от губернатора мэр – это абсолютное зло».
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».