Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
10 октября 2008 | Архив

«Я как председатель правительства обязан все сделать для того, чтобы любые выборы и на любом уровне происходили честно»

Председатель Правительства Российской Федерации провел встречу с депутатами фракции КПРФ В Государственной Думе.

Владимир Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня, как и договаривались с Геннадием Андреевичем (Зюгановым), встречаемся в таком большом составе. В начале нашей беседы хотел бы отметить, что наряду с другими фракциями фракция Коммунистической партии Российской Федерации является одной из старейших в Государственной Думе. Вы участвовали в работе всех пяти ее созывов, заложили многие традиции, которыми живет современный российский парламент. Рассчитываю, что сегодня мы также сможем откровенно, по-деловому, обменяться мнениями по самому широкому кругу вопросов.

Прежде всего, хотел бы поблагодарить фракцию и партию за то, что, несмотря на различные, порой диаметрально противоположные подходы к развитию страны, к решению тех или других вопросов, все-таки по наиболее важным, жизненно важным вопросам для развития, существования самого Российского государства, мы всегда находим понимание. Так было и применительно к недавнему кризису на Кавказе. Хочу поблагодарить за поддержку действий Президента, Правительства, государства в целом – за ту поддержку, которая была оказана нашим действиям в этом кризисе. Сегодня, спустя два месяца, мы по-прежнему едины в оценке происходящего и будем продолжать консолидировано отстаивать интересы России.

Фракция КПРФ уделяет большое внимание развитию реального сектора экономики, поддержке отечественного производителя, и наши взгляды, как я уже отметил, далеко не всегда совпадают по целому ряду вопросов в этих сферах. Тем не менее, вы знаете статистику: уже 10 лет отечественная промышленность растет темпами 8-10%. Причем в последние годы именно обрабатывающие производства, я хочу это подчеркнуть, именно обрабатывающие производства, а не добыча полезных ископаемых вносят основной вклад в увеличение объемов выпуска продукции. Если вы посмотрите на структуру роста, то вы со мной согласитесь.

В январе-августе 2008 года рост промышленного производства составил 5,3%, при этом обрабатывающие отрасли увеличили выпуск на 7,6%. Что особенно отрадно – в обрабатывающую промышленность пришли серьезные инвестиции. В 2007 году их объем впервые превысил 1 трлн. руб. Наметилась также тенденция к росту производительности труда, что очень важно – 5-7 % ежегодно. Кстати говоря, к сожалению, и, я уверен, что, несмотря на разность подходов к целому ряду проблем, многие из сидящих здесь со мной согласятся – к сожалению, рост производительности труда до сих пор отстает от роста реальных доходов населения.

Правительство России считает своим долгом содействовать развитию реального сектора экономики, в том числе – мерами таможенно-тарифного и налогового регулирования. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуются мероприятия по подготовке рабочих кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Хотя здесь проблем очень много, особенно это касается подготовки рабочих кадров. В недавно рассмотренной Правительством Концепции долгосрочного социально-экономического развития значительное место уделено проблемам ключевых отраслей. Это авиа- и судостроение, ракетно-космический и атомный комплексы, электроника, тяжелое машиностроение. И дело даже не в том, что мы рассматривали это в программе долгосрочного развития. Вы не могли не заметить, что на протяжении последних двух-трех лет мы стараемся сконцентрировать административные и финансовые ресурсы на этих ключевых отраслях развития.

Замечу, что, несмотря на кризисные явления в глобальных финансах, мы не намерены отказываться от политики развития и повышения конкурентоспособности реального сектора производства. Наоборот, такая задача становится особенно актуальной. Мы будем четко разделять антикризисные меры и решение стратегических вопросов. Именно сегодня востребованы институциональные преобразования, которые позволят вывести промышленность на качественно новый уровень и тем самым повысить устойчивость экономики в целом. В ближайшие год-два нам предстоит существенно обновить нормативную базу регулирования промышленности, принять современные технические регламенты.

Представитель КПРФ Юрий Дмитриевич Маслюков возглавляет в Госдуме комитет по промышленности, и мы надеемся на конструктивную совместную работу над проектами законов в сфере технического регулирования. Юрий Дмитриевич знает, насколько это тяжело. Даже если мы принимаем какие-либо здравые решения, внедрить их реально в жизнь очень сложно. Кстати, первый такой законопроект, регулирующий требования к безопасности низковольтного оборудования, был одобрен Правительством и вскоре поступит в Государственную Думу.

Еще одна тема – это забота о старшем поколении, о ветеранах и пенсионерах. Мы не один месяц обсуждали модель развития пенсионной системы, а может быть даже и не один год, если по-честному сказать. Это очень ответственное решение, которое потребует задействовать значительные бюджетные ресурсы. Эти решения должны иметь соответствующий результат и в ближайшей, и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе – я об этом еще скажу позже, – и в сценарии развития пенсионной системы до 2050 года, ее укрепления и придания ей стабильности. Мы должны будем решить проблему справедливой оценки советского трудового стажа и, тем самым, повысить пенсии для тех людей, которые, в большинстве своем, уже не могут самостоятельно улучшить свое материальное положение. Предложение проиндексировать пенсионные права, приобретенные до 2002 года на 10% плюс 1% за каждый год так называемого «советского» стажа, представляется на данном этапе оптимальным. И я бы просил вас его поддержать.

Знаю, что для КПРФ одной из главных тем является память о войне, поддержка ветеранов, военно-патриотическое воспитание молодежи. Поэтому хотелось бы обсудить с вами и предстоящее в 2010 году празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы завершим к этой дате обеспечение ветеранов войны жильем и специальным автотранспортом. Необходимые решения, вы знаете, приняты, в том числе на уровне Президента Российской Федерации. Бюджетное финансирование – предусмотрено. Хотелось бы рассчитывать на то, что Госдума предложит новые направления, связанные с улучшением положения ветеранов, с каждодневной заботой об участниках войны и пенсионерах в целом.

В заключение – несколько слов о бюджетном процессе. Второе чтение проекта федерального бюджета намечено на 17 октября. При голосовании в первом чтении ваша фракция его не поддержала. Тем не менее, хотелось бы услышать от вас предложения ко второму чтению. Желательно, конечно, чтобы они были конструктивными, учитывали реальные возможности государства. Не провоцировали бы раскрутку инфляции, о которой, наверняка, мы сегодня в ходе дискуссии будем говорить. Эти вещи взаимосвязаны. Мы с вами это понимаем.

Со своей стороны, Правительство объявило о дополнительных инициативах на 2009 год. Помимо расходов, связанных со стабилизацией ситуации на финансовых рынках, это выделение дополнительных 80 млрд. рублей на перевооружение армии и расквартирование войск. Полагаю, у фракции КПРФ нет причин не поддержать эту инициативу.

Это все, что я хотел бы сказать в начале. Прошу Вас, Геннадий Андреевич.

Геннадий Зюганов: Владимир Владимирович, хочу от имени фракции поблагодарить Вас за эту встречу. Мы с Вами встречаемся регулярно многие годы как с руководителем страны, но в таком формате наша фракция с Вами встречается впервые. Считаем, что время для встречи выбрано удачно. Оно очень острое и ответственное, поэтому мы хотели бы, чтобы разговор шел откровенный, тем более, что наша фракция отличается высоким профессионализмом.

Мы в ходе подготовки к думским и президентским выборам сформировали программу «20 шагов достойной жизни» – для каждого человека, не только олигархии – и издали тиражом почти в 200 млн. экземпляров. Ознакомили все регионы и всех сознательных граждан и получили солидную поддержку как на местных, так и на думских выборах, и активно продолжаем ее реализовывать в стенах Государственной Думы.

Хочу Вам сказать, что у нас подготовлено 11 отраслевых программ, которые переданы Вашим Министерствам и ведомствам. Но, к сожалению, многие толковые предложения в текущей практике не учитываются.

Хотел бы сегодня обратить Ваше внимание на то, что в нашей фракции есть такие депутаты, как Ж.Алферов – нобелевский лауреат, И.Мельников – один из крупнейших ученых в области образования, О.Смолин, из под пера которого вышли основные законы по образованию, Т.Плетнева и Н.Останина – люди, профессионально знающие школу и детство. Они подготовили прекрасную программу поддержки науки и образования, борьбы с беспризорностью. Но, к сожалению, А.Фурсенко со своей командой не видит эту программу и не реализует ее в должном объеме.

Вы тогда в Белгороде провели блестящую встречу на предмет этой темы, давали необходимые поручения. Но должен сказать Вам, что Министерство относится к ним прохладно.

Вы помните, что после дефолта Е.Примаков и Ю.Маслюков вытаскивали страну из очень тяжелого положения. Тогда золотовалютные резервы составляли 6-7 млрд. долларов, а цена за баррель нефти была 12-15 долларов. Тем не менее, им удалось за восемь месяцев прибавить промышленности 24%. У нас большая группа специалистов – Ю.Маслюков, С.Муравленко, Романовы, С.Собко, С.Савицкая, В.Комоедов, которые прекрасно знают реальное производство и проблемы безопасности и отстаивают эти вопросы в Государственной Думе.

Мне кажется, было бы полезно дать поручение Министерствам и ведомствам повнимательнее отнестись к целому ряду конкретных предложений на сей счет, в том числе и при рассмотрении бюджета во втором чтении.

Вы знаете, какая ситуация с аграрным сектором. В.Стародубцев – один из старейших, опытнейших аграриев страны, В.Кашин и Н.Харитонов готовили закон о защите сельского хозяйства и его поддержке. К сожалению, он был выхолощен и не принят в должном объеме. И сейчас мы испытываем в этой связи большие трудности.

С.Решульский, А.Локоть, Н.Коломейцев и С.Левченко прекрасно знают местное самоуправление и внесли целый ряд предложений на сей счет. И, тем не менее, и здесь нет четкого и ясного понимания.

В.Илюхин еще шесть лет назад подготовил закон о борьбе с коррупцией. Готовил вместе со специалистами, используя международные знания и практику. И, тем не менее, только сейчас есть возможность ряд статей этого закона включить при очередном рассмотрении предложений Президента Д.Медведева.

Ю.Квицинский у нас – опытнейший дипломат, возглавляет Комиссию по международным отношениям при Президенте. И мы вместе вырабатывали как общий курс на Кавказе, так и взаимоотношения с ближайшими соседями, и уверенно его отстаиваем. Хочу прямо заявить, что все, что связано с национальными, государственными интересами, укреплением нашей безопасности, нашей фракцией и партией всегда поддерживалось. И в этом отношении можно спокойно рассчитывать на нашу согласованную линию. Мы ее недавно проводили в Парламентской Ассамблее Совета Европы, где 130 парламентариев из 45 стран, записавшись для выступления, пытались нас всех воспитывать и учить. И, тем не менее, удалось доказать, что наша позиция – взвешенная, правильная. И попытки снять, в том числе, наше представительство в ПАСЕ или, по крайней мере, его ограничить, там с треском провалились.

Рядом с Вами сидит полковник «Альфы» наш депутат О.Денисенко, который участвовал в операциях в Беслане, который сопровождал Вас в одной из первых Ваших сложных поездок по Чечне. У него есть хорошие предложения по усилению этой работы. Мне кажется Вам, как специалисту, было бы полезно тоже их выслушать.

У нас есть и значительная группа молодых депутатов – Ю.Афонин, Д.Новиков, А.Андреев, В.Соловьев, А.Корниенко, которые знают молодежные проблемы. И сейчас мы активно готовимся к 90-летию Ленинского комсомола. Хочу Вас поблагодарить за разрешение провести это крупнейшее мероприятие – через комсомол прошло почти 40 млн. граждан нашей страны – в Кремлевском дворце съездов. Дали согласие принять участие в этом мероприятии делегации всех без исключения бывших республик Советского Союза, и приедет очень много представителей от крупнейших молодежных организаций планеты.

Мне представляется очень важным сейчас, когда Правительство и руководство ставит задачу выработки стратегии развития нашей страны на ближайшие 20 лет, честно посмотреть на обстановку и выработать основные критерии. Наша точка зрения связана с тем, что монетаристский курс, по сути дела, потерпел поражение. Недавно Н.Саркози, выступая на встрече четырех лидеров Европы, откровенно сказал: тот, кто полагает, что рынок все отрегулирует, тот ничего не понимает в современной экономической обстановке. Мое личное мнение, что США не удастся в ближайшее время вылезти из той петли, в которую они сами себя загнали, превратив свою экономику и финансы в большое мировое «казино». Всяких финансовых обязательств, бумаг и векселей ими выпущено на 643 трлн. долларов. Ни 700 млрд., ни 2 трлн. их не спасут. Этой «заплатки» будет мало для того, чтобы остановить тот обвал, который там начался. Он неизбежно будет продолжаться. К слову, когда говорят, что они там правильно решают, я считаю, что как раз последние три-четыре десятилетия показали, что это далеко не так. Их охватывал топливно-энергетический кризис, они потерпели морально-политическое и военное поражение во Вьетнаме, они в геополитическом плане, во многом, уже потеряли Латинскую Америку и по локоть в крови увязли в Афганистане и Ираке. Сегодняшний финансовый обвал – еще одно красноречивое тому доказательство.

К слову, перед самой депрессией в Америке был президент Г.Гувер, который очень похож на Дж.Буша и по типу, и по характеру мышления. И когда Ф.Рузвельт пришел к власти, он прислал в советскую страну своих лучших экономистов, которые в течение нескольких недель изучали, как мы организовывали выполнение первой пятилетки. Вернувшись назад, они сказали: политическая система для нас не годится, она однопартийная; а с экономической точки зрения многие вопросы решаются мудро. И Рузвельт, во многом, взял из советской системы и защиту бедных, и социальное регулирование, и регулирование финансовых потоков.

Мы вырабатываем свою стратегию на фоне того, что происходит на Украине. Я знаю Вашу обеспокоенность, и мы ее не только разделяем, но и готовы максимально сложить усилия. Вчера В.Ющенко распустил Парламент. На 7 декабря назначены выборы. Но Вы знаете, что даже по острым кавказским событиям в Украине и в других странах нас единодушно поддержали «левые». Поэтому вопрос выборов в Украине приобретает для нас особый смысл. Это рубежные выборы, и, если появится в перспективе один-второй Ющенко, – это опасность большая, чем «бандеровцы» и Мазепа вместе взятые. Поэтому максимально надо сложить усилия для того, чтобы Украина была дружественной и братской. Потому что без сложения усилий России, Украины и Белоруссии – а это примерно 210 млн. граждан и более широкие возможности как на рынке, так и в производстве, – нам выбираться в ближайшие годы будет сложно.

Что касается нашей страны, да, в последнее время лучше работает реальный сектор производства. Хотя сейчас идет спад и трудности в строительстве. Износ основных фондов превысил 20 лет, и они продолжают стареть. Из миллионов километров трубопроводов, на которых стоит наша страна, почти 700 тысяч – изношены, и половина находится в аварийном состоянии.

Но самое опасное связано с демографией. Ваши усилия в этой области во время Вашего президентства дали небольшой толчок, но мне представляется, что Правительство должно здесь утроить, удесятерить усилия. Назову Вам несколько цифр. У нас при нынешней демографической политике через семь лет будет 135 млн. жителей. Через 2-3 года начнется новый обвал, потому что будут вступать в возраст, когда рожают и умножают семьи, те, кто родился в 1991-1995 годах. Там у нас почти двойные потери. В США будет 315 млн. жителей, в объединенной Европе – более 500 млн., в Китае – 1,4 млрд. Но у нас число работающих и пенсионеров уравняется. И в результате получаем ситуацию, при которой надо стимулировать молодую семью иметь трех детей. А это означает, что отец должен будет кормить трех детей, свою жену, которая должна смотреть за этим «детским садом», и четырех престарелых родителей. Один работоспособный должен кормить восемь человек. Он должен иметь, минимум, 15-17 лет образования, он должен иметь великолепную технику и хорошее здоровье. А при нынешнем курсе и социальной системе, у нас уже 7 из 10 человек платят за образование. В современной Германии, Вы знаете, 9 из 10 учатся за счет государства, во Франции – 8 из 10. Япония приняла беспрецедентное решение всем гарантировать при поддержке государства полное бесплатное образование в 21 веке. У нас все с точностью наоборот, хотя советская страна даже после войны гарантировала всем молодым людям качественное образование.

У нас около 40% жилья времен хрущевской эпохи. И ситуация не выправляется на этом рынке, все сваливается на плечи граждан. Из 74 млн. работающих граждан 55 млн. имеют средний доход 5-8 тысяч рублей при квартплате 2-3 тысячи рублей. Это бедное прозябание.

Что касается нового курса в трехлетнем бюджете, там есть прибавки в социальной сфере, иногда до 30% и так далее, но принципиально он не изменился. Этот бюджет не стимулирует развитие производства и социальную сферу, то есть вложения непосредственно в таланты и способности человека. Он усиливает расслоение, способствует в известной мере коррупции чиновников. На наш взгляд, неверен сам принцип его формирования. Нельзя быть развитой современной страной, не обеспечивая доступа национальному производителю всех форм собственности к источникам финансирования.

Мы не раз говорили господину Кудрину: «Давайте «уложим» производство, у нас накоплены огромные средства, для этого есть все необходимое – и желание, и все». Но нет, «производство не переработает», «чиновники растащат». Не хотите так – снизьте налоги, дайте возможность тем, кто уже заработал, использовать их для обновления производства и дальнейшего развития. Нет – тогда будет дыра в бюджете. Но других способов решения производственных проблем в мире пока не изобрели.

Поэтому наша точка зрения, что монетаристский курс нынешнего Минфина и той команды, которая у Вас есть, начиная от А.Кудрина, В.Христенко, Г.Грефа, А.Улюкаева и многих других, в принципе, не состоятелен. И новые реалии, которые возникли в мире, требуют качественно иной команды, способной прежде всего ориентировать на развитие производства и вложения в человека.

Мы считаем, что господин Кудрин со своей командой с этой задачей не справится. Назову несколько примеров из того бюджета, который он внес в Думу. Инфляция планируется в следующем году в 7,5 – 8,5%. Открываю следующую страницу. Тарифы: газ увеличивается на 25%, электроэнергия (в зависимости от вида) – 19 – 26%, жилищно-коммунальные платежи – 22%. Очевидно, что для наших сограждан, наших избирателей инфляция будет 20 – 25%, а не 7 – 8%. Если посмотреть на Федерацию, где трехуровневое бюджетное планирование, то налоговая система, которую предложил господин Кудрин, – сугубо унитарного государства. Всего 2,5% муниципалитетов в состоянии самофинансироваться. Все остальные должны стоять у того или иного порога с протянутой рукой и просить, и просить, и просить. Но такая система абсолютно неэффективна. Она не позволит регионам нормально развиваться.

Что касается дисциплины. Я думаю, они Вам не докладывают об этом. Я поднял отчет Счетной палаты о том, как выполнялся бюджет за 2007 год. 548 млрд. рублей господин Кудрин недодал в реальный сектор экономики, на социальные программы и даже на оборону и безопасность. 548 млрд. запланированных средств не поступили для того, чтобы страна нормально и эффективно развивалась. Мне казалось, что в 2008 году эта ситуация изменится к лучшему. Открываю отчет на 1 сентября: социальная политика – 45%, ЖКХ – 38% выполнения, научные исследования – там, где мы отстаем – больше 30% нет ни по одной статье. Научные расходы разбросаны по разным разделам. Программы самые острые – дети, Дальний восток, гражданская авиация – выполнение от 5 до 20%. То есть провалены те программы, которые требовали больше всего. И опять кормит обещаниями, что будет платить когда-то там. Сейчас можно прикрыться любыми соображениями, в том числе и финансовым «землетрясением», которое разразилось в Америке и раскатывается теперь по всему миру.

Что касается транспорта, здесь положение еще сложнее. У меня есть ощущение, что с ноября – декабря начнется следующий кризис в авиации. Я только что вернулся из Забайкалья. Вы представляете, билет до Иркутска стоит от 40 до 80 тысяч рублей в одну сторону! Билет от Владивостока до Сан-Франциско дешевле, чем от Владивостока до Москвы. Я видел, как Вы давали поручения, видел, какая обеспокоенность возникла и т.д. Тем не менее, у меня такое ощущение, что они не хотят ничего толком делать. Без авиации мы не в состоянии нормально развиваться. Если на наш рынок залезут все европейские компании, во-первых, мы задохнемся, во-вторых, мы будем полностью зависимы. Транспорт для большой страны – это вопрос выживания.

У нас 15 авиационных заводов производили полторы тысячи летательных аппаратов в год. Один только Казанский авиационный завод делал 50 ТУ-160, ИЛ-62. Мы с гордостью смотрели на эту уникальную машину. Но последнюю машину три года собирали, иногда вовремя не платя зарплату.

Что касается автомобильного и других производств, я бы очень Вас попросил повернуться лицом к Белоруссии. Там сохранен весь машиностроительный комплекс. Они в этом году произведут 60 тысяч тракторов, мы произведем в 4 раза меньше. Они произведут в два раза больше комбайнов, чем мы. Они сделали, по-моему, вместе с немцами, великолепный автобус и много другой техники. Они продают нам эту технику в полтора-два раза дешевле, чем европейским странам. Те же трактора продают в 72 страны мира, делая почти 50 модификаций.

Что касается проблем и сложностей, то они могут быть, но лишь прикладывая усилия, мы можем и дальше развивать машиностроительный комплекс, без которого невозможно нормальное развитие.

По обороне. Вы поставили очень правильную задачу, на мой взгляд. Содержание и техоснащение – 30% на 70%. Я посмотрел. Даже Ваша установка не выполняется господином Кудриным. Там у него 45% на 55% – в ближайшие три года.

С ураном проблема известна. Вы о своей обеспокоенности не раз говорили. Я в прошлом году с Вами обсуждал проблему порохов, без которых невозможна ни ракетная техника, ни современное оружие. У нас было 11 пороховых заводов, осталось два с половиной. Лучший завод в Перми был захвачен рэкетирами год назад. Ваше поручение Иванову и другим до сих пор не выполнено. Те, кто захватил завод, сейчас опять попали на скамью подсудимых, а самого грамотного – директора, который великолепно знал это производство, – выгнали. Суд его оправдал, но в должности его так и не восстановили.

Сейчас происходит, на мой взгляд, то же самое с кобальтом – со стратегическим материалом. У нас, по-моему, только «Норильский Никель» его выпускает. Год назад продали американцам всю партию, которую мы производим. Этот самый кобальт, без которого нельзя сделать ни ракетные двигатели, ни самолеты, уже в нас стрелял в Осетии. Потому что американцы, которым продали его, не хотят нам продавать. Мы оказываемся без одного из главных элементов, составляющих нашу безопасность. Уже примерно полторы тысячи материалов и видов материалов не хватает для того, чтобы укомплектовать те изделия военно-промышленного комплекса, которые записаны в бюджете, о которых Вы так беспокоитесь.

По селу эта политика закончится для нас, на мой взгляд, очень печально. По-прежнему выделяется 1% на все, хотя положено, как минимум, 10%. По ЖКХ – 0,9%, хотя, по сути дела, все сбрасывается на плечи граждан. Когда у нас 40% жилья – хрущевской эпохи, они не в состоянии при такой зарплате и пенсии его ремонтировать. На все социальные программы предусмотрено примерно 3% в этом бюджете. На Союзное государство, на наш братский союз с Белоруссией, господин Кудрин выделяет 3-4 млрд. рублей. Смешно просто читать это.

Почти 30 миллионов соотечественников остались «за кордоном». А на каждого человека выделяется по 7 рублей. Открытку нельзя будет послать, чтобы поприветствовать. А ведь мы без них не справимся, нам надо им протянуть руку и очень энергично приглашать жить и работать. Иначе мы, имея 2% населения планеты и обладая третью всех основных мировых сырьевых источников и двумя нераспечатанными еще до конца кладовыми Восточной Сибири и Дальнего Востока, будем просто не в состоянии осваивать свое богатство. За последние 15 лет на Дальнем Востоке население сократилось на два миллиона, в Сибири – на три миллиона. Мы потеряли пять миллионов человек, хотя до этого четыреста лет, даже в годы войны, население там всегда прибывало.

Хотел бы попросить Вас обратить внимание на то, что патриотизм и антисоветизм несовместимы. Я не знаю, кому это нужно, но если кто-то проанализирует хотя бы передачи того же Первого канала... Теперь даже Колчак становится уважаемым и почетным адмиралом, хотя он вводил за правило за каждого погибшего своего офицера 10 крестьян расстреливать в каждой деревне. С Деникиным, вроде бы, уже успокоились, хотя тот же Деникин у меня на Орловщине, когда занимал деревню, всех мужиков от 18 до 50 лет ставил к стенке для того, чтобы они не попали в Красную армию. Зачем все это нужно? Почему вместо того, чтобы консолидировать общество, нагнетается эта истерика?

Одна справка, скорее – для журналистов. В середине декабря 1916 года к царю Николаю II пришли лидеры шести думских фракций. Называлось это «Прогрессивный блок». Там не было ни одного большевика. Они сказали ему: «Государь, империя разваливается, армия дезертирует, промышленность останавливается. Давайте сформируем дееспособное Правительство, иначе всех нас ждет крах». Можно поднять стенограмму, прочитать это. Он согласился, через три дня его «укатала» семейка вместе с Распутиным, он отказался. Читаю Ленина за январь 1917 года. Он находится за границей. Ни в одном его произведении нет ни слова о том, что в феврале будет революция. Открываю все газеты царской империи за январь месяц – ни в одной газете нет ни слова о том, что в феврале будет революция. В феврале грянула революция, был бунт голодных женщин, которым на Невском не досталось по булке хлеба. А дальше уже многие знают, что там было. Поэтому, когда начинают на этом спекулировать, мне кажется, это никому не нужно и только усугубляет всю обстановку.

Несколько наших конкретных предложений. Мы считаем, что за последние годы только Правительство Примакова – Маслюкова проводило левоцентристский курс. Этот курс был наиболее эффективным, в соответствии с традицией России, потребностями производства и ожиданиями, чаяниями граждан. Мы считаем, что без научно-технического прогресса и новой индустриализации мы не выживем, и в этом отношении готовы всячески Вам помогать и поддерживать.

Мы считаем, что национальная стратегия очень важна в освоении наших огромных богатств, и в этом плане у нас есть хорошие предложения. Ваше решение о временном отказе от ВТО считаем абсолютно правильным, потому что они нам выдвинули три условия. Американцы – не вкладывать в сельское хозяйство и в науку, Европа – поднять цены на энергоносители до мирового уровня, а более крупные страны (с большим населением) – открыть рынок рабочей силы. Если это принять, то у нас евро будет на Волге, а юань на Урале. Это не решит ни одной проблемы, только потеряем окончательно суверенитет.

Очень важно преодолеть пропасть в уровне доходов граждан, которая все расширяется. Восстановить систему государственного управления, в том числе и индикативного планирования. И жесткая борьба с коррупцией – мы готовы максимально поддержать власть в этом отношении.

Хотел бы обратить Ваше внимание, что кадровое поле Вашей команды слишком узкое. Чтобы управлять страной, надо, как минимум, 500 – 600 человек управленцев высшей категории, 150 тысяч – среднего звена. У нас в некоторых регионах все крутится или вокруг одного руководителя, или вокруг одного клана. Это не решит ни одной проблемы. Мы готовы максимально помочь с точки зрения профессиональных кадров, которые хорошо знают производство и заинтересованы в нормальном и развитом диалоге.

Сейчас мы вышли на местные выборы в ряд регионов. Хотел бы обратиться к Вам персонально. Мы свою газету в Кемерово, где будут выборы, печатаем в Новосибирске. Там у нас сидит «гражданин начальник», который со мной полгода судится за то, что я его покритиковал. Показывает дурной пример всем главам администрации, что за критику можно судиться по полгода, причем суд – его, местный, кемеровский. Я предлагал перенести суд на нейтральную территорию, даже на это не хватило ума. Но меня не этот суд пугает, меня пугает то, что, по сути дела, выборы превращаются в грязную кашу.

Мы вместе с Чечней порадовались тому, что Грозный восстановили, что многое сделано в этом плане, чтобы там дальше, дай Бог, был мир и покой. Но не хотелось бы, чтобы Чечня, которая тоже проводит выборы, повторила пример Мордовии, где 98% пришли и все 98% проголосовали за «Единую Россию». У нас там есть хорошая поддержка, и мы надеемся на то, что Вы как лидер «Единой России» здесь поспособствуете тому, чтобы там были честные и достойные выборы.

Сейчас создали широкое движение АнтиНАТО, и, думаю, это одно из направлений, которое может нас всех консолидировать. Для нас это принципиально важно, особенно в работе с Украиной и другими регионами.

Еще раз хочу поблагодарить Вас за деловую встречу, за рабочий контакт, и, учитывая, что два дня назад Вы отмечали день рождения, Вас поздравить и пожелать Вам удачи в очень сложное время, в очень ответственной работе.

Владимир Путин: Благодарю Вас. Большое спасибо, Геннадий Андреевич, за поздравления и за такое содержательное вступление. Я даже не знаю, на чем здесь сконцентрировать внимание, поскольку практически все, о чем Вы говорили, представляет значительный интерес и действительно является важными темами.

Начну все-таки с самого начала. Вы сказали, что в таком основном составе фракция КПРФ не встречалась. Это не так. В 1999 году, когда я был соискателем на высокую должность Председателя Правительства Российской Федерации, я встречался с фракцией КПРФ в полном составе, и дискуссия у нас тогда была довольно острой. Но я с удивлением для себя обнаружил еще тогда, в 1999 году, что часть членов фракции КПРФ проголосовала за мою кандидатуру как за возможного Председателя Правительства Российской Федерации. Я это помню и за это очень благодарен.

Теперь я возьму, как мне кажется, самое главное. По поводу монетарного курса, который проводится Правительством Российской Федерации. В чистом виде монетарный курс, да и то не полностью все-таки, проводился в начале – середине 1990-х годов. И, я думаю, Вы со мной согласитесь, в последнее время все-таки никакой лабораторной чистоты монетарного курса у нас не было. Иначе у нас не было бы институтов развития, Банка Развития, специальных экономических зон, инвестиционного фонда и так далее. Не было бы отраслевых программ – я об этом скажу чуть позже, – программ, которые мы сформулировали и на развитие которых направили просто огромные, ранее никогда не выделявшиеся государством ресурсы. Это, прежде всего, инфраструктура.

Вот Вы говорили о транспорте. Да, такая проблема действительно существует. Она всегда была в России – и в царской России, и в советской, и сейчас существует. Но триллионы рублей, полноценных рублей, 13 или 15 трлн. мы выделяем на развитие транспортной структуры. Никогда такого мы не выделяли. Важно, чтобы они были истрачены с умом и эффективно.

Что касается того, как складывалась экономическая ситуация в мире. Вы вспомнили президентов Соединенных Штатов Америки Г.Гувера и Ф.Рузвельта – я думаю, что Вы не случайно это сделали. В мировой истории, истории экономического развития все это действительно было. На мой взгляд, это связано с законами циклического развития рыночной мировой экономики. Как только экономика идет на подъем, так появляется свободный и неконтролируемый никем рынок. Во всяком случае, он пропагандируется и подается как панацея от всех бед и рассматривается как самое эффективное средство развития и повышения благосостояния граждан. Как только этот цикл уходит в минус, снижается, так сразу все говорят о необходимости государственного регулирования. Что мы наблюдаем сегодня? То, что было, кстати говоря, и с Рузвельтом перед Второй мировой войной, это мы наблюдаем и сегодня.

В чем Вы правы безусловно – это в том, что доверие к Соединенным Штатам как к лидеру свободного мира и свободной экономики, доверие Уолл-Стриту как центру этого мира, подорвано, я считаю, навсегда. Возврата к прежней ситуации уже не будет. И это не только мое мнение, об этом прямо или косвенно говорят лидеры европейских стран и специалисты, председатели центральных банков и министры финансов.

Теперь несколько слов по поводу СНГ. Вы сказали, что Россию поддерживают, в основном, «левые» силы. Это так и не так одновременно. «Левые» силы, действительно, нас всегда поддерживают – это правда. Я благодарен Вашим коллегам в странах СНГ и Вам за то, что Вы проводите государственную линию в этом смысле, делаете все для того, чтобы отношения между сегодняшней Россией и нашими ближайшими соседями строились на прочной базе сотрудничества, взаимопонимания, на прочной базе ответственности за будущие поколения. Но все-таки у нас база поддержки шире. Если Вы посмотрите на последние социологические опросы – а я вчера только с ними знакомился, – на Украине за возможность вступления страны в НАТО высказываются 20%. Это значит, что 80% опрашиваемых – против. Не все же они члены Коммунистической партии Украины. Значит, база поддержки российской политики гораздо шире. И это хорошо.

Теперь по поводу образования, демографии. Я бы в этот список поставил еще и здравоохранение. Вы знаете, я не буду сейчас углубляться, может быть, в ходе дискуссии мы поговорим об этом поподробнее. Конечно, это все очень важно. Это не может быть не важно. Мы уже много раз об этом говорили. И именно идея, сформулированная мной еще в начале года на расширенном заседании Госсовета, на котором Вы присутствовали, о том, что до 2020 года страна должна развиваться на совершенно новой базе, что прежних механизмов, с помощью которых мы смогли хоть как-то восстановить страну, экономику, создать базу для дальнейшего развития, недостаточно. Теперь мы должны придать нашей экономике инновационный характер развития, но это будет задача, невозможная для реализации, если мы не будем заниматься образованием и здравоохранением. Не может человек малограмотный либо больной решать задачи, которые мы сформулировали.

То же самое касается демографии. Я все-таки еще раз повторю: мне очень приятно, что те решения, которые были приняты, все-таки сработали. Во-первых, мы их реализовали в сфере демографии, во-вторых, они сработали. Не скрою, это были сложные решения, неизвестно было, как они будут работать, сработают ли вообще, поверят ли люди в то, что мы делаем. Все-таки это имеет место. И это очень приятно, хотя я с Вами согласен абсолютно, полностью согласен в том, что, наверное, этого тоже недостаточно. Нужно вместе думать над тем, какие шаги еще сделать.

Я сразу же Вас хочу призвать к одному: нам надо очень аккуратно делать это все. Нам нельзя постоянно накручивать спираль социальных обязательств государства, не думая о последствиях бюджетной системы. Это все должны быть взвешенные решения. Надо смотреть на десятилетие вперед, что будет через 10 – 15 лет. Может, мы с Вами такие «сладенькие» решеньица сегодня напринимаем, так будем красиво смотреться перед гражданами, а что мы оставим потом? Как это будет все работать в бюджетной системе? Сможет ли она обеспечить тот уровень социальных обязательств государства, который мы заявим сегодня? Как это будет возрастать, в какой прогрессии? Нужно очень ответственно к этому подойти. Без всяких сомнений, нужно об этом думать. И нужно искать решения.

Теперь по поводу источников финансирования для реального сектора экономики. Я знаю отношение и Геннадия Андреевича, и моих присутствующих здесь коллег к деятельности экономического блока Правительства. Я сейчас не буду говорить о плюсах. Между прочим, они тоже очевидны. Просто из скромности умолчу об этом. Они очевидны в последние годы, эти плюсы. И это – тоже заслуга экономического блока Правительства не в последнюю очередь. Но есть, конечно, и минусы. Сейчас об этом тоже не буду говорить.

Что касается источников финансирования реального сектора. Они должны быть многогранными. Это не должна быть только одна игла федерального бюджета. Иначе это будет и коррупция возрастающая, и неэффективные траты. А средства федерального бюджета должны привлекаться – об этом мы говорим прямо и открыто – в инфраструктуру, науку, образование, здравоохранение, пенсионную систему. Это наши так называемые федеральные мандаты, наши обязательства перед страной и народом. Это те сферы деятельности реального сектора экономики, которые являются приоритетными, – так мы об этом и говорим, мы этим и занимаемся.

Я уже упоминал про космос. Дополнительно выделено 58,2 млрд. рублей. На ГЛОНАСС – 31,5 млрд. рублей. Светлана Евгеньевна (Савицкая) знает, что ГЛОНАСС – это процентов на 80% – тоже космос. Должна быть создана одна космическая группировка в 30 спутников. И здесь мы приняли программу ускоренного развития. Ускоренного! Если бы мы делали это так, как запланировали раньше, мы бы и сейчас оставались где-то на уровне 10 спутников в группировке. Мы уже обогнали европейцев в этом плане. И я уверен, что мы сделаем нашу систему, глобальную систему, быстрее, чем в Европе.

Развитие гражданской авиации, о которой Вы упомянули, – 19,4 млн. Развитие атомного энергомашиностроения и энергетического комплекса – 87,4 млрд. Развитие электронной компонентной базы – 3,7 млрд. Развитие гражданской морской техники – 4,2 млрд. Все цифры-то какие! Но и здесь, а тем более в других секторах экономики, должны привлекать и частные деньги, и иностранные инвестиции. В прошлом году у нас был 81 млрд. иностранных инвестиций.

Геннадий Зюганов: Сколько?

Владимир Путин: 81 млрд. Часть из них, конечно, носит спекулятивный характер, не в самом плохом смысле этого слова. Но, как минимум, половина – в реальную экономику.

Дальше. Вы упомянули о тарифах. Конечно, я сам всегда с большой тревогой и вниманием смотрю за тем, что происходит в этой сфере. Но если мы с вами говорим о необходимости развивать реальный сектор, то здесь тоже нужно действовать сбалансировано. Ведь в самые тяжелые годы развития, даже развала этого самого реального сектора экономики в начале и в середине 90-х годов, именно на дешевых энергоресурсах и на дешевых тарифах по перевозке грузов держалась вся экономика. И «Газпром» 15 с лишним лет до сих пор снабжает страну первичным энергоносителем по ценам, которые значительно ниже рыночных. Так не должно продолжаться всегда. Потому что если так будет продолжаться, то мы никогда не решим проблему ЖКХ, как это ни странно на первый взгляд. Никогда она не будет решена! Мы с вами никогда не добьемся диверсификации источников энергетики! Все «сядут» только на газ. Все сегодня «садятся» уже только на газ! А это, даже с точки зрения обеспечения безопасности, страшно. Не может вся экономика, вся «социалка» и вся жилищная сфера сидеть на одной трубе! Ну не дай бог, что случится. Понимаете? Значит, у нас должен быть и топочный мазут, и уголь задействован, и атомная энергетика, и гидроэнергетика. Мы не можем всю страну на газ посадить.

И знаете, что я вам скажу, невозможно будет ничего сделать, никого уговорить, хоть милиционера поставь на каждой электростанции, если не будет рыночных механизмов, если не будут цены примерно равные. Не заставим мы с вами никого, понимаете? Даже если Геннадий Андреевич займет мое место в Белом доме, он не сможет этого сделать. Просто экономика функционирует так, что этого сделать нельзя. Только рыночными способами. Цены должны быть примерно одинаковые. Но делать это нужно, конечно, аккуратно, поэтому мы и разработали еще в прошлом или позапрошлом году мягкое движение к этой цели, к рыночному ценообразованию. За исключением комбыта и населения. Для комбыта и населения мы вообще готовы уйти за невидимый горизонт. Спокойно нужно это делать, по мере роста реальных доходов населения. Пока это даже не рассматривается. Иначе мы и энергосбережения никогда не добьемся, и перевооружения экономики никогда не добьемся, если будет энергозатратная экономика. А если не добьемся, то, значит, не добьемся и конкурентоспособности. Тут целая цепочка негативных последствий.

Вы упомянули об авиации. Конечно, мы в свое время производили много самолетов. Но мы не можем сегодня производить такие самолеты. Вы же сами сказали о ценах на авиационные билеты на Дальний Восток. Если сравнить Ил-62 и современные самолеты: кто и сколько из них потребляет авиационного керосина? Отсюда – и цена на билет. Значит, нам нужны современные самолеты. У нас всегда была проблема с конкурентоспособными самолетами, надо признать. Вот боевая авиация – да, она была конкурентоспособной, но гражданская... трудно сказать, была ли у нас вообще. Были отдельные экземпляры. Поэтому и досталось нам то, что мы имеем сегодня. Но все-таки движение здесь есть, это меня радует. У нас уже появляется и будет обязательно сделан Superjet, о котором мы говорим. Он сделан уже не по старым стандартам, все в «цифре» просчитано. Это новая машина, абсолютно нового поколения. И у других компаний такие же появляются. Нам нужно еще завершить создание авиационной компании, чтобы она зафункционировала в нужном режиме. Думаю, что и здесь мы на правильном пути, мы этого добьемся.

Теперь по поводу армии, и содержания, и развития – 30 на 70. Я благодарен вам за то, что вы с пониманием относитесь к этой цели и поддерживаете ее. Понимаете, здесь дело ведь не только в Министерстве финансов, дело в восприимчивости армии. Она пока, даже засыпь ее деньгами, не сможет этого делать. Это длительный процесс. Их потихонечку нужно делать. Социальные вопросы здесь возникают, нужно закрыть проблемы с жильем для людей, особенно с теми офицерами, которые заканчивают службу. Там много социальных обязательств. Мы не можем забросить сейчас, время нужно. Но мы будем идти по этому пути обязательно, этого мы будем добиваться как основной цели, иначе у нас не будет никогда современной армии.

Программа «Соотечественники». Вы знаете, это я был ее инициатором. Я тоже хочу вас поблагодарить за то, что вы поддерживаете. Но здесь тоже много реальных проблем на практике. Вот приезжают новые люди из-за границы, а местные жители говорят: «А мы? Чего это вы им квартиры и дома строите? Вы наши еще проблемы не решили. Ну-ка давайте сюда, повернитесь к нам».

Но в чем Геннадий Андреевич, безусловно, прав: без привлечения наших соотечественников из-за границы мы, конечно, будем еще дольше решать демографические, экономические проблемы. Здесь нам вместе с вами нужно подумать, как сделать эту программу. Не только насытить ее дополнительными деньгами, но и сделать ее комфортной и для тех, кто приезжает, и для местных жителей, в регионы к которым приезжают переселенцы. Это сложная и психологическая, и экономическая, и социальная задача. Но решать ее тоже нужно, здесь я даже не хочу спорить с Геннадием Андреевичем, здесь мы, по-моему, говорим практически на одном языке.

Если вы обратили внимание, очень много времени в последние годы я посвятил тому, чтобы у нас проблема прошлого, проблема, связанная с расколом российского общества в период гражданской войны, противостояния, советский период, чтобы они были заглажены, зачищены, чтобы, наконец-то, у нас наступил не формально, а в сердце, в душе, мир и спокойствие. Чтобы российское общество ощутило себя единым. И все, что связано с каким бы то ни было раздуванием противоречий на какой-то классовой, партийной почве, я считаю недопустимыми. Но я сейчас не хочу давать оценок художественным произведениям, фильмам. Для меня ясно одно – что история должна преподноситься объективно. У населения, сегодняшних и будущих поколений должна складываться объективная картина прошлого, и только тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее. И вместе будем добиваться этой цели.

Теперь по выборам. Я не как лидер «Единой России», а как Председатель Правительства обязан все сделать для того, чтобы любые выборы и на любом уровне происходили честно, были созданы все условия для того, чтобы граждане могли выражать свое мнение, приходя на избирательные участки без всякого давления, чтобы результаты были объективными. Все сделать для того, чтобы так и было.

Спасибо!

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
Главное