Экологи из регионов: у губернаторов есть много возможностей в определении экологической политики
Вопросам повышения эффективности охраны окружающей среды было посвящено совещание, которое премьер-министр России Дмитрий Медведев провел в Иркутской области. Эксперты отмечают, что в экологической политике существует конфликт интересов федеральных и региональных властей, а также распределения полномочий между ними. В то же время экологи уверены, что у губернаторов есть возможности сыграть определяющую роль в формировании политики в области охраны окружающей среды.
В рамках визита в Иркутскую область премьер-министр России Дмитрий Медведев провел встречу с представителями экспертного сообщества по вопросу повышения эффективности охраны окружающей среды на территории России. На встрече были представлены данные опроса населения о распределении ответственности за состояние экологии. Как сообщил первый заместитель гендиректора Всероссийского центра изучения общественного мнения Константин Абрамов, за последние годы увеличилось более чем в два раза количество людей, которые говорят, что в первую очередь федеральная власть должна нести ответственность за состояние экологии в их населенном пункте. В то же время, по словам Абрамова, уменьшилось доля граждан, считающих, что за это должна отвечать местная власть.
Экологи: регионам необходимо больше полномочий
Эксперты отмечают сложности в распределении полномочий в сфере охраны окружающей среды между федеральными и региональными властями. В частности, сопредседатель иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова в интервью «Клубу Регионов» сказала: «У нас, к сожалению, очень много зависит от федерального центра и полномочий у регионов очень мало. Поэтому многие вопросы упираются в то, что нужно вносить изменения или законы принимать на федеральном уровне. Должно быть больше полномочий перенесено на региональный уровень, потому что везде ситуация разная. Если экологическая составляющая будет сильная, то это станет хорошим конкурентным условием для бизнеса, который будет получать свои бонусы, если он будет более конкурентоспособный даже за рубежом при высоких экологических требованиях».
О необходимости перенести больше полномочий на региональный уровень также сказал и директор Амурского филиала WWF России Юрий Дарман: «То, что у нас были созданы федеральные округа, это очень правильно, и надо давать больше полномочий, больше ответственности, больше денег именно на распоряжения в округа. Я думаю, что сбалансированная политика должна вестись на этом уровне, когда будут согласованы интересы и федеральные, и региональные. Я, как представитель общественности, также заинтересован, чтобы наше мнение было услышано».
Директор томской региональной благотворительной общественной организации «Сибирское экологическое агентство» Алексей Торопов считает, что проблемы охраны окружающей среды вызваны слабой работой местных органов власти, ответственных за это направление: «Региональная составляющая экологической госполитики должна быть направлена именно на защиту интересов людей, на доступность к природным ресурсам, на чистый воздух людям. У нас по отчетам различных органов все хорошо, а если мы посмотрим в реальности, то пыль стоит в городах, если сухой день, все берега водоемов засыпаны отходами. На самом деле эти отчеты - очковтирательство. Сегодня получается так, что в большинстве регионов России региональные департаменты охраны природы играют не ключевую роль, они вообще не занимаются своей прямой деятельностью. Не на охрану природы и права граждан на благоприятную окружающую среду направлена их деятельность, а на такую PR-функцию. Якобы у нас все хорошо, мы все выполняем. Главное – отчитаться. То есть это такая отчетность и PR».
По словам эколога из Воронежа, координатора движения «В защиту Хопра» Константина Рубахина, для того чтобы «региональная экологическая политика была взвешенной, нужно прежде всего, чтобы федеральные решения были взвешены». Он отметил, что во избежание конфликтов в сфере охраны окружающей среды необходимо руководствоваться тремя принципами: «Прежде чем принимать какие-либо решения, приказы, нужны их обоснования. Нужно сделать три обоснования. Мы предлагаем внести изменения в законодательство и предусмотреть открытые слушания перед каждым выставлением участка недра на конкурс или аукцион. Слушания, в которые можно зашить как раз три обоснования и референдум. В рамках этих слушаний необходимо дать обоснование, во-первых, социальной эффективности данной меры – насколько население долго будет этим питаться и какие альтернативы. Второе обоснование – экономическое. Насколько это целесообразно в долгосрочной перспективе, и, конечно, экологическое обоснование. То есть пока трех обоснований не будет, не давайте ход проекту».
Эксперты: губернатор может всерьез поставить работу по охране окружающей среды
Эколог из Приморья Юрий Дарман подчеркнул, что для модернизации экологической политики стоит также принять закон о совершенствовании системы экологического нормирования. Отметим, что заложенные в этом законе механизмы позволят улучшить систему нормирования вредных выбросов в стране, а также сделают выгодной для предприятий модернизацию их «грязных» производств.
По мнению эколога из Воронежа Константина Рубахина, данная сфера должна быть более публичной: «Нужна открытость. Нужен механизм публичности. Нужен, возможно, единый информационный портал, который бы касался проектов, потенциально опасных для экологии, и чтобы это не формально было, а эффективно».
Эколог из Иркутска Марина Рихванова считает, что для совершенствования политики в области охраны окружающей среды федеральный центр должен глубже вникать в ситуации в регионах. По ее словам, зачастую российские власти принимают решения, не вникая в обстановку в том или ином субъекте. В то же время Рихванова отмечает важность соблюдения действующего законодательства и проведения общественных слушаний.
Эколог из Томской области Алексей Торопов выразил уверенность, что главы регионов могут сыграть серьезную роль в определении экологической политики в своих территориях: «В регионе губернатор может всерьез поставить работу по охране окружающей среды. Ведь от него зависит, какое место займет, какая роль и какой вес у ведомства, которое занимается охраной природы. На самом деле у такого регионального органа достаточно приличные полномочия. От местных властей зависит, будет ли это отчетной службой или серьезной структурой, которая будет заниматься работой. Я считаю, что у губернатора в этом плане очень много возможностей».
Рубахин отметил, что сложность для работы губернаторов в области охраны окружающей среды заключается в том, что главам регионов необходимо как проводить федеральные решения, учитывать экономическую выгоду, так и защищать интересы населения: «Губернаторы, как правило, свои регионы исхаживают, и как человек, который хорошо знает свое пространство, глава региона может быть проводником с федеральной властью и защитником интересов своего региона. Губернатор должен во все стороны проводить решение. И в этой системе нужен какой-то регулятор, может быть в форме закона, потому что зачастую главы регионов попадают в ситуацию, когда, с одной стороны, обещают народу соблюсти его интересы, а с другой стороны, должны думать о пользе региона, о возможных деньгах, и к тому же это федеральное решение, которое они должны проводить. И эта система ставит губернатору пат. У него нет никаких функций отменить это решение и нет достаточной силы, чтобы продавить это федеральное решение на местах. И в этой ситуации губернатор может только через администрацию, депутатов подсказывать людям именно правовые пути выхода из проблемы».