У губернаторов отнимут любимые машинки
Решение правительства России об ужесточении правил госзакупок автомобилей грозит оставить глав регионов без их самых популярных служебных машин – «Мерседесов» S-класса. Губернаторы смогут приобретать только автомобили, произведенные на территории России, Белоруссии и Казахстана. Эксперты говорят, что от нововведения, предложенного Владимиром Путиным, выиграют бюджеты всех уровней.
Правительство РФ в ближайшее время ужесточит требования к госзакупкам автомобилей. «Все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из бюджета, должны покупать только автомобильную технику, производимую на территории РФ и Единого экономического пространства», - заявил председатель правительства Владимир Путин на совещании по развитию автопрома в Тольятти.
Как подчеркивают эксперты, слова премьера ни в коем случае нельзя трактовать как желание пересадить чиновников на «Лады» и «Волги». В России работают сборочные производства BMW, Toyota, Ford, Volkswagen и GM.
«Принцип понятен. Многие страны используют то, что произведено на их территории. И большая часть чиновничьего автопарка – именно российской сборки. Например, та же «Тойота-Камри», которая хорошо себя зарекомендовала. Когда в 90-х такое предложение высказывалось и всех хотели пересадить на «Волги», то это была дикость. А сейчас есть из чего выбирать. Ну не будут ездить на «Мерседесах», ну и нечего на них ездить», - сказал в интервью «Клубу Регионов» директор Института экономических исследований Павел Минакир.
Между тем именно «Мерседес» - самый популярный автомобиль среди российских губернаторов. Так, в прошлом году прокуратура Свердловской области безуспешно пыталась лишить губернатора Александра Мишарина служебного Mercedes-Benz S500 стоимостью почти 8 млн. рублей. Претензии надзорных органов вызвала организация аукциона. По мнению прокуратуры, информацию об этом тендере получила только одна компания. По сведениям «Известий», автомобиль, ставший предметом судебных разбирательств, был оснащен системой ночного видения, задними сидениями повышенной комфортности с функцией массажа и другими премиальными опциями.
В аварию на служебном «Мерседесе» в конце 2011г. попал губернатор Тверской области Андрей Шевелев, а в феврале текущего года – тогда еще глава Саратовской области Павел Ипатов.
На Mercedes-Benz передвигается и нижегородский губернатор Валерий Шанцев, сообщает «Комсомольская правда». В конце прошлого года он демонстративно приказал растонировать свой служебный автомобиль в ответ на замечание читателя губернаторского блога.
Глава Волгоградской области Сергей Боженов, по сообщениям СМИ, сменил служебный BMW своего предшественника на Mercedes S500. При этом, по информации агентства «Высота 102», конкурс на закупку не объявлялся, а два «Мерседеса» для главы региона и его охраны были приобретены ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и переданы обладминистрации по договору пожертвования.
Скандалы, связанные с закупкой дорогостоящих авто, продолжаются в Ульяновской области. В конце прошлого года активисты общества «Синих ведерок» зафиксировали факт нарушения ПДД «Мерседесом» S-класса, принадлежащим представительству региона в столице. Его водитель на видеозаписи заявил: «Есть меценаты, которые находятся в области, которые видят, что дают «Волги»… Вот они и купили губернатору (Сергею Морозову. – Прим. «КР») эту машину».
Пресс-служба губернатора оперативно выступила со специальным заявлением, в котором уточнялось, что автомобиль приобретался на бюджетные деньги.
«Реальные потребности органов власти в автомобилях можно однозначно удовлетворить за счет машин российской сборки. Автомобили приобретаются за бюджетные деньги, и желательно, чтобы эти деньги оставались в России и уходили предприятиям, которые создают рабочие места в нашей стране и платят здесь налоги», - сказал в интервью «Клубу Регионов» доктор экономических наук Михаил Терский.
По данным Счетной палаты, с октября 2010 по март 2011гг. российские чиновники в рамках госзакупок приобрели автомобилей почти на 2 млрд. рублей. При этом сумма заказа и требования к комплектации до сих пор не регламентировались законом и зависели только от вкусов руководителя и бюджета организации.
Главный редактор журнала «Авторевью» Михаил Подоржанский в интервью Би-би-си заявил, что, учитывая привычку российских чиновников к машинам премиум-класса, введенный правительством запрет должен жестко контролироваться: «Под понятие «машина отечественной сборки» должны попадать только автомобили, чей кузов сварен и окрашен на наших заводах. А не дорогостоящие иномарки, которые дособрали в России при помощи простейших манипуляций».
Добавим, что приверженцев отечественного автопрома среди руководителей регионов немного. На «Волгу-Сайбер» сразу после своего назначения пересел губернатор Амурской области Олег Кожемяко. «Мы уже проехали на нем около 43 тыс. километров, никаких поломок не было», - цитирует главу региона Primamedia.
Gazeta.ru не исключает, что Mercedes-Benz после вступления в силу новых правил госзакупок откроет сборочное производство в России. Также такую возможность, по информации издания, рассматривают Jaguar и Land-Rover.
А пока Минэкономразвития, которое в середине апреля должно представить соответствующий законопроект в Госдуму, планирует сделать только одно исключение из новых правил госзакупок. Первые лица страны по закону «О госохране» смогут по-прежнему заказывать бронированные лимузины иностранного производства.