Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
27 марта 2012 | Архив

В Совете Федерации подготовили поправки к проекту закона о выборах губернаторов

В Совете Федерации считают, что параметры законопроекта о прямых выборах сенаторов необходимо уточнить, но работу над ним закончить в ближайшее время.

Члены Совета Федерации подготовили перечень поправок к принятому в первом чтении Государственной Думой законопроекту о прямых выборах глав регионов, сообщил вице-спикер палаты Вячеслав Штыров на "круглом столе" Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Предлагаемые новеллы можно условно подразделить на три группы: по процедуре выдвижения, по сроку пребывания у власти и по формату отрешения от должности. Первая группа затрагивает вопрос о том, кто имеет право выдвинуть кандидата на пост высшего должностного лица субъекта Федерации. По мнению сенаторов, это право нужно предоставить партиям, представленным в Госдуме или законодательном органе региона, где проводятся выборы, а также тем партиям, которые прошли в представительные органы в не менее чем одной четверти муниципалитетов этого субъекта. Что касается самовыдвиженцев, то эквивалентом ограничения по репрезентативности становится сбор подписей. "Большинство членов Совета Федерации говорят о необходимости прописать в законе количественные параметры сбора подписей, - отметил В.Штыров. – При этом большинство склоняется к тому, что должно быть не менее 5 процентов от общего количества населения. Это как раз перекликается с пятипроцентным электоральным барьером".

В Совете Федерации считают целесообразным уточнить требования к кандидату. "Должен быть четко указан возрастной ценз не менее 30 лет, - перечислил замглавы палаты. – Стоит оговорить и вопрос судимости. Главой региона не должен стать не только человек, в данное время судимый, но и тот, с которого судимость снята, но была по определенным статьям". Речь идет, например, о таких составах преступления, как-то: покушение на конституционный строй, целостность Российской Федерации.

Сенаторы также выступают за введение "президентского фильтра" для выдвинутых партиями кандидатов. "В нынешнем проекте закона этот аспект изложен очень абстрактно, аморфно, - полагает В.Штыров. – Должно быть четко прописано, что консультации с Президентом должны чем-то закончится". В сенаторских поправках предусмотрено три резолюции, которые может наложить глава государства на предлагаемые ему кандидатуры – рекомендация к участию, отсутствие возражений и отклонение. Причем в последнем случае кандидат лишается права участвовать в выборах. Что касается мотивации решения Президента, то В.Штыров обратил внимание, что среди сенаторского корпуса нет единства, должен ли закон обязывать главу государства публично разъяснять причины той или иной резолюции или нет.

Вторая группа поправок содержит консолидированное мнение Совета Федерации о том, что один человек не может занимать пост главы региона "более двух сроков подряд".

Третий раздел, касающийся досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации, сенаторы считают необходимым дополнить. "Недостаточно лишь двух оснований, по которым Президент может отрешить губернатора от должности, - констатировал вице-спикер Совета Федерации. – Это коррупция и конфликт интересов. Нужно сюда добавить нарушение законодательства, особенно федерального". "Это как раз в большей степени касается главу государства, - пояснил В.Штыров. – Например, если длительное время Устав субъекта Федерации не приводится в соответствие с федеральным, или злостно нарушаются права человека. Кроме того, Президент России отвечает за нормальное функционирование всех систем нашего государства и соответственно имеет право оценить, исполняются ли должным образом обязанности губернатора или нет". Процедуру отзыва со стороны населения сенаторы также предлагают оговорить определенными условиями. "Во-первых, необходимо собрать 5 процентов подписей, как и для самовыдвиженцев, - отметил вице-спикер палаты. – Во-вторых, нужно ввести ограничение на число таких импичментов, иначе при росте партий и общей демократизации в стране может начаться абсолютно безосновательно, просто по политическим или личным мотивам бесконечная череда этих вотумов недоверия. Поэтому инициировать такой импичмент можно будет не ранее чем через год после начала деятельности главы региона, и в течение пятилетнего срока может быть не больше двух таких случаев".

По словам В.Штырова, перечисленные поправки сформулированы членами Совета Федерации Валерием Кадоховым, Александром Матвеевым, Степаном Киричуком и другими и уже переданы в Государственную Думу. Однако на сегодняшнем "круглом столе" "было озвучено много дельных предложений", на основе которых Совет Федерации может сформировать еще несколько корректировок. Срок подачи поправок по этому закону в нижнюю палату истекает 28 марта.

В свою очередь председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук констатировал, что общее мнение палаты таково – "не бояться принятия этого закона в ближайшее время и продолжать работу над его совершенствованием и после принятия". Он не исключает, что "в перспективе будем говорить о разных моделях выборов губернаторов, не только прямых". "Эта тема открыта", - подчеркнул С.Киричук.

council.gov.ru

Версия для печати